У них со вниманием не в порядке

Такие дети есть в каждом классе. Они либо тихо отсиживаются на последней парте и «мечтают», либо ни минуты не могут усидеть на месте. Эти ребятишки — головная боль учителей и проблема родителей. Они перебиваются с «тройки» на «двойку» и никак не могут усвоить школьную программу. И не потому, что глупее своих сверстников. Просто у них есть «синдром дефицита внимания». О том, что это такое и как с этим справиться, рассказывает заведующий неврологическим отделением научно–практического медицинского центра «Нейропомощь» Георгий Максимович Циркин.

— Синдром дефицита внимания — это неспособность сконцентрироваться на приеме новой информации в приемлемый для общества промежуток времени. Все мы в принципе воспринимаем новую информацию небольшими блоками. Но есть ребятишки, у которых в силу тех или иных причин возможность концентрации внимания крайне мала — минута или меньше. При этом если ребенок сам по себе спокойный, то он будет тихо сидеть в углу, ни на что не обращать внимания, «мечтать». Если же синдром дефицита внимания сопровождается гиперактивностью, то ребенок, наоборот, ни минуты не может усидеть спокойно, он, что называется, «вертится пропеллером». Но и в том, и в другом случае все это будет сказываться на его успеваемости в школе, на его взаимоотношениях со сверстниками. И неизбежно возникнут проблемы социальной адаптации. Распространенность дефицита внимания достаточно велика. По американским данным, он встречается у 7–20 процентов детей.
— Что лежит в основе синдрома дефицита внимания?
— Нарушение некоторых химических реакций, которые протекают в головном мозге. Из–за этого изменена и электрическая активность мозга. У детей с синдромом дефицита внимания частотные характеристики мозга сдвинуты в сторону тета–ритма. А вот бета–ритма, который как раз и ассоциируется с интеллектом и обслуживает механизмы внимания, не хватает. Причин таких нарушений много. Человек просто может с этим родиться из–за того, что мама жила в неблагоприятных экологических условиях или перенесла какую–то инфекцию во время беременности, или просто нервничала. Толчком к развитию синдрома дефицита внимания может стать черепно–мозговая травма. Но на самом деле сказать, что такая–то причина стала толчком к развитию синдрома дефицита внимания у конкретного человека, мы не можем. Можно только диагностировать это состояние.
— Что должно насторожить родителей в поведении ребенка?
— То, что ребенок не может спокойно в течение 3–5 минут прослушать сказку, пересказать ее. То, что ребенок не может спокойно сидеть, когда смотрит любимый мультфильм. Это может быть совсем не связано с синдромом дефицита внимания. Но если это повторяется регулярно, то должно стать причиной для беспокойства родителей. При этом надо помнить, что чем раньше начать заниматься этой проблемой, тем лучше. Ведь есть еще такое понятие, как педагогическая запущенность. Наверстать то, что он уже не усвоил из школьной программы, бывает сложно. Хотя сразу хочу сказать, что дети с синдромом дефицита внимания ничем в интеллектуальном плане от своих сверстников не отличаются. И то, что они хуже учатся, связано именно с неспособностью сконцентрироваться на приеме новой информации. К тому же у таких детей могут возникнуть проблемы во взаимоотношениях со сверстниками. Ведь общение — это тоже восприятие нового. А если это новое воспринимать не удается, то появляется агрессия. Кроме того, и это очень важно, синдром дефицита внимания с возрастом переходит в аддиктивные расстройства: алкоголизм, наркоманию и т. д. То есть все достаточно серьезно.
— Лечится ли синдром дефицита внимания?
— Да. Есть несколько путей. Поскольку в основе лежит нарушение химических реакций, то можно лечить «химией», то есть таблетками. Но сложно подобрать дозу препарата, ее надо постоянно менять. К тому же эффект будет, пока человек принимает таблетки.
Кстати, есть попытки работать с синдромом дефицита внимания с помощью различных диет. Замечено, что исключение некоторых продуктов в определенных случаях дает положительный результат.
Есть принципиально другой подход. Еще академик Бехтерев в свое время заметил, что в зависимости от ритмики мозга, то есть от изменения его электрической активности, меняются химические реакции в конкретных структурах мозга. Поэтому логично поручить самому мозгу регулировать свои химические процессы. Для этого надо только научить человека управлять этой самой электрической активностью: повышать бета– и снижать тета–ритм.
— А это возможно?
— Возможно. Именно на этом основан метод нейробиоуправления. У нас этим активно занимаются в Институте молекулярной биологии и биофизики СО РАМН. С помощью этого метода можно обучить ребенка управлять ритмикой мозга. Мы снимаем электроэнцефалограмму и вычленяем графики бета– и тета–ритма. А когда ребенок, глядя на экран компьютера, растит цветы или собирает машинки, он решает интеллектуальные задачи. Его бета–ритм повышается. И чем успешнее он это делает, тем быстрее растут цветы или собирается машинка. При этом полученный навык сохраняется спустя годы. В качестве примера приведу двух своих пациентов. Одному из них 9 лет. Когда он пришел первый раз, то скорость чтения у него составляла 35 слов в минуту. После нескольких сеансов — 65 слов в минуту. Другой пациент постарше. По словам его мамы, в каждой четверти у него было две–три «двойки». Он прошел курс лечения из 45 сеансов. Теперь «двоек» нет. Есть даже «четверки».
— С какого возраста можно лечить с помощью нейробиоуправления и как долго это продолжается?
— Начинать работать можно с детьми в возрасте 5–6 лет. Сеансы проводятся два раза в неделю. Продолжительность сеанса индивидуальна. Но не более одного часа. Поскольку по энергозатратам для мозга это то же, что часовой письменный экзамен. Количество сеансов тоже индивидуально.

Марина ЕСИКОВА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.