Почему «скорая» не всегда бывает скорой?

Многие из нас сталкивались с проблемой опоздания врачей «скорой помощи» на срочный вызов. Иногда это заканчивается трагедией. Ведь, к примеру, для инфарктных больных каждая минута — на вес золота. Чем раньше будет оказана им помощь, тем выше у них шансы не умереть. А если машина приезжает через час и более после вызова, то о какой эффективной помощи может идти речь? В некоторых случаях бывает уже поздно что–либо предпринимать. И тогда мы начинаем винить врачей в черствости или даже в преступлении!

Но давайте все–таки попробуем разобраться, почему «скорая» не всегда оказывается скорой?
Часто в этом виноваты мы сами. Не умеем правильно сделать вызов. Сообщаем, к примеру, неверный адрес, забываем сказать о том, что дверь в подъезд закрыта на кодовый замок, а сам код не называем, неверно описываем симптомы заболевания, вводя в заблуждение диспетчера.
Следует знать, что в первую очередь бригада «скорой помощи» выезжает на вызов в общественные места — на улицы, например, по поводу дорожно–транспортного происшествия. Часто людям становится плохо в метро, наземном транспорте, на остановках — такие вызовы тоже первоочередные. Но иногда подобные вызовы делают, «сидя на подоконнике». То есть видят в окно, что человек упал, и сразу бегут звонить по «03», хотя самое первое, что нужно сделать в этом случае, — это подойти к человеку, чтобы убедиться в том, что ему на самом деле нужна срочная медицинская помощь. По статистике, до 90 процентов вот таких «подоконных» вызовов оказываются неоправданными, и на них напрасно отвлекаются силы «скорой помощи».
К сожалению, чтобы ускорить приезд «скорой помощи», некоторые специально усугубляют ситуацию, представляют ее более серьезной, чем она есть на самом деле. Пример: женщина порезала палец, и от вида крови ей стало дурно. Вызов же звучит примерно таким образом: массивное кровотечение, женщина потеряла сознание! Естественно, на такой вызов немедленно срывается бригада «скорой помощи». А в это время где–то на другом конце города от настоящего кровотечения гибнет человек! Нередко состояние дискомфорта, тяжести в области грудной клетки, возникшее в результате повышенной физической нагрузки или эмоционального возбуждения (стабильная стенокардия), представляют в виде загрудинных болей, что можно квалифицировать как развитие инфаркта миокарда. В бой за жизнь человека бросаются лучшие реанимационные силы, хотя на самом деле его жизни ничто не угрожает. А кто–то в этот момент действительно погибает от обширного инфаркта миокарда.
Среди необоснованных вызовов много таких, которые обусловлены вполне объяснимым испугом, растерянностью. И логика в этом случае предельно проста: если человеку вдруг стало плохо, значит, нужно срочно вызывать врача. До поликлиники не дозвонишься, да и вызов на дом осуществляется в поликлиниках только в утренние часы. Что делать? Конечно, набирать «03»! По этому пути идут очень многие. Специально на этот случай врачи «скорой помощи» организовали консультационный телефон. Дежурный врач внимательно выслушает больного или его родственников и посоветует, что нужно сделать: на самом деле вызвать бригаду «скорой помощи», либо дождаться утра и пригласить участкового терапевта, либо справиться с болезнью самостоятельно подручными средствами. Номер бесплатного консультационного телефона: 24–24–13.
Конечно, немало хлопот доставляют пробки на дорогах. И хотя водители машин «скорой помощи» хорошо ориентируются в обстановке и знают, в каких местах наиболее высока вероятность попасть в затор, тем не менее далеко не все ситуации на дорогах можно «просчитать». И там, где никогда не было пробок, можно застрять на целый час.
Ночью пробок нет. Но зато повышается риск подвергнуться нападению хулиганов. Врачи «скорой помощи» отмечают, что если еще двадцать лет назад такая вероятность была минимальной, то сейчас отношение к ним изменилось. Хулиганы в подъездах могут остановить, оскорбить, ударить, тем более что в большинстве случаев на «скорой помощи» работают женщины–врачи, которых несложно обидеть. Впрочем, не считаются и с мужчинами. Был случай, когда подвыпившая пара медленно шла по тротуару, не давая проехать спешившей на вызов «скорой помощи». Когда врач сделал замечание, пьяный мужчина набросился на него с кулаками. В результате «скорая помощь» приехала на вызов, но с большим опозданием.
Увы, такие эксцессы случаются все чаще и чаще. По словам главного врача МУЗ «Новосибирская станция скорой помощи» Олега Иванинского, за прошлый год нападению подверглись 24 врача станции. А сколько еще врачей отделались «легким испугом»?.. Врачи говорят, что если собрать все случаи воедино, то число пострадавших, скорее всего, окажется в два–три раза больше.

У нас любят вызывать мед. помощь!

В Малом зале МУЗ «НОВОСИБИРСКАЯ СТАНЦИЯ СКОРОЙ ПОМОЩИ» (станция скорой помощи состоит из 13 подстанций, расположенных в девяти районах города; в коллективе работают 322 врача, 628 фельдшеров и медицинских сестер, 138 санитаров) прошел круглый стол по вопросам обращаемости населения за срочной медицинской помощью. В частности, главный врач станции Олег Иванинский говорил о часто необоснованных обращениях жителей города в «скорую помощь».

Дело в том, что за последний год резко возросло число таких обращений. Люди по телефону просят срочной помощи по поводу острых состояний (инфаркта миокарда, инсульта и так далее), на вызов выезжают лучшие силы «скорой помощи», реанимационные бригады, но по прибытии на место оказывается, что причиной вызова была «абсолютно банальная» вещь, которая совсем не угрожала жизни больного. При этом нередко врачам приходится слышать упрек в свой адрес: мол, настолько медленно ехали, что за это время два раза умереть можно было, а сейчас ваша помощь уже и не нужна, больному и так лучше стало... Но если стало лучше через 20 минут после вызова бригады «скорой помощи», значит, не так уж и нужна была эта помощь?
Много вызовов поступает по поводу высокой температуры. Традиционно в зимний период происходит увеличение числа вызовов к больным с ОРВИ и гриппом. Так, на первой неделе подъема заболеваемости в этот эпидсезон до 30 процентов всех случаев обращений населения было связано с высокой температурой. Иногда такие вызовы вполне оправданны, особенно когда речь идет о маленьких детях. Но с высокой температурой обращаются и взрослые люди, которые даже не пытаются ее снизить своими силами, хотя о жаропонижающих препаратах сегодня все хорошо осведомлены. Таким образом, во время ежегодного подъема заболеваемости ОРВИ и гриппом число выездов увеличивается с обычных 1600 до 2200.
По словам главного врача станции Олега Иванинского, всего число выездов бригад «скорой помощи» увеличилось с 402 на тысячу населения в 2002 году до 427 на тысячу населения в 2003 году. Причем рост произошел в основном за счет больных в возрасте от 60 до 70 лет, страдающих хроническими (преимущественно сердечно–сосудистыми) заболеваниями, которые обращаются за срочной медицинской помощью в результате обострений болезни. Однако хорошо известно, что хронические заболевания можно контролировать (то есть успешно избегать обострений), если соблюдать все предписания врача, в частности регулярно принимать назначенное им лекарство.
Если у хронических больных периодически возникают обострения болезни, значит, скорее всего они либо не лечатся вообще, либо лечатся неправильно. Им необходимо проконсультироваться с лечащим доктором, чтобы тот, может быть, изменил дозировку лекарства или назначил другое лекарственное средство, более эффективное. Часто бывает нужно к уже имеющемуся лекарству назначить еще один препарат. То есть, по большому счету, таким больным нужно постоянно наблюдаться у врача по месту жительства.
Олег Иванович считает, что существует серьезная опасность сохранения нехорошей тенденции увеличения числа вызовов. Соответственно, нагрузка на врачей также будет возрастать. Это при том, что она и без того очень высокая. В сутки совершается до 2000 выездов. Относительно нормальная нагрузка на одну бригаду составляет 12–13 выездов в сутки, однако реально таких выездов бывает от 18 до 24. Не говоря уже о том, что существует весьма серьезная проблема ложных вызовов. Их количество составляет 5 процентов от общего числа вызовов. А в дни школьных каникул, когда дети предоставлены сами себе, количество ложных вызовов увеличивается до 7 процентов. Когда терпение врачей переходит все границы, приходится обращаться за помощью в милицию, просить, чтобы сотрудники правоохранительных органов усмирили юных «шутников».
Тем не менее, несмотря на все сложности, «03» пока справляется с объемом работы. Показатели оперативности не ухудшаются, и это, пожалуй, самое главное. Хотя работают люди на пределе, несмотря на то что станция «скорой помощи» в последнее время приросла количеством бригад. Даже машины не выдерживают, ломаются. И это при том, что их еще и недостаточно. Ежедневно на линию выходит около 120 машин, а нужно, чтобы выходило 150.
Правда, имеются необходимые лекарства. Главный врач подчеркнул, что если в 2000 году на один выезд выделялось лекарств на 3 рубля, то сейчас на лекарства выделяется до 10 рублей, что существенно отражается на качестве оказываемой медицинской помощи.
И все–таки проблемы остаются. Как выйти из создавшегося положения?
Специалисты полагают, что следует создать условия для передачи больных, необоснованно вызывающих скорую помощь, поликлиникам. Такими пациентами должны заниматься участковые врачи. Безусловно, это потребует больших усилий, однако эти усилия необходимы, чтобы снять сверхнагрузку со «скорой помощи». Кроме того, необходимо изменить сознание хронических больных, повысить их мотивацию к лечению, что еще труднее сделать. На это могут уйти годы. Многие из них привыкли к оперативной медицинской помощи, к возможности в любое время дня и ночи вызывать «скорую» и совсем не привыкли ходить по поликлиникам и просиживать там в длинных очередях. И это действительно нелегко, даже для относительно здоровых людей, не говоря уже о хронических больных. Не до конца решены некоторые проблемы с льготными лекарственными средствами. Поэтому, чтобы получить хороший эффект от лечения, часть больных вынуждена покупать высокоэффективные лекарственные препараты в аптеках. А такие препараты стоят недешево. Поэтому лечатся многие пациенты нерегулярно, от случая к случаю, пока позволяют средства.
Таким образом, если позитивные изменения и будут происходить, то не раньше чем через пять лет. А пока наиболее реальный выход, который поможет стабилизировать напряженную обстановку, многим врачам видится в укреплении материально–технической базы «скорой помощи», увеличении количества врачебных бригад.

Дмитрий КОКОУЛИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.