Я бы в токари пошел

Андрей Ан–Фу–Цай — рабочий ОАО «Завод Труд» — самый молодой участник проходившего на прошлой неделе третьего городского конкурса профессионального мастерства «Рабочий года» по профессии токарь. Организовала его Новосибирская мэрия, ставящая перед собой цель привлечь молодежь в рабочие профессии и повысить их престиж.

По словам организаторов мероприятия, Новосибирск — единственный город в регионе, где проводятся такие сложные в организационном и финансовом плане конкурсы профессионального мастерства. Мэрия возродила традицию их проведения в 2000 году, начиная с Калининского и Октябрьского районов. Сейчас «Рабочий года» охватывает все семь промышленных районов города. Если в 2000 году в районных конкурсах участвовали 50 рабочих 24 предприятий города, то теперь 113 предприятий делегировали 207 работников. По двое победителей районных соревнований получили право участвовать в городском конкурсе «Рабочий года».
Начальник отдела занятости и развития рабочих мест мэрии Юлия Бахарева отмечает: «Основная отрасль промышленности в Новосибирске — машиностроение, основная профессия на этом производстве — токарь. Поступая в профтехучилище на специальность токаря, молодые люди могут не сомневаться: они будут востребованы, их с радостью возьмут на любой завод. А нам как организаторам конкурса важно привлечь в рабочие профессии молодежь. И мы с радостью отмечаем, что конкурс омолаживается: раньше средний возраст участников был гораздо выше, более 50 лет. Сейчас — 47 лет. Самому молодому конкурсанту нынешнего конкурса 25 лет, самому опытному — 50.
Среди опытных рабочих — братья–близнецы Николай и Сергей Болоткины. Их трудовой стаж почти 30 лет. Они сидели за одной партой, вместе отслужили в армии, окончили ПТУ. В цехе N№47 приборостроительного завода имени Ленина их станки стоят рядом. Попав туда в 15 лет, Болоткины не оставили завод даже в трудные для всех времена — когда почти целый год рабочие не получали зарплату. «Мы привыкли работать на нашем заводе и чувствовать себя на своем месте, — буднично и беспафосно сказал Сергей Болоткин. — Когда мы были молодыми, нас не пускали ни на какие конкурсы. Боялись, что мы победим комсомольцев. А когда традиция конкурсов возобновилась, от завода никто не хотел участвовать. Отвыкли. Начальство решило, что предприятие должны представлять мы с братом».
На конкурсе Заельцовского района братья Болоткины вышли на первое и второе места с разницей в 0,5 балла. Так и попали на городской конкурс. Участвовали в нем с убеждением: «Если тебе что–то дано от природы, будешь работать хорошо. А если не дано, то не получится, как ни старайся».
Для проведения городского конкурса был выбран восьмой цех НЗХК, так как именно в нем сосредоточено металлообрабатывающее оборудование — станки, на которых 14 участников демонстрировали профессиональное мастерство. Хозяева перенесли свой график на вторую смену, чтобы уступить рабочие места гостям. Руководство НЗХК проводит внутризаводские конкурсы пять лет подряд. Они проходят по восьми специальностям в один день и по одиннадцати — в другие дни. Заместитель генерального директора НЗХК Игорь Чапаев считает: «Если у производственников есть желание выпускать качественную продукцию, то необходимо заниматься подготовкой персонала. Конкурс — один из способов, помогающих повышению квалификации не только участников, но и тех, кто занят в его подготовке».
Первая часть «Рабочего года» представляла собой практическое задание. Председатель жюри, заместитель главного инженера завода «Сиблитмаш» Анатолий Павлов специально для этого подготовил, а жюри утвердило чертеж штуцера — некой абстрактной детали, при вытачивании которой нужно использовать основные профессиональные приемы. Представители жюри раздали участникам чертежи и стальные заготовки цилиндрической формы размерами 45х10 сантиметров, выделив им 70 минут на выполнение задания. И процесс пошел. Отличался он от повседневного рабочего момента тем, что токари чувствовали себя как артисты на сцене. С них глаз не сводили: конкурсанты находились под пристальным наблюдением зрителей — жюри и коллег. Судьи отслеживали, соблюдаются ли профессиональные требования и дисциплина труда. А основная сложность для токарей заключалась в том, что им пришлось соревноваться на незнакомых станках, на чужом рабочем месте. Драгоценных семидесяти минут было явно недостаточно.
«Все! Отключаем станки!» — поступила команда. Выполненные детали выстроились на столе перед техническим экспертом Галиной Бородиной. «Ох, горячие!» — мимоходом воскликнула она, проставляя маркировку. Точную оценку предстояло вынести контролерам ОТК. Специалисты сверяли соответствие каждой детали с чертежом, измеряли ее по тридцати параметрам с помощью своих профессиональных инструментов: метрометра, штангенциркуля, угломера. И передавали жюри для подсчета заполненные цифрами таблицы.
Гостей пожаловали обедом — и пригласили к теоретической части конкурса. Токари сели за парты, как в годы учебы, и углубились в тесты. За сорок минут нужно успеть ответить на массу вопросов. «В каком бы районе мы ни проводили конкурс, все стонут от теории», — посочувствовал участникам представитель жюри Игорь Лучкин. А в цехе в это время организаторы устанавливали микрофоны, расставляли флаги (российский и заводской), распаковывали подарки. Все было готово к церемонии награждения, кроме самого главного — итогов конкурса.
Пока конкурсанты томились в ожидании, представители компетентного жюри трудились в поте лица. А затем жали друг другу руки, поздравляя с «окончанием героического труда», и сразу же последовала главная поздравительная процедура. Денежные премии получили трое победителей: Анатолий Тарасов, Андрей Ан–Фу–Цай и Виктор Шевченко. Рабочему НЗХК Виктору Шевченко не помешал доставшийся по жеребьевке конкурсный номер 13, а помогли не только стены, но и мастерство. Правда, стены не так уж и помогают — волнуешься из–за большей ответственности за честь мундира.
На занявшего первое место токаря экспериментального производства Института ядерной физики Анатолия Тарасова надели красную ленту с золотой надписью «Токарь года» и повели фотографироваться. На вопрос, что для него в профессии самое важное, он ответил, перефразировав Микеланджело, предлагавшего отсечь от глыбы мрамора все лишнее:
— Берешь обычную болванку и можешь сделать из нее что угодно, хоть шар, хоть квадрат — любую деталь, нужную кому–то.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.