Психотерапевтическая коррекция алкогольной зависимости

Под термином «алкогольная зависимость» объединяются все формы злоупотребления спиртными напитками, оказывающие отрицательное влияние на здоровье пьющего, его поведение, профессионально–трудовые установки и взаимоотношения с окружающими. Люди с зависимостью употребляют спиртное вопреки всему, несмотря на отрицательные последствия, такие как нарушение семейных, дружеских и любых других социальных связей, нарушения трудового статуса, конфликт с законом, расстройства здоровья, похмелье...

И все же алкогольная зависимость — это заболевание, определяющееся патологическим влечением к спиртным напиткам (психическая и физическая зависимость), развитием дисфункционального состояния, абстинентного синдрома при прекращении употребления алкоголя, а в далеко зашедших случаях — стойкими соматоневрологическими расстройствами и психической деградацией. Средняя продолжительность жизни алкоголика на 15–20 лет меньше, чем у человека, не злоупотребляющего спиртными напитками. Число случаев смерти от различных причин среди лиц, неумеренно употребляющих алкоголь, значительно выше аналогичного показателя для населения в целом. Высокий уровень показателя смертности связан не только с большим травматизмом, но и с заболеваниями, обусловленными пьянством, такими, как цирроз печени, панкреатит, кардиомиопатия, туберкулез. За период злоупотребления спиртными напитками практически у каждого больного формируется патология сердечно–сосудистой системы, пищеварительного тракта, часто — органов дыхания. Злоупотребление алкоголем ухудшает течение многих сопутствующих заболеваний. Состояния острой алкогольной интоксикации часто становятся причинами несчастных случаев и скоропостижной смерти. Тяжелыми последствиями алкогольной зависимости являются суицидальные действия. К негативным медицинским последствиям алкоголизации следует отнести и возникновение алкогольных психозов, закономерно развивающихся на определенном этапе алкогольной зависимости. Наконец, необходимо упомянуть об отрицательном влиянии людей, страдающих алкоголизмом, на здоровье членов семьи, особенно детей.
Употребление спиртных напитков приняло столь повсеместный и широкий размах, что уже невозможно ограничиться помощью только людям с развившейся зависимостью. Помощь и поддержка необходима множеству людей на всех этапах и при всех формах потребления алкоголя. Такую поддержку человеку, злоупотребляющему спиртными напитками, а также членам его семьи можно оказать, используя знания и опыт нескольких специалистов, включая психотерапевтов и психологов, наркологов, неврологов, и, конечно, используя желание самого человека. Возникла даже новая междисциплинарная отрасль, получившая название «алкогольная экология», образовавшаяся с целью защиты человека от деструктивного, разрушительного действия спиртных напитков на организм, модификации картины опьянения, замедления развития зависимости, преодоления зависимости от спиртного. Психотерапия в настоящее время считается основным методом лечения больных алкоголизмом. Ранее психотерапией алкогольной зависимости в основном занимались наркологи, используя «особые методы»: имплантацию, кодирование и другие. Но сегодня считается легкомысленным обещание избавить от проблемы или излечить от алкогольной зависимости «буквально за один сеанс». Скорее, можно говорить лишь о том, чтобы помочь человеку прервать длительно текущий и все прогрессирующий процесс химической и психической интервенции алкоголя в мозг человека и его личность. Кодирование — это внушенный запрет. Этот термин ввел в обращение А.Р. Довженко в 80–х годах прошлого века. В результате кодирования в мозге на определенный срок формируется фобический центр, и его формирование больной связывает с введением специальных препаратов, обладающих антиалкогольным действием. Настолько сильным, что в случае срыва нарушившего запрет ожидают серьезные осложнения, например слепота, параличи, судороги, кома. К преимуществам метода можно отнести тот факт, что достаточно мощный антиалкогольный эффект появляется сразу после однократного посещения нашей клиники. В результате, с одной стороны, сбывается мечта пациента получить все и сразу, а с другой — у человека появляется возможность не употреблять спиртное в течение заранее оговоренного срока (обычно это один год). А что последует затем? Безусловно, кодирование не устраняет причин, породивших алкоголизм. Именно процессом осознания этих причин, а также восстановлением пострадавших в результате злоупотребления алкоголем органов и систем надо заняться сразу же после отказа от алкоголя. Существуют различные мотивации к употреблению алкоголя. Прочитав следующий перечень, задумайтесь, не напоминает ли вам один или несколько пунктов высказывания кого–то из ваших знакомых, родственников или даже вас самого.
1. «Почему я должен отказать себе в выпивке, ведь жизнь одна, другой такой не будет. И вообще, зачем жить, если в жизни нет удовольствия». Это гедонистическая мотивация, в соответствии с которой прием алкоголя связан с жаждой удовольствия.
2. «Мне просто необходимо было расслабиться, отключиться от неприятных воспоминаний, проблем в бизнесе». В данной ситуации алкоголь употребляется с целью снять состояние эмоционального напряжения, тревоги, беспокойства, неуверенности, смягчить аффективные расстройства. Данная мотивация называется атарактической, от одноименного названия лекарственного препарата.
3. «Я пью как все, я ведь не белая ворона». Данный субъект принимает алкоголь за компанию, он не способен противостоять окружению, отстаивать свое мнение, что, возможно, связано с его повышенной подчиняемостью, инфантильностью и часто уходит корнями в детство.
4. Алкоголь поднимает настроение, повышает тонус и может улучшить работоспособность. Он может употребляться в качестве допинга для гиперактивации поведения: «Пью, когда устаю, чтобы взбодриться».
5. Псевдокультурная мотивация — алкоголь употребляется для того, чтобы привлечь внимание окружающих сложной рецептурой коктейля, редкими марками вин. Такие пациенты считают себя тонкими ценителями спиртного.
6. Традиционная мотивация — спиртное употребляется по санкционированным праздникам, выходным, в связи с посещением бани, гаража и т. д.
Влечение к алкоголю — это и есть психическая зависимость. Вот как говорил один из пациентов: «Я вообще пью немного, не больше 100 граммов. Но если я выпиваю 100 граммов, то я становлюсь другим человеком, а этот человек пьет много». Вот такой вот алкогольный юмор...
Так кто же «просто выпивает», а кто рискует стать зависимым от этого столь популярного стиля времяпрепровождения?
Личность преалкогольная — это тип личности с повышенной предрасположенностью к развитию алкоголизма. По Э. Е. Бехтелю (1986), это человек, отличающийся малой устойчивостью к стрессу, непереносимостью конфликтов, ожидания, боли, со сниженной приспособляемостью, высоким уровнем тревожности, заниженной самооценкой, неумением самостоятельно организовать свой досуг, потребностью в получении немедленного удовольствия, необычайно легким следованием негативным примерам, незаинтересованностью в труде, ранним криминальным поведением. Это личность без четкой структуры внутренней мотивационной сферы, не выработавшая своего отношения к окружающему миру. И именно у такой личности тип течения алкоголизма чаще всего прогредиентный, то есть непрерывный, злокачественный. К сожалению, к этому типу принадлежит большая, основная часть больных.
На втором месте — стационарный тип болезни, то есть человек пьет долго, за это время нет заметного прогрессирования симптоматики, до тех пор пока не наступают необратимые изменения органов и систем. Этих людей меньше, чем представителей первой группы, возможно, у них крепкое здоровье или, скорее, они до последнего момента оттягивают лечение, видимо, надеясь на авось или отрицая даже мысль о возможности обращения к врачу. Ведь какое–то время все обходилось... Но рано или поздно они поступают в острое отделение с психозом или белой горячкой.
Бывает и третий, так называемый ремитирующий или компенсированный тип течения алкоголизма, при котором ремиссии, то есть отказ от алкоголя или добровольное умеренное потребление его продолжается от шести месяцев до полутора лет, но за этими передышками все–таки следует очередной срыв и алкоголизация. Если же ремиссия длится более года, то это уже регредиентный, то есть обратно развивающийся процесс, и у такого пациента намного больше шансов на излечение.

О. Б. ТЫШКЕВИЧ, главный врач городского неврологического центра «ДИАБОРА»

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.