Как в омут с головой...

Летом на даче мне нередко приходится наблюдать картину, как подростки, да и взрослые ныряют с берега в воду. Ныряют, не думая, что такое развлечение может обернуться трагедией. Сергей Борисович КОРОЧКИН, и. о. заведующего отделением позвоночно–спинномозговой травмы Новосибирского института травматологии и ортопедии, по роду своей деятельности часто сталкивается с такими любителями понырять.

— Много ли ныряльщиков становятся пациентами вашего Института?
— Много. За летний период в среднем по нашему Институту проходит порядка 60 таких ныряльщиков. Причем не всех привозят к нам. Сюда попадают в основном с тяжелыми травмами. Крайне тяжелых из них — 20–30 человек. К сожалению, часть из них умирает.
— Что чаще всего приводит к травме?
— Чаще всего человек ударяется о дно, либо о топляк, плавающее под водой дерево. И обычно в пьяном состоянии. Бьются головой, происходит резкое сгибание или разгибание шейного отдела позвоночника. В результате — либо тяжелые переломы тел позвонков, либо вывихи позвонков. Если повезет, то без повреждения спинного мозга. Если не повезет, то все это сопровождается тяжелыми повреждениями спинного мозга, которые не всегда удается устранить. Поэтому 15–20 процентов тех, кто получает травму с повреждением спинного мозга, погибают в ближайшее время. Большая часть остается живыми. Но по нашим данным, лишь 15–20 процентов не становятся инвалидами, по мировой статистике эта цифра еще меньше — 5–10 процентов. Ни у одного пострадавшего травма не обходится без последствий той или иной степени, а часть из них становятся инвалидами. Причем чаще всего инвалидами 1 группы, когда все, что ниже шеи, парализовано. При этом достаточно много людей потом погибает в результате вторичных осложнений — пневмоний, инфекций мочевыводящих путей и т. д. Уход за такими больными требует огромных физических и душевных сил.
— В каком возрасте чаще всего получают такие травмы?
— Здесь какой–то зависимости нет. С такими травмами привозят и шестнадцатилетних, и пятидесятилетних. Мужчин больше. Но есть и женщины. Единственная закономерность в том, что такие травмы чаще всего получают в состоянии опьянения. Видимо, когда море кажется по колено.
— В чем состоит лечение пациентов с такими травмами?
— Суть лечения заключается в том, чтобы устранить вывихи, то есть вправить позвонки обратно. При вывихах позвонков рвутся межпозвонковые диски, которые выполняют фиксирующие и амортизирующие функции. Эти диски чаще всего попадают в позвоночный канал и сдавливают спинной мозг. Если происходит перелом позвонков, то костные фрагменты проваливаются в позвоночный канал и тоже сдавливают спинной мозг. А для спинного мозга хватает в среднем трех часов, а иногда нескольких минут, чтобы погибнуть. Мировой статистикой доказано, что если помощь оказана в первые шесть часов после травмы, то шансы на какое–то восстановление неврологической функции есть. Если проходит больше шести часов, то эти шансы резко уменьшаются.
— Значит, такие пострадавшие нуждаются в экстренной помощи?
— Да. И в нашем отделении всегда есть дежурные врачи. Но, естественно, все зависит от степени повреждения спинного мозга. Если пострадавшему повезло и произошло только сдавление спинномозговых корешков, значит, у него может пострадать функция руки, нарушиться чувствительность кожи и ослабнет сила определенных мышц. Но при нырянии это бывает достаточно редко. Чаще всего, это тяжелые, так называемые «взрывные» переломы, когда фрагменты просто как при взрыве разлетаются во все стороны и бьют по спинному мозгу. Либо это тяжелые вывихи, когда костями, как ножницами, срезает мозг, сдавливает его, как в тисках. И пока все это устранишь, кровоснабжение резко нарушается. А мозг у нас — очень нежная структура!
— Каковы симптомы таких тяжелых травм?
— При такой тяжелой травме человек иногда просто не может вынырнуть самостоятельно и тонет. Хорошо, если у него хватает сил позвать на помощь или его вовремя заметят. Такая травма сопровождается резкой слабостью в руках и ногах. Человек не может ими самостоятельно двигать. У него нарушается чувствительности в конечностях и ниже шеи. Сильная боль в шее. Могут быть непроизвольное мочеиспускание и дефекация.
— Как лучше транспортировать такого пострадавшего?
— Лучше всего вызвать скорую помощь. Если такой возможности нет, то ни в коем случае нельзя пытаться поднять или посадить пострадавшего. Его надо аккуратно положить на доски и как можно скорее доставить в больницу. Оптимально, если кто–то при перекладывании на доски подсунет руки под лопатки пострадавшего, поддерживая голову между рук на предплечьях. То есть надо обеспечить максимальную неподвижность, особенно шейного отдела позвоночника.
— Лечение при таких травмах занимает много времени?
— Все зависит от того, насколько сильно поврежден спинной мозг. Если все течет гладко, пациент в нормальном соматическом состоянии, то мы выписываем его на 7–10–е сутки после операции. Но на этом все не заканчивается. Сама шея в среднем срастается за четыре месяца. С момента поступления в стационар начинается лечение сосудистыми и гормональными препаратами, которое продолжается при выписке е у неврологов по месту жительства, в неврологических стационарах либо специализированных спинальных центрах. Это зависит от тяжести повреждения спинного мозга. Лучший вариант, который я наблюдал в своей практике, — это шесть месяцев нетрудоспособности, потом человек вернулся на работу, но к более легкому труду. Максимально лечение длится всю оставшуюся жизнь. При любой травме позвоночник начинает формироваться остеохондроз. Если у человека были шансы получить это заболевание в 50–60 лет, то после травмы он получает его буквально в течение года, со всеми вытекающими последствиями. И это, можно сказать, минимальное последствие необдуманного ныряния.
Но чаще всего проблема в том, то нарушается функция спинного мозга и корешков и человек просто становится инвалидом. Это либо полное обездвиживание, либо неполная работа конечностей, резкая слабость, потеря чувствительности, нарушение функции тазовых органов, то есть нарушение нормального мочеиспускания и дефекации. А о половых функциях тут уж вообще речи не идет. Хотя всего этого избежать очень просто — надо хорошо подумать, прежде чем нырнуть вниз головой.
В моей практике было два «замечательных» случая. Девушка в компании выпила, нырнула, ударилась головой, но все обошлось. Выпила еще раз и нырнула в том же самом месте... и получила все «по полной программе». Осталась инвалидом. Второй случая связан с молодым человеком. Я выступал по телевидению, как раз рассказывал о том, к чему может привести ныряние с демонстрацией рентгенограмм и больных. А на следующий день дежурил. Поступает «ныряльщик» и говорит: «Доктор, а я вас знаю. Вы вчера по телевизору рассказывали о вреде ныряния».

Марина ЕСИКОВА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.