Под музыку Берковского

Виктор Берковский «университетов не кончал». И консерваторий «не кончал». Образование он получил в Московском институте стали и сплавов по специальности «обработка металлов давлением». Сейчас в ранге профессора МИСиСа дает это образование следующим поколениям. И пишет песни. Эти песни Новосибирск услышал в живом исполнении: в рамках проекта «Легендарные барды» Берковский дал концерты в филармонии, Доме ученых и бард–кафе «Гитара по кругу». А в Новосибирском пресс–клубе знаменитый бард встретился с журналистами.

— Виктор Семенович, это правда, что вы начали писать песни раньше, чем выучили ноты?
— Ну да, мне подарили гитару, показали три аккорда, я стал песни писать. Я жил музыкой, потому что и родители в этом постарались. Мама водила меня на все концерты, которые устраивались в Новокузнецке, где прошло мое детство. Но понимал, что песни мои несовершенны. Защитив диссертацию в институте, понял, что стал свободен. Решил, что нужно музыкально подковаться. И пошел поступать в детскую музыкальную школу на вечернее отделение. Мне было 32 года. Надо мной начали смеяться: «Наше вечернее отделение предназначено для детей, которые не прошли на дневное». Преподаватель, узнав, что я — автор «Гренады», стала меня бояться. Думала, я прикидываюсь. А потом меня послали работать в Индию, и я забыл все, чему научился в музыкальной школе.
— Тем не менее вы создали в Индии «хор русских профессоров». А идея «бардовского хора» легла в основу проекта «Песни нашего века». Вы как его художественный руководитель и вдохновитель удовлетворены проделанной работой?
— Я не ожидал, что проект будет иметь такой успех. Мы взяли все самое лучшее из авторской песни, ввели в исполнение контрабас, который внес некий драйв, и это всем нравится. Хотя есть исключения. Многими любимый Костромин организовал пресс–конференцию, на которой выступал против нашей затеи. Говорят, прошла такая акция — «Суд над песнями нашего века», я случайно узнал о ней несколько дней назад. После выпуска первого диска с записью самых известных авторов на волне эйфории от успеха мы создали второй диск. Народ требовал продолжения. Мы записали третий и сказали: ну все, наверное, хватит, любителей авторской песни мы насытили. Нас стали приглашать в Прибалтику, Америку, Израиль, Германию. Логичным показалось записать четвертый диск. Мы назвали его «Постскриптум», подразумевая, что на этом закончим. Включили в него всех участников проекта — и тех, кто из него ушел, и тех, кто остался. Он имел шумный успех. Заканчивается работа над пятым диском.
— «Постскриптум–два»?
— Нет, он посвящен Окуджаве. 20–21 августа должен быть концерт в концертном зале «Россия», куда будут приглашены его друзья, люди, которые его любили.
— Какой прием вы встречали в других странах? Рассказывают, что русскоязычная публика, живущая за рубежом, гораздо теплее принимает бардов из России, чем у нас.
— В некоторых городах США мы встречали пустые залы. Администраторы горестно рассказывали: «В нашем городе 60 тысяч русских. Тем не менее сложно организовать концерт. Даже на концерты Макаревича сложно было собрать народ». Там заранее билеты не покупают, привыкли это делать непосредственно перед концертом, поэтому организаторам трудно спланировать аншлаг. Причина пустых залов, наверное, еще и в том, что среди бардов много самодельщиков, им тоже устраивают концерты, а они понижают рейтинг авторской песни.
— Вас называют «чистым композитором». Неужели вы не пробовали писать слова к своим песням?
— Как–то мы с Юрием Визбором сидели на кухне у Сухарева, пили водку, показывали друг другу свои музыкальные заготовки. Визбор тогда сказал: «Витя, у тебя есть семь нот, разбирайся с ними, а я стихами займусь». В тот вечер я написал «Апрель, апрель на улице» — первую песню на стихи Сухарева. Его слова не вмещались в музыку, и я их чуть–чуть изменил. Он с моим вариантом не согласился. Прошло лет 35, а он до сих пор настаивает, что нужно петь его вариант.
— Что, на ваш взгляд, изменилось в авторской песне со времен зарождения этого жанра? Многие считают, что наступает кризис жанра, авторская песня деградирует.
— Напротив, происходит насыщение авторской песни. Улучшается качество исполнения. Авторы стали играть на хороших гитарах, усложнилась музыка. Хотя стихи, как мне кажется, не стали лучше. Я композитор, и эта проблема меня волнует: очень трудно найти приличные стихи. Конечно, тематика не может остаться прежней, ведь те проблемы ушли, из песен исчезла социальная острота. Но ведь есть же вечные темы: любовь, дружба, природа. Визбор и Окуджава будут всегда, их никто не превзошел.

Из досье

Наряду с напряженной преподавательской и научной работой Виктор Берковский сочиняет музыку. Он написал более двухсот песен, многие из которых стали народными: «Гренада» (стихи Светлова), «Песня шагом, шагом» (стихи Матвеевой), «Сороковые роковые» (стихи Самойлова), «Черешневый кларнет» (стихи Окуджавы), «Альма–матер» (стихи Сухарева). В соавторстве с Сергеем Никитиным Берковский написал музыку к спектаклям и кинофильмам: «Мэри Поппинс», «Морские ворота», «Али–Баба и 40 песен персидского базара» и др.
Лишь в конце 70–х годов широкий зритель услышал песни Берковского в его собственном исполнении. В свои концерты он стал привлекать известных музыкантов. В Новосибирске он выступил совместно с Дмитрием Земским и Александром Марченко.

Лариса СТРУННИКОВА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.