Эпилепсия излечима

По мнению обывателя, эпилепсия — это неизлечимое заболевание, при котором больные во избежание тяжелых эпилептических припадков вынуждены всю жизнь принимать лекарство. А что по этому поводу думают врачи, которые непосредственно лечат таких больных? Помочь нам разобраться в проблеме мы попросили главного врача городского неврологического центра «ДИАБОРА» Ольгу Борисовну ТЫШКЕВИЧ.

— «Эпилепсия» в буквальном переводе означает «схватывание», а говоря смысловым языком — состояние побежденного, схваченного или пораженного какой–то силой. На вопрос, что это за сила, ученые пытаются ответить вот уже много веков. Но это непросто сделать. Помните, что говорил в фильме Марка Захарова «Формула любви» сельский доктор? «Голова — предмет темный, изучению не подлежит». Тем не менее наука не стоит на месте. Сегодня существуют высокоинформативные методы исследования коры головного мозга, проводятся специальные биохимические анализы, которые позволили продвинуться далеко вперед в изучении причин, вызывающих эпилепсию.
Прежде всего, это многофакторное заболевание. Каждый из известных факторов является предрасполагающим к развитию эпилепсии, то есть он только повышает риск возникновения болезни. Даже наличие эпилептогенного очага возбуждения в головном мозге рассматривается «всего лишь» как один из основных факторов эпилепсии, но не более того. Есть много пациентов, которые имеют этот очаг возбуждения по ЭЭГ (электроэнцефалографии), однако эпилептическими припадками не страдают.
Доказана наследственная предрасположенность к эпилепсии. Специально проведенные эпидемиологические и генетические исследования показали, что риск возникновения эпилепсии у ребенка в случае болезни одного из родителей составляет четыре–шесть процентов. Если же эпилепсия диагностирована у обоих родителей, то риск появления приступов у ребенка составляет уже 10–12 процентов. Но хочу подчеркнуть, что наследуется не сама эпилепсия, а только предрасположенность к ней, которая при неблагоприятных условиях может проявиться заболеванием, а может и не проявиться.
Одним из главных предрасполагающих факторов к эпилепсии считается тяжелая травма головного мозга. При таких травмах риск возникновения заболевания самый высокий. Затем идет инсульт, после которого в результате органического поражения головного мозга (кровоизлияния) развивается болезнь. Большое значение имеет также токсический фактор — алкоголь, наркотические вещества, угарный газ. Так, по некоторым данным, каждый десятый алкоголик страдает эпилептическими припадками.
Нередко эпилепсия развивается вследствие перенесенного клещевого энцефалита, клещевого борреллиоза, менингита, других нейроинфекций, гриппа, герпесвирусных инфекций, а также опухолей головного мозга.
— Насколько мне известно, чаще всего эпилепсией страдают дети.
— Впервые эпилепсия заявляет о себе до 20–25 лет. Но у 80 процентов больных первый приступ развивается в детском и подростковом возрасте. Особенно часто болезнь возникает в первые семь лет жизни ребенка. Среди всех больных эпилепсией примерно у 60 процентов болезнь началась именно в это время. Почему болезнь «выбрала» именно детей, сказать трудно. Возможно, это связано с нарушением проводимости между нейронами в коре головного мозга в период формирования центральной нервной системы ребенка. Или же причиной заболевания стало повреждение мозга плода внутриутробно, во время беременности или родов.
— Что же такое особенное происходит в головном мозге, из–за чего человек мгновенно теряет сознание и начинает биться в страшном припадке?
— Сразу хочу вас поправить: помимо классических эпилептических припадков (падение навзничь, симметричные или несимметричные судороги, пена изо рта, закатившиеся глаза) есть и другие признаки развившегося эпилептического приступа. Существует несколько видов и подвидов эпилепсии (свыше 40 форм), и для каждого из них характерны свои симптомы, которые далеко не всегда сопровождаются потерей сознания. К примеру, во время приступа может начать дергаться только одна рука. Или же вдруг происходят мимические судороги, например подергивание губ. Иногда человек буквально на секунды теряет связь с окружающим его миром. Если ему в этот момент кто–то что–то говорил, если он смотрел телевизор, слушал радио, он не будет об этом помнить, данный «кусочек» информации пройдет мимо него. Самое интересное, что со стороны это «выключение» может быть никем не замечено. Или же посчитают, что человек просто задумался. Хотя на самом деле у него был самый настоящий приступ эпилепсии.
Перед приступами эпилепсии может возникать аура, такая же, какая бывает перед приступом мигрени. У больных могут появиться слуховые, вкусовые или обонятельные галлюцинации. У Достоевского, например, (который, как известно, страдал эпилепсией со вторично–генерализованными судорожными припадками) перед приступом развивалась эмоционально–аффективная аура. Обычно для нее характерны «панические атаки», то есть чувство страха, заставляющее больных бежать или прятаться. Однако у Достоевского, наоборот, возникали приятные эмоциональные ощущения радости, удовольствия, счастья, блаженства. В зарубежной литературе это состояние получило название «эпилепсия Достоевского».
Совсем необязательно, что после ауры начнется генерализованный припадок. Его может и не быть. Например больной неожиданно ощущает, что его как будто бы окатили с головы до ног холодной водой. Это называется вегетативно–психической реакцией, которая является симптомом эпилепсии. Но на этом все и заканчивается.
А теперь что касается вашего вопроса. Согласно последним научным воззрениям эпилептические припадки возникают в результате выброса избыточного количества нейромедиаторов (прежде всего глутамата) и возникновения очагов возбуждения, характеризующихся чрезмерными нейронными разрядами, которые изменяют обменный процесс в тканях мозга. Однако с чем конкретно связан избыточный выброс нейромедиаторов, точно сказать пока никто не может. Найдены гены, отвечающие за эпилепсию, однако болезнь без видимых причин может развиться и у тех людей, у которых гены не повреждены. Словом, вопросов еще много.
— Как сейчас лечат эпилепсию? Насколько это лечение эффективно, безопасно ли оно?..
— Прежде чем начать лечение, нужно поставить диагноз. Дело в том, что и потеря сознания, и различные подергивания могут происходить в результате резкого падения сахара крови, высокой температуры, отравления, нарушения мозгового кровообращения, анемии, дефицита кальция и многих других состояний. Сразу назначать таким больным противоэпилептические препараты ни в коем случае нельзя. Мы говорим об эпилепсии только тогда, когда имеют место повторные эпилептические припадки. Но даже в этом случае сначала следует провести специальные исследования — видео–ЭЭГ–мониторинг, ЭЭГ с депривацией сна, магнитно–резонансную или компьютерную томографию. Без этих исследований начинать лечить больного нельзя.
Иногда эпилепсию представляют как неизлечимое заболевание. Это следует из самого определения эпилепсии, в котором говорится, что эпилепсия — хроническое заболевание. А раз хроническое — значит, неизлечимое. Однако когда мы говорим об излечении, то имеем в виду то, что приступы болезни прекратились. Согласно обобщенным данным ведущих противоэпилептических центров мира, хороший терапевтический эффект достигается у 80–85 процентов больных. При этом у 60–70 процентов больных приступы удается устранить полностью. И это является веским основанием для отмены противоэпилептических препаратов.
Процент больных, избавившихся от припадков, мог бы быть значительно большим, если бы не одно обстоятельство. 30 процентов больных принимают лекарство нерегулярно или самостоятельно прекращают лечение, полагая, что если в течение года у них не было ни одного приступа, то их уже и не будет. А они появляются вновь. Решение об отмене препаратов должен принимать только врач, и не раньше, чем через пять лет лечения, при условии, что все это время у больного не было приступов.
— Но больных можно понять: они боятся постоянно принимать лекарство. Кстати, каковы побочные эффекты противоэпилептических средств?
— Поскольку лечение эпилепсии растягивается на многие годы, то вполне естественно, что риск возникновения побочных эффектов от лекарственной терапии у больных эпилепсией достаточно высокий. Чаще всего мы наблюдаем повышение веса, акнэ (прыщи), выпадение волос, повышенное оволосение, нарушение менструального цикла, потливость. На фоне лечения могут происходить снижение памяти, концентрации внимания, расстройства настроения, депрессивные состояния. Могут быть и более грозные осложнения, такие как остеопороз, импотенция, печеночная недостаточность, панкреатит.
Однако нужно знать, какими лекарствами раньше лечили. В частности, применялись бензонал, фенобарбитал, которые обладают седативным и выраженным токсическим действием. Кроме того, к ним возникает привыкание. Очень громоздкими были и схемы лечения. Последующее поколение препаратов было более безопасным, однако и эти лекарства давали частые побочные эффекты.
В последнее время особое внимание уделяется правильному подбору лекарственных препаратов и назначению их в оптимальной для каждого больного дозировке. Это стало возможно с появлением современных зарубежных высокотехнологичных и относительно безопасных противоэпилептических препаратов (ламотриджин, депакин, топамакс) и специальных методов исследования, позволяющих определить количество лекарственного вещества в крови больного. Для каждого препарата — оно свое. Если содержание лекарства в крови ниже нормы, значит, эффективность лечения недостаточная и вероятность развития повторных приступов остается высокой. Если концентрация лекарства в крови слишком высокая, то возникает риск развития побочных эффектов, которые всегда нежелательны.
Конечно, может быть и индивидуальная непереносимость того или иного препарата, без видимой причины могут возникать и побочные действия лекарства. В этом случае врач назначает другое, не менее эффективное средство, которое у данного больного не вызывает никаких болезненных состояний. Больше того, если в результате приема первого препарата у пациента повысился вес, появились прыщи, начали выпадать волосы, то все эти симптомы после замены одного лекарства на другое — более современное (например, ламиктал) бесследно проходят: кожа становится чистой, вес нормализуется, волосы перестают выпадать, полностью восстанавливается менструальный цикл.
Еще несколько лет назад беременность у больных эпилепсией считалась нежелательной. Таким больным настоятельно рекомендовали предохраняться или же делать медицинский аборт. Сейчас женщины, страдающие эпилепсией, благодаря современным противоэпилептическим препаратам нормально вынашивают и без проблем рожают здоровых детей. Это хороший пример высокого качества и безопасности новых лекарственных средств и технологий, позволяющих подобрать оптимальную дозу лекарства для конкретного больного.

В следующих материалах Ольга Борисовна ТЫШКЕВИЧ обещала более подробно рассказать о современных высокоэффективных и относительно безопасных подходах к лечению различных форм эпилепсии.

Нужна ли нам школа по эпилепсии?

«Как воздух!» — отвечают специалисты. Дело в том, что нередко больные эпилепсией замыкаются в себе, не могут адаптироваться в коллективе, от чего страдает их качество жизни. В то время как эти больные могут вести абсолютно полноценный образ жизни! Главное: обладать всеми необходимыми знаниями о болезни и методах ее лечения. Помните слова: знание — сила! Не пустые слова.

Причем знания эти нужны не только больным, но и их близким людям. В первую очередь это касается тех семей, в которых болен ребенок. Так, первое известие о болезни ребенка повергают родителей в шок. В доме воцаряется тяжелая психологическая атмосфера, которую дети особенно чувствуют. Вместо того чтобы трезво оценить обстановку, найти хорошего доктора, узнать все о болезни, родители начинают страдать, с головой погружаются в горе, и уже непонятно, кто собственно болен — их ребенок или они сами. Поэтому важным моментом в лечении эпилепсии является психологическая реабилитация родителей больных детей. Вот для этого и нужна школа по эпилепсии.
Замечено, что больные, занимающиеся в школе, лучше контролируют болезнь, и излечиваемость среди них выше, чем у больных, которые консультируются только у лечащего врача. Ведь для получения необходимых знаний важны не только лекции, но и игровые ситуации, которые помогают лучше запомнить материал, важно, наконец, общение.
Успех лечения эпилепсии во многом зависит от того, полностью устранены второстепенные причины, их вызывающие, или нет. К ним относятся мелькание света за окном общественного транспорта, быстрый переход из темного помещения в светлое, мелькание кадров на телеэкране («мультипликационная эпилепсия»), работа за компьютером, развлечение на аттракционах (карусель), сильные запахи, резкие звуки и так далее. Поэтому каждому больному необходимо постоянно помнить о причинах, способных вызвать у него приступ, и уметь избегать их. А если это невозможно, то знать, как вести себя в той или иной ситуации, чтобы предупредить развитие припадка.
Больным эпилепсией не рекомендуется употреблять алкоголь. Спиртные напитки часто провоцируют приступы эпилепсии. Но как не хочется выглядеть «белой вороной» на празднике! Приглашенные в школу психологи расскажут, что нужно делать в таких случаях, как себя вести. Ведь весь вечер можно провести и с одним бокалом натурального вина, лишь иногда делая по маленькому глотку.
В России такие школы уже есть. В частности, большой опыт проведения школ по эпилепсии есть в Воронеже. С этой целью приглашаются ведущие эпилептологи, неврологи, терапевты города, области и даже страны. Новосибирские специалисты считают, что было бы хорошо создать школу по эпилепсии и в нашем городе. Тем более что школы по сахарному диабету, болезням щитовидной железы, астма–школы в Новосибирске уже есть, и все они зарекомендовали себя с самой лучшей стороны. Не достает только одной: школы по эпилепсии.

Более двух миллионов россиян страдают эпилепсией

Сколько больных эпилепсией в нашей стране, никому неизвестно. Точных данных нет, но специалисты предполагают, что таких больных должно быть не менее 2,5 миллиона человек. Притом что, к сожалению, диагноз «эпилепсия» порой ошибочно не выставляется или скрывается под другими названиями, такими, к примеру, как эпилептический или эпилептиформный синдромы, судорожный синдром, вегетативно–висцеральные пароксизмы, судорожная готовность, некоторые виды фебрильных судорог, невротические реакции и другие. Часто сами больные просят не писать в справке об их заболевании, поскольку считают болезнь «стыдной» или же по каким–то другим соображениям. Например, чтобы получить право на вождение автомобиля.

Дмитрий КОКОУЛИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.