Аудит — помощник в бизнесе

Сейчас в Новосибирске реально работают не более сорока аудиторских фирм. Практически все они занимаются не только аудитом, но и консалтингом. О том, что представляет собой рынок аудиторских услуг нашего города, рассказывает гендиректор аудиторской службы «Нобл Компани» Светлана МЕТЕЛЬСКАЯ.

— Светлана Владимировна, какие группы игроков присутствуют на рынке аудиторских услуг Новосибирска?
— Во–первых, это восемь крупнейших компаний Новосибирска, которые за последние пять лет, по данным рейтингового агентства «Эксперт», неоднократно входили в 150 крупнейших аудиторско–консалтинговых групп России. К ним относятся «Консауд», «Экфард», «Нобл Компани», «Баланс», «Гид–Аудит», «Новосибирское аудиторское товарищество», «Сибэкспертиза» и «Финансовая экспертиза». Эти компании работают более чем с тремя крупными клиентами и имеют годовую выручку более 7 млн рублей.
В каждой такой компании работает более 15 человек — не только аудиторы, но и юристы, плюс административно–технический персонал. Услуги этих компаний дороже услуг остальных игроков рынка.
Средний сегмент — небольшие аудиторские компании, среди клиентов которых не более трех крупных. К такого рода аудиторским компаниям можно отнести «Финансы Н», «РосАудит», «ЭБФ» и другие. Среди этих фирм есть достаточно динамичные, успешные компании, способные в будущем потеснить лидеров рынка.
Следующий сектор — многочисленные мелкие игроки. В этом секторе рынка постоянно происходят перемены: фирмы появляются, разоряются, перепродаются. Как правило, возраст компаний в этом секторе ограничивается тремя годами. Доверяя им проведение аудита, клиент должен в первую очередь подумать о том, доживет ли аудиторская фирма до того момента, когда нужно будет отстаивать состоятельность рекомендаций аудиторов перед налоговыми органами.
Также существуют компании, для которых аудит является сопутствующим видом деятельности, а основным может быть оказание юридических, консалтинговых или бухгалтерских услуг. Стоимость аудиторских услуг этих фирм, как правило, ниже среднерыночной.
И последний тип фирм — «карманные» аудиторы. К ним относятся аудиторские компании, созданные для того, чтобы обслуживать интересы одного предприятия или холдинга.
— Мелкие, начинающие фирмы не имеют сейчас больших шансов на успех. С чем это связано?
— Рынок аудита существует более двенадцати лет. Те фирмы, которые образовались и развивались вместе с рынком, накопили за годы работы значительный опыт, который позволяет им с достоинством выходить из сложных ситуаций. Опытные игроки имеют больший потенциал, больший запас прочности, чем те, кто только начинает. Не стоит забывать и о том, что для успеха на рынке аудита необходима репутация, которая нарабатывается годами.
Кроме того, сейчас для поддержания формального права заниматься аудитом нужны большие финансовые вложения. Сотрудникам необходимо проходить аттестацию, фирме — получать лицензии, пользоваться услугами страховых компаний, а также принимать участие в общественной жизни аудиторского сообщества — все это требует инвестиций времени и денежных средств.
— Как осуществляется подбор сотрудников аудиторских фирм?
— Профессиональный аудитор — это больше, чем хороший бухгалтер, это специалист уровня финансового аналитика, коммерческого директора. Он прекрасно разбирается в налоговом законодательстве, юридических и экономических аспектах деятельности компаний, а также умеет общаться с клиентами и обладает стрессоустойчивостью.
Чтобы решить проблему поиска высококвалифицированных кадров, некоторые компании обращаются к услугам кадровых агентств либо принимают на работу молодых сотрудников, профессиональный рост которых происходит под руководством более опытных коллег. Некоторые компании предлагают более высокий уровень заработной платы или привилегированные условия труда.
— Часто ли цена аудита является основным критерием при выборе аудитора?
— Клиенты действительно обращают внимание на стоимость предоставляемых услуг, однако они также думают и об эффективности вложенных средств. Встречаются клиенты, которые имеют плачевный опыт попыток сэкономить. Самый смешной случай, который мне рассказала главный бухгалтер одного из наших клиентов, как она после работы московских аудиторов сама писала аудиторский отчет и потом два месяца дозванивалась до аудиторов, чтобы те заверили отчет своей печатью. С тех пор для этого клиента вопрос цены на наши услуги не является основным.
— Многие считают, что аудит не нужен, сейчас больше требуется консалтинг.
— Аудит — достаточно дорогая услуга, но если бы аудиторские услуги действительно были не нужны, то фирмы, их предоставляющие, не могли бы продержаться на рынке. Не секрет, что есть способы получить формальное аудиторское заключение за небольшие деньги в тех фирмах, которые на такой форме работы специализируются.
Однако соглашусь, что аудит в классическом понимании (выражение мнения о достоверности финансовой отчетности клиента) не так интересен на нашем рынке, как аудит в том понимании, которое сложилось на практике. Аудитор — это помощник, который может дать профессиональный совет, основываясь на результатах проверки бухгалтерских документов. Я считаю, что, не проводя аудита, невозможно дать грамотный совет по усовершенствованию бухгалтерского учета, оптимизации налогообложения — ведь многое зависит от реалий финансово–хозяйственной жизни клиента. Я бы сказала, что аудит и консалтинг — в равной мере необходимы. Особенно ценят консультационную поддержку аудиторов крупные промышленные предприятия, бухгалтеры которых каждый день сталкиваются с необходимостью решать сложные вопросы.

Беседовал Иван ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.