Книги счастливых людей

Десять книг сибирских писателей — первая продукция нового новосибирского издательства «Свиньин и сыновья», презентация которого состоялась на прошлой неделе в Доме журналистов. Среди них — произведения знаменитого Геннадия Прашкевича, который не издавался в городе, где он живет, почти 15 лет. Открывшийся 18 мая на «Сибирской ярмарке» «Книжный двор» — первое место, где эти книги можно купить.

В Новосибирске, называемом культурной столицей, кипит театральная, культурная, художественная жизнь. А вот литературная, как принято считать, в застое. С этим категорически не согласны издатели. «Авторы, издаваемые нами, во многом определяют сегодня литературную жизнь Сибири», — сделали они программное заявление. Значит, детективов и женских романов читатель, который привык почитывать на сон грядущий, не дождется. Впрочем, чего их ждать? Их и так пруд пруди. Издатели нашли совершенно противоположную нишу и уповают на думающего читателя, который должен испытывать определенный книжный голод. «В Новосибирске хватает издательств, одно из самых заметных — издательство Глинского, — осведомляет патриарх сибирской литературы и вдохновитель нового объединения Геннадий Прашкевич. — Я очень уважаю Владимира Васильевича, но он поставил перед собой ограниченные задачи, честно и интересно их выполняет. У него мы никогда не прочтем ни книги стихов Закусиной, ни исторических романов Прашкевича».
А у «Свиньина и сыновей» — прочтем. Результат пяти месяцев работы издательства — первая книжная серия — отличается от кричащих обложек «ЛОМО» и «ЭКСМО» лаконичным черно–белым дизайном. Это исторические романы Геннадия Прашкевича, его и Владимира Свиньина научно–фантастическая повесть, Татьяна Янушевич с записками счастливого человека, детективные повести Григория Крониха, стихи разных лет Нелли Закусиной, научно–фантастическая повесть Николая Плавильщикова, рассказы молодого автора Дианы Вишневской, документальная проза Александра Бирюкова. Для выпуска этих книг издателям не пришлось проводить кропотливую поисковую работу, так как авторами стали они сами, их родственники и друзья. (За исключением Дианы Вишневской, которую присмотрели на семинаре молодых писателей.) И то верно — зачем бы за столь трудоемкое рискованное дело брались люди, к писательству отношения не имеющие? А дальше они планируют расширять круг авторов, тем более им стали поступать звонки от людей пишущих еще задолго до выпуска первой серии.
На эту тему выступил Вадим Суховерхов, на презентации издательства спевший пронзительным тенором с ансамблем «Старая пластинка» в числе других опусов следующее: «Когда б имел златые горы, я всех издал бы без разбора, кого ни выберет страна». Вот тут–то и следовало бы внести уточняющие нюансы. Одно дело — жизнеутверждающая, хотя и ехидная, песня, и совсем другое — суровая беспристрастная реальность. «Мы хотим сразу задать высокую планку и отбор произведений вести жесткий, — заявил собравшимся генеральный директор издательства Владимир Свиньин. — То, что редакционный портфель загружен на три–четыре года вперед, — это отговорка для графоманов. Портфель не бывает загружен».
Писатели, собравшиеся на презентацию издательства, реагировали по–разному. С пессимизмом — потому что не верили в успешность благородных издателей, тем паче терпели фиаско их предшественники с куда более конъюнктурными намерениями. Скептически — днем с фонарем надо искать читателя, мечтающего приобрести стихотворный сборник, да еще не на «халяву». Ревниво — их, единственных и неповторимых, не пригласили издаваться, значит, не той дорогой идут товарищи. А издаться здесь никто бы не отказался. Потому что «Свиньин и сыновья» нарушили неукоснительный принцип нового времени: писателю не только не надо платить за издание своего опуса, но и гонорар ему будет обеспечен. Главный редактор Геннадий Прашкевич не устает повторять: «Писатели не должны терять уважение к своему труду, их труд должен быть оплачен». И вспоминает 91–й год, когда ему предложили выплатить гонорар книгами. С тех пор он в Новосибирске не издавался. Зато выходил крупными тиражами в Москве, Петербурге и за границей, становился номинантом Букеровской премии и лауреатом литературных премий имени Гарина–Михайловского, «Аэлита», «Бронзовая улитка», «Странник».
Планируется выплачивать гонорары вне зависимости от реализации тиража, а в будущем, при получении прибыли с проданных книг, начислять авторам проценты. Пробный тираж составляет 500 экземпляров, но будет доходить до немыслимой величины — пять тысяч. Инвестором издательства стали сыновья Владимира Свиньина — питерские коммерсанты, вложившие в мечту своего отца миллион рублей. Не скрывая, что издательство задумывалось как коммерческое, генеральный директор предполагает, что к концу будущего года оно должно себя окупить и начать приносить доходы. И здесь основная нагрузка ложится на директора по маркетингу Наталью Зайцеву.
Имея 36–летний книготорговый стаж, она, следуя классику, готова организовать продуктивный разговор книготорговца с поэтом, а также предложить новую технику привлечения читателя. Поддерживая ее начинания, главный редактор уверен: «Главная беда литературной Сибири — раздробленность, а мы концентрируем лучшие литературные силы. Мы хотим издать много разных книг. Покупать их будут потому, что они изданы со вкусом, даже внешним своим видом будут соответствовать внутренним эстетическим критериям. Или море разливанное разноцветных переплетов — или наши строгие томики. Все упирается не в глобальные вещи, а в детали: когда их четко разрабатываешь, приходит и успех».
Для Владимира Свиньина эти детали означают еще и поиск удивительного рядом. Размыкая рамки сибирской географии, он задумал выпустить серию веселых приключенческих романов в духе Джерома и Ильфа с Петровым и работает сейчас над переводом неизвестного, никогда в России не издававшегося романа Стивенсона. «Есть у нас биографическая повесть о Шостаковиче, который имеет самое прямое отношение к Новосибирску. В ее издании примет участие наш знакомый московский художник, который рисовал Шостаковича с натуры, — делится планами генеральный директор. — Задумываем серию «Поэты одного стихотворения». «Во поле береза стояла» или «Дубинушка» — кто знает фамилии их авторов? А ведь они написали стихи, которые только потом стали песней».
Приступая к выпуску следующей книжной серии, издатели игнорируют начавшийся раньше времени мертвый сезон. Им недосуг говорить о погоде.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.