Незрелая автогражданка будет расплачиваться компенсациями

С 1 июля каждый пострадавший в дорожном происшествии может рассчитывать на возмещение ущерба — таков, пожалуй, главный результат годичного действия закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

За разбитую жизнь

Напомним, что год назад — 1 июля 2003–го — в России был дан старт реализации закона об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО), породившего множество споров и спекуляций. Осенью минувшего года, накануне выборов в Госдуму, депутаты обещали внести серьезные коррективы в закон, а то и вовсе его приостановить или даже отменить. Однако до своего первого дня рождения закон ОСАГО дожил в первозданном виде без каких–либо изменений. Более того, по мере развития автогражданки вступают в силу новые положения закона, в частности механизм компенсационных выплат. С 1 июля компенсацию по ущербу жизни и здоровью в ДТП сможет получить любой пострадавший, даже если виновник скрылся с места происшествия либо оказался незастрахованным. Выплаты потерпевшим будет производить Российский союз автостраховщиков (РСА) из специально созданного резервного фонда.
Об этом заявил заместитель председателя правления РСА Борис Циклис в ходе регионального семинара–совещания Российского союза автостраховщиков с участием представителей страховых компаний Сибирского федерального округа, состоявшегося на минувшей неделе в Новосибирске. На совещании представители РСА разъяснили руководителям страховых компаний порядок осуществления компенсационных выплат: какие действия страховые компании должны предпринимать, когда к ним начнут обращаться потерпевшие в ДТП, и какие документы необходимо подготовить для того, чтобы РСА произвел компенсационную выплату пострадавшему.
Стоит отметить, что компенсационные выплаты имеют отличие от страховых. Страховые выплаты осуществляют страховые компании по договорам ОСАГО, когда страхователь (то есть владелец транспортного средства) стал виновником дорожного происшествия. Компенсационные же выплачиваются в случае, если пострадавшему в ДТП причинен вред жизни и здоровью, а виновник либо скрылся с места происшествия, либо не имеет полиса ОСАГО. Компенсации по материальному ущербу законом не предусмотрены. Иными словами, если ваш автомобиль поврежден, а виновник ДТП скрылся, то ущерб за разбитую машину вам не возместят. Согласно закону, обязанность по осуществлению компенсационных выплат возложена на РСА. Как заявил Борис Циклис, в настоящее время РСА обладает достаточными средствами, чтобы осуществлять компенсационные выплаты пострадавшим в дорожных авариях.

Как получить компенсацию?

Пострадавший в дорожном происшествии (если жизни и здоровью причинен вред), пролечившись в медучреждении, должен оформить заявление на получение компенсации, а также взять справку в ГИБДД, подтверждающую факт регистрации ДТП. С этими документами необходимо обратиться в любую страховую компанию, которая входит в Российский союз автостраховщиков. Сейчас в РСА состоят 176 страховых организаций, поэтому проблем с поиском компаний не будет. Сотрудники компании в соответствии с утвержденными Минфином РФ правилами ОСАГО подскажут, какие еще документы необходимо представить потерпевшему. Они сформируют пакет документов — так называемое «выплатное дело» — и направят его в региональное представительство РСА. Представители РСА в течение 15 дней должны принять решение об обоснованности требования о выплате компенсации. Если требование признается обоснованным, то РСА осуществляет страховую выплату путем перевода денежных средств на счет потерпевшего. Максимальная сумма компенсационной выплаты составляет 160 тыс. рублей, если пострадал один человек, и 240 тыс. рублей, если есть несколько пострадавших.
Законом также предусмотрена компенсация в случае гибели пострадавшего: расходы на погребение, возмещение вреда в связи с потерей кормильца. Компенсацию могут получить находящиеся на содержании дети, инвалиды, престарелые родители и др.
Если пострадавший прикован к постели и не может прийти в офис страховой компании, тогда стоит обратиться к сотруднику Госавтоинспекции, который будет оформлять материалы по данному происшествию. Как отметил Борис Циклис, в ближайшее время РСА направит во все отделения ГИБДД листовки, где будут даны адреса всех страховых компаний в каждом регионе, а также описан порядок оформления документов для получения компенсационных выплат. И вскоре каждый инспектор ГИБДД будет иметь при себе такую листовку.
Кроме того, пострадавший может позвонить на бесплатный федеральный номер информационного центра РСА, который работает круглосуточно. Телефон: 8–800–200–22–02. Квалифицированные юристы информационного центра объяснят пострадавшему, куда следует обращаться за компенсацией и какие документы необходимо оформить.

Этапы большого пути

Сибирские страховщики совместно с правлением РСА на минувшей неделе подвели предварительные итоги первого года действия автогражданки и обсудили перспективы развития рынка автострахования.

Первый год действия закона ОСАГО представители страхового сообщества называют вполне успешным. Главное, по их мнению, что закон работает — он обеспечивает реальную защиту потерпевших в ДТП. Они также уверены, что автогражданку сегодня никто не отменит. И хотя в законе много изъянов и недостатков, страховщики призывают повременить с внесением изменений как минимум до конца текущего года, чтобы не осложнять ход очередного его этапа.
По словам начальника управления методологии страхования РСА Владимира Козлова, сегодня, спустя год действия автогражданки, начинается третий этап реализации закона ОСАГО.
Первый этап пришелся на вторую половину 2003 года, когда законодатели дали автовладельцам шесть месяцев для того, чтобы последние имели возможность без суеты выбрать компанию и приобрести полис.
С 1 января текущего года начался второй этап реализации закона, когда вступили в действие штрафные санкции. Сотрудники ГИБДД стали проверять наличие полиса ОСАГО у автовладельцев.
Третий этап стартует с 1 июля, когда будут осуществляться компенсационные выплаты. В это время начинается также период перезаключения договоров на следующий год. Как пояснил Владимир Козлов, в соответствии с требованиями закона, если страхователь хочет отказаться от услуг компании, он должен уведомить страхового агента не позднее чем за два месяца до даты перезаключения договора. Те, кто не уведомил заблаговременно об отказе, автоматически считаются согласными продолжить страхование на следующий год.
При перезаключении договоров начинает действовать система скидок–надбавок «Бонус–Малус», которая заложена в законе и призвана поощрять аккуратных водителей, предоставляя им скидки, и, соответственно, наказывать неаккуратных водителей путем повышающих коэффициентов. Система «Бонус–Малус» предусматривает уменьшение стоимости полиса на 5% за каждый год безаварийной езды. А если автовладелец попал в течение года в одну или несколько аварий, то цена полиса может возрасти до 2,5 раза(!).
Для реализации этой системы необходима единая база данных, в которой содержались бы сведения о клиентах компаний с их страховой биографией. Как заявляют представители РСА, на данный момент компании готовы предоставлять друг другу сведения о клиентах, с тем чтобы система «Бонус–Малус» заработала в полной мере уже в этом году. Однако ушедший на днях в отставку прежний президент РСА Евгений Кургин заявил, что страховщики не готовы вводить эту систему, поскольку у РСА до сих пор отсутствует единая информационная система. Впрочем, как отметили страховщики, данный вопрос должен больше волновать компании — именно они заинтересованы в поиске аварийных водителей. Аккуратные же автовладельцы в любом случае получат полагающуюся им скидку.

Тарифы: пересмотреть нельзя оставить прежними

Когда РСА впервые опубликовал статистику по ОСАГО на 1 апреля (за девять месяцев действия закона), то многие автомобилисты ахнули, а противники автогражданки получили прекрасный козырь в борьбе с «несправедливыми» тарифами.

Согласно данным РСА, страховые компании на возмещение ущерба потратили менее 10% от собранных с автовладельцев средств. В Новосибирске представители РСА привели статистику по состоянию на 1 мая. Всего с начала реализации закона страховщиками было заключено 22,2 млн договоров ОСАГО на общую сумму 39,2 млрд рублей. По этим договорам было заявлено около 350 тысяч претензий. На сегодняшний день из них урегулировано более 270 тысяч. Выплаты составили 5,5 млрд рублей. Таким образом, размер выплат пострадавшим в ДТП составил всего лишь 15–16% от объема собранных с автовладельцев средств. В свое время страховщики говорили, что будет большим благом, если размер покрытия убытков составит 80–90% от объема собранных средств. И неустанно повторяли, что во всем мире этот вид страхования почти всегда убыточен.
Противники автогражданки уже направили в Думу и правительство обращения с требованием ограничить «нескромные аппетиты страховщиков».
Представители РСА, в свою очередь, утверждают, что производить анализ на основе приведенных цифр некорректно, поскольку с начала реализации закона прошло слишком мало времени: финансовый год не закончен, договоры продолжают заключаться — в среднем 1,5 млн договоров в месяц. По ним убытки будут начисляться, возможно, в следующем году. А иски по жизни и здоровью вообще не имеют ограничений по времени. Кроме того, в статистике присутствуют заявленные иски — это треть от количества исков выплаченных. Как утверждает руководитель представительства РСА в СФО Владимир Голубков, в заявленных исках «сидят» большие и длинные убытки — это страховые суммы по ущербу жизни и здоровью, которые выплачиваются рентой на протяжении нескольких лет. Поэтому с учетом заявленных и оплачиваемых исков размер покрытия убытков по ОСАГО уже сегодня составляет 60–65%.
Как уверяют представители РСА, увеличению страховых выплат будет способствовать и тенденция неуклонного роста аварийности. По данным ГИБДД, за последние четыре года рост аварийности в среднем по стране составляет 10–12% — как по числу ДТП, так и по количеству пострадавших.
Кроме того, Россию ожидает расцвет страхового мошенничества, что также будет вести к увеличению расходов на автогражданку. Какой масштаб примет у нас мошенничество, пока неизвестно — можно только судить на примере европейских стран: по независимым оценкам, на Западе страховому мошенничеству подвергается примерно 15% договоров.
Страховщики предлагают не трогать тарифы на протяжении как минимум двух–трех лет — это оптимальный срок для объективного анализа обоснованности тарифов. Согласится ли правительство с доводами страховщиков, покажет ближайшее время.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.