Путешествие на дно и обратно

Студенческий театр СГУПСа (бывший НИИЖТ) «Сфера» под руководством режиссера Галины Наумовой представил широкой аудитории свой третий спектакль — «Домой!» по пьесе Людмилы Разумовской. Даже не искушенные в театре люди увидели, что на университетской сцене работает коллектив, перешагнувший уровень самодеятельности.

После спектакля шла домой пешком и вдруг заметила, что разговариваю сама с собой. Неделю не могла очухаться. Думала только о спектакле. Сердце сжималось...
— А я ушел после первого действия. Мне и в жизни всякой грязи хватает — зачем ее на сцену тащить?
Нищета. Подвал. Сбитое в кучу тряпье. Несколько ящиков. Здесь они и живут: пятнадцатилетняя Танька–Рыжая, которая вот–вот родит, десятилетние сироты Фома и Близнец, их «пахан» Рваный, его «прихвостень» Хуля. Еще появляется Венька– монах — обитал себе в монастыре, молился за упокой чьей–то души, но его отправили в мир, чтобы узнал, каково оно, любить ближнего. Такого, как Рваный, насильно заливающий ему в горло водку. И такую, как Жанна, ставшая проституткой и потерявшая последнюю надежду.
Широко раскрытые глаза Фомы — он ждет чуда, а вместо этого ставший ненавистным Рваный сжигает труп его любимой Таньки. Посеревшее личико Близнеца — глядя на окружающих затравленно, исподлобья, он вдруг замолчал — не о чем говорить да и не с кем. Гордая Жанна ломается, как льдинка, раздавленная каблуком. Жизнь кончается, не успев начаться. Откуда юные актеры знают о ней? Может быть, режиссер, как сам Станиславский, нашла их на Хитровом рынке? А руководитель Малого драматического театра Лев Додин, приезжавший на недавний Рождественский фестиваль, рассказывал, как для достоверности пригласил на роль в спектакле беспризорницу.
Четыре года назад Галина Наумова пришла руководить студенческим театром. Предполагалось, что займется непритязательными эстрадными миниатюрками. «Но мне это — что слону припарки», — возразила она. Придумала новое название: «Сфера — образ совершенства, сфера общения и активной деятельности». И предложила ребятам пьесу Гарсиа Лорки «Любовь Дона Перлимплина». Через месяц новообразованный коллектив на межвузовском фестивале МПС в Москве завоевал первое место, а Илья Митрофанов стал первым в номинации «Лучшая мужская роль». В прошлом году «Сфера» показала спектакль «Старший сын» по Вампилову на фестивале в Самаре и заняла второе место. Нужно было расти дальше.
Галина Наумова перелопатила ворох пьес и наконец нашла то, что ей надо: «Домой!» Надо ли? Материал показался неподъемным. Так казалось и потом, в процессе репетиций, которые продолжались больше года. Были минуты малодушия: режиссеру хотелось все бросить к чертовой матери. Или наорать на бестолковых студентов. После премьеры она сказала: «Я благодарна ребятам за их подвиг».
Пятнадцать тысяч на костюмы и реквизит заработали самостоятельно: играли «Старшего сына» на выборах. Но самым трудным было преодолеть в себе страх перед «ездой в незнаемое». Режиссер пошла по пути наибольшего сопротивления: распределила роли совершенно неожиданно. Тихая Наташа Баринова, год терпеливо ожидающая роли, мечтала сыграть Жанну, но получила Фому. Благополучный, добрый, голубоглазый Олег Соколов робко предлагал: «Может, я ангела сыграю?» И никак не мог свыкнуться с мыслью, что придется войти в образ Хули, — Олег и слова–то такого никогда не произносил. Приме Насте Новиковой, сыгравшей в «Старшем сыне» Нину, пришлось переместиться в совершенно противоположную ипостась — посмотреть на мир глазами Жанны. Потанинский стипендиат Алексей Коряка, блеснувший в «Старшем сыне» в роли Васеньки, признался: «Сложнее всего в роли Веньки было то, что я не могу верить, как он. Только стараюсь верить... Но нужно верить, а не стараться». Чтобы освободиться от прежнего образа, он радикально перекрасился в блондина. А Иван Крючков (красавчик Сильва в «Старшем сыне») заставил себя похудеть на 17 килограммов.
Ивану достался Рваный. Он оказался единственным, кто знает о «дне жизни» по собственному опыту. Захолустный бурятский городок Северобайкальск: амнистия, контингент, зеки, бесхозная молодежь. У Ивана первый юношеский разряд по боксу, баскетболу и волейболу, музыкальная школа по классу гитары. И вдруг все это сгинуло, как наваждение. «Мы избивали и грабили прохожих на улице. Кололись, варили ханку. Зеки заставляли нас у родителей золото воровать. Многие знакомые заболевали СПИДом, гепатитом, умирали от поножовщины или передозировки. Моего друга порезали чуть не насмерть. Я и мои друзья смогли оторваться».
Благополучный, хорошо успевающий студент и спортсмен Иван Крючков выступал на репетициях консультантом. Ставил драки. Помогал девчонкам влезть в шкуру пацанов: показывал, как они бегают, сидят, плюются, разговаривают, докуривают за старшими бычки. «Ты, когда слушаешь собеседника, чисто по–женски моргаешь, — объяснял Наташе Бариновой, — пацаны так не делают». Галина Наумова дивилась его точным замечаниям и счастливым находкам. Хотя после премьеры разбор полетов провела сурово. Иван Крючков солидарен с режиссером. Сформулировав, чего не удалось реализовать в спектакле и как ему развивать образ Рваного, он деловито заключил: «В этом ключе я собираюсь работать дальше».
Ребята знают, что у них, в отличие от их героев, есть это «дальше». Маша Ярыгина, студентка гуманитарного факультета НГТУ, нашедшая для души театр в другом вузе, судит себя по большому счету:
— Честно признаюсь, у меня нет никакого таланта. И неоткуда ему взяться. Но считаю, что нет ничего невозможного. С самого детства я привыкла ставить перед собой цель и идти к ней. Однажды сестра взяла меня кататься на горных лыжах. Больше всего на свете я боюсь высоты. Но сразу же залезла на самый крутой спуск и съехала с него. Теперь мне надо совершить прыжок с парашютом. Роль Таньки–Рыжей — это материал, который мне пришлось преодолевать. Мне было страшно играть человека, который умирает при родах... Но теперь я не боюсь смерти. Жизнь дается всего одна, но в театре мы можем прожить много разных жизней. И еще театр дал мне понимание: в жизни необходима вера, без нее человек погибает. После этой роли я начала себя уважать.
— Наверное, не начала, а подтвердила уважение к себе как к личности, — внес коррективы Иван.
Коллеги Галины Наумовой шутят, что из–за нее в СГУПСе происходит отток ценных кадров. Потому что потенциальные экономисты рвутся в актеры. Один из «ветеранов» «Сферы» поступил в школу–студию МХАТ и двое — в ГИТИС. Нынешние звезды глядят им вслед.
— А я свяжу свою профессию с внешней торговлей, — решил Иван Крючков. — После окончания университета буду честно работать и честно жить. Театр меня этому научил. Материальные блага для меня — не главное. В театре я участвую не из–за денег и даже не потому, что весело провожу здесь время, что мы стали одной семьей. В театре я ищу ответ на вопрос: в чем смысл жизни? И после театра продолжу этот поиск.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.