Новому мэру всего 20 лет

В прошлый четверг в Новосибирске прошли выборы молодежного мэра. Среди пяти кандидатов победу одержал студент третьего курса государственного аграрного университета Алексей Морокин.

Приняв поздравления от своих «соперников», с которыми предстоит работать в команде, Алексей сказал: «Еще неделю — шумиха, а потом начнется интересная работа». Его первым рабочим днем стал прошлый понедельник. Именно в этот день недели молодежного мэра можно застать в кабинете с утра до вечера. А в остальные дни — скользящий график, разъезды по городу. Его стол пока не завален бумагами, и Алексей сдувает с него невидимые пылинки. Телефон не раскалывается от звонков — это временно. Молодежному мэру — он же председатель общественного молодежного городского Совета — летний отпуск не полагается.
— Алексей, избрание вас молодежным мэром не стало для коллег неожиданностью? Ведь к этой должности вы пришли достаточно подготовленным человеком.
— Можно сказать, что в молодежной политике я не новичок. Вряд ли можно совмещать понятия «большой опыт» и «молодежная политика», но в этой среде я с первого курса. Сначала попал на постоянно действующий в мэрии семинар для студентов «Новосибирск: перспективы развития», а потом меня делегировали от университета в формирующийся молодежный совет Октябрьского района. Уже тогда стало понятно, насколько необъятна область молодежной политики, насколько важно для молодежи заниматься своими проблемами самостоятельно. Тогда она из объекта молодежной политики превращается в субъекта — полноправного партнера городских властей.
— С чего же началась ваша самостоятельность?
— Мы — я и два моих лучших друга, Алексей Кирсенко и Иван Михеев, с которыми я вместе с первых дней учебы, — начинали в разных направлениях, прошли путь от театра–студии до музыкальной группы. Что–то отпало, где–то остановились, зато удалось создать комитет студенческого самоуправления. До последнего момента я был его председателем (сейчас пришлось оставить, так как деятельность мэра забирает все время). Проходили обучение в центре психологической помощи «Алиса» — психолог помог снять барьеры, мешающие продуктивному общению. Кроме того, мы возродили через десять лет традицию студенческих отрядов. Заглянули в университетский музей, подняли архивы и пришли к выводу, что стройотряды нашего вуза занимали лидирующие места по области. Мы подумали: почему не возродить славные традиции, ведь и база, и профиль, и силы позволяют.
— К чему вы пришли в итоге?
— Ребята заработали за месяц в среднем около шести тысяч. Это высокий заработок по сравнению с другими отрядами. Наш аграрный студотряд– 2003 признан лучшим отрядом года. Он перерос в штаб. Сейчас Алексей Кирсенко — командир штаба студенческих отрядов аграрного университета, которых стало четыре: отряд по озеленению и благоустройству и штукатуры–маляры. Они с Иваном довели до ума наше общее дело, от которого я отошел. Я не смог тогда поехать в стройотряд, потому что надо было домой, в Казахстан, помогать родителям. Было стыдно, что так получилось, но дела домашние были важнее, чем собственная реализация.
— Родители уже поздравили вас с новой должностью?
— Конечно. Они всегда были за мои любые начинания. Видели, что я не балбес, в отличие от тех, кто меня окружал дома.
— Получается, вы сформулировали свою цель еще до поступления в вуз?
— Не совсем. Хотя считался неглупым мальчиком — отличник с нормальной жизненной позицией. Но здесь вряд ли на этом бы выехал. Когда приехал в Россию, в Новосибирск, понял, насколько уровень жизни и требования не совпадают с нашими. Вообще–то я собирался поступать в нархоз или СГУПС, но так получилось, что опоздал, перепутал время, документы не приняли, да и не получилось на бюджетный факультет из–за того, что не было российского гражданства. Случайно удалось попасть в аграрный университет на факультет государственного управления по специальности «менеджер», который только открывался. Сначала ко мне относились как к балбесу, который перепутал срок поступления. Но оказалось, на этом факультете как раз то, что мне нужно. Время вне вузовских занятий не проходит напрасно. Набираюсь профессиональных знаний, которые мои одногруппники постигают в теории, опыта, который на сто процентов совпадает с менеджерской специальностью. Третью сессию подряд сдаю на «отлично». Мы с друзьями учимся лучше всех в группе.
— Не смущает вас, что придется заниматься кабинетной работой, что мэр — это все–таки чиновник?
— Никогда я не старался держаться за бумажки. Свобода творчества должна оставаться в работе и управленца, и инженера. В молодежной политике понятие «чиновник» только со стороны взрослых можно услышать. Мы в нашей среде не считаем себя чиновниками. Если приходить на работу и сидеть–ждать, что тебе принесут бумажки, на которых ты должен поставить роспись, то никакие проекты не осуществятся. Главное — начинать не с отчетов и цифр, а со стремления делать что–то, менять. Пока чувствую в себе запал, который сохранил с первого курса.
— С другой стороны, вы же понимаете, что вам придется столкнуться с другими чиновниками, которым удобнее тормозить и сдерживать чужой порыв.
— Понимаю, что с такими радужными намерениями, как у меня, можно сломать себе шею. Но буду стараться не прогибаться. Слава богу, у меня не было провалов, которые заставили бы разочароваться. Молодые люди таковы: вечером погрустят, что им отказали, а утром снова в глазах огонь.
— С огнем в глазах и с проектом «Дом молодежи» вы прошли в мэры. Что это за проект?
— Проект «Дом молодежи» придуман не мной, я присоединился к его реализации. Он настолько глобален и масштабен, что невозможно сделать в один год. Мы хотим стимулировать молодежную инициативу. Сколько бы ее ни было — всегда мало. Наш молодежный совет должен стать органом, который проводит экспертизу молодежных проектов, помогает их оформить, довести до ума и добиться результата. Если проект соответствует формату социальной общественно–полезной деятельности, то получает техническую, информационную, финансовую помощь. Он реализуется и опять способствует стимулированию молодежной инициативы. Если такой круговорот заработает, можно считать, что «Дом молодежи» построен. Сейчас пока такой системы нет. Акция прошла всего одна — в прошлом году состоялся «парад идей». Он собрал 110 творческих заявок, 18 из них — от издания книжки для слепых детей до проведения парадов смешных причесок — получили грантовую поддержку на общую сумму 280 тысяч рублей. Условие было таково: максимально запрашиваемая сумма не должна превышать 15 тысяч. В ближайшую пятницу предстоит встреча с общественным молодежным городским Советом, который организует второй парад идей.
— Выборы молодежного мэра, впервые стартовавшие пять лет назад, из деловой игры выросли в серьезную акцию. Но впереди — лето, мертвый сезон...
— Мне кажется, выборы мэра привлекли больше внимания, чем в том году. И сейчас главное — не упустить время. Можно успеть наладить взаимодействие с горсоветом. Мы можем выступить лоббистами интересов молодежи. Тем более что часть работы горсовета связана с молодежью, во всяком случае с теми, кем станет молодежь через десять лет.
— Вас выбрали на год. А год — это так мало.
— С одной стороны, мало, с другой — в молодежной политике время скоротечно. Люди или сходят с дистанции, или реализуются так стремительно, что вырастают из молодежных проблем. Не знаю, получится ли сделать идеальный «Дом молодежи», но важно, чтобы не пропало доверие. Если не получится выполнить обещания, это будет считаться обманом. В тот день, когда я стал мэром, мне пожелали интересную вещь: когда через год будут выборы, пусть ни у кого не возникнет сомнения, что можно выбрать меня второй раз.
— Наверняка вас спрашивали: вам что, больше всех надо?
— На это я всегда отшучивался: фамилия Морокин обязывает.
— Нет чтоб спокойно жить — сами себе мороку создаете.
— Жить спокойно — это значит идти по борту жизни, ждать, когда тебе все принесут, сидеть у ларька и пить пиво.
— А вы не пьете пиво?
— Даже шампанское на Новый год не пью. И не курю. Лет шесть назад решил, что это не нужно. Может, и для своего брата стал примером. Кто со мной общается — относится к этому нормально, в компании не наливает. Я точно так же веселюсь и остаюсь один трезвый. Многим снятся сны, как им не дают выпить, а мне — наоборот, как меня соблазняют. Шутка.
— Чувствуете себя в Новосибирске своим человеком?
— Поначалу были моменты, когда я привыкал к чужому городу. Никого не знал — и один бродил по улицам. Дождь, снег, зайдешь в книжный магазин, полистаешь книжку, не купив, уходишь, денег нет, проходишь мимо фастфуда, там сидят люди, пиршествуют, а у тебя — меланхолия, придешь в общежитие, запишешь в тетрадь про эту меланхолию. На форуме молодежи в 2002 году заиграл гимн, я не мог не встать, хотя не имел права, ведь у меня не было российского гражданства. Сейчас оно есть, но я до сих пор не считаю себя новосибирцем.
— Ну что тут скажешь? У вас все впереди.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.