Подросток не видит ничего дурного в том, что выкурит сигарету

В Новосибирске прошла научно–практическая конференция школьников «Здоровое поколение XXI века», организованная Главным Управлением охраны здоровья населения, Управлением образования администрации Новосибирской области, Областным центром медицинской профилактики. В работе конференции приняли участие более 170 учащихся из 62 образовательных учреждений города и области.

Ребята представили работы на темы: «Школа и здоровье», «Вредные привычки», «Психологическое здоровье», «Питание и здоровье». Лауреатами конференции стали 55 школьников.
Прокомментировать некоторые наиболее яркие события прошедшей конференции мы попросили заместителя председателя жюри, заведующую оргметодотделом Областного центра медицинской профилактики, к.м.н. Наталью Анатольевну РЫЧКОВУ.
— Наша цель заключалась в том, чтобы посмотреть, как дети выразят свое отношение к здоровью, что скажут по поводу некоторых факторов риска, которые отрицательно влияют на состояние здоровья как конкретного человека, так и всего общества. То есть мы попытались узнать, насколько вообще интересуют детей вопросы здоровья, понимают ли они, как важно сохранить здоровье в детском возрасте, представляют ли себе, как могут отразиться вредные привычки, некоторые психологические факторы риска (которые привыкли не замечать из–за их большой распространенности) на здоровье будущего поколения.
В своей исследовательской деятельности дети не применяли высоконаучных технологий, пользовались элементарными приемами (анкетирование, наблюдение) и относительно доступным оборудованием (приборы для замеров концентрации вредных веществ в воздухе). Но у каждого участника были руководители. Они не вмешивались грубо в научную деятельность детей, но подсказывали, как правильно вести работу, которая, как самое настоящее научно–практическое исследование, должна была делиться на несколько важных разделов. Необходимо было показать актуальность проблемы, указать задачи научной работы, ее цель, провести полный анализ, сделать выводы и дать практические рекомендации. Причем каждый участник конференции должен был публично защитить свою работу перед очень представительной аудиторией, состоящей из медицинских специалистов, психологов, педагогов.
Что поразило — не было повторяющихся работ! Например, в номинации «Школа и здоровье» один участник представил работу о школьном режиме, другой — о составе воздуха в кабинетах, в частности кабинете химии, третий — об электромагнитном загрязнении в школьных помещениях и так далее. В номинации «Питание и здоровье» один школьник писал о микроэлементах и витаминах, другой — о «столовском» питании, третий — о религиозных мотивах в национальной кухне, их преимуществе и недостатках. Все без исключения работы были интересны, поэтому выбрать лучшую было очень непросто. Но это нужно было сделать.
В результате в номинации «Питание и здоровье» первое место заняла работа, посвященная количественному определению микроэлементов в овощах и фруктах.
Мы говорим, что нужно есть фрукты и овощи, что они полезны. А ребенок вдруг задает вопрос: а какие именно фрукты больше всего нам нужны, сколько полезных веществ содержится в том или ином овоще и фрукте? Он провел достаточно серьезное самостоятельное исследование и показал, что для детей полезнее есть морковь, яблоки и апельсины, а для взрослых — картофель и бананы. Самое интересное, что в некотором роде это согласуется с последними научными изысканиями отечественных специалистов по питанию.
Много работ было посвящено психологическому здоровью. В частности, довольно грамотно были представлены взаимоотношения между учащимися и педагогами, между родителями и детьми. Поразила работа школьника из сельской местности. Он проранжировал все семьи, которые проживают в поселке, по степени психологического благополучия и неблагополучия (прежде всего рассматривалось злоупотребление алкоголем одного или сразу двух родителей, наличие работы) и показал связь между психологической атмосферой в семье и коммуникабельностью и успеваемостью ребенка в школе. Было видно, что автор работы пропустил тему через себя, что ему не чуждо чувство сострадания и он искренне хочет помочь сверстникам.
Первое место заняла работа двух девочек из Куйбышева, в которой говорилось о влиянии телевидения на формирование агрессивного поведения у подростков в возрасте 14–16 лет. Девочки посмотрели, какие вообще формы агрессии существуют (физическая, вербальная, косвенная и так далее) и какие из них присутствуют в некоторых передачах, которые особенно популярны среди школьников («Окна», «Голод», «Запретная зона»). Они провели опрос в школе с целью выяснить предпочтения учащихся 9–10–х классов, в результате которого оказалось, что просмотр телепередач стоит у подростков на приоритетной позиции, причем многие из них любят смотреть наиболее агрессивные «Окна» и «Голод». Проведя анализ полученных данных, девочки пришли к выводу — цитирую: «Наблюдая за агрессивным поведением героев телепередач, смотря фильмы, изобилующие сценами насилия и жестокости, подросток учится новым, неизвестным ему способам агрессивного поведения, помимо этого у него ослабляются сдерживающие агрессию силы. Привыкнув к агрессии как к нормальному способу решения собственных проблем, подросток когда–нибудь сам прибегнет к ней. Кроме того, у подростка из–за более или менее регулярного просмотра по телевизору сцен насилия снижается чувствительность к чужой боли, уменьшается сострадание».
Практический выход из создавшегося положения девочки видят не только в здоровом общении со сверстниками, занятиях спортом, но, прежде всего, в «родительской опеке», совместном обсуждении с подростком телепередач. Такие беседы помогут выработать у подростка критическое отношение к увиденному на экране, укрепить личную защищенность ребенка от телеагрессии. Если этого не делать, то источник информации легко превратится в источник инфекции, которая поразит сознание ребенка, разрушит личность.
Кстати, параллельно девочки провели дополнительное исследование, результаты которого показали, что среди 16–летних подростков превалирует вербальная агрессия, или, попросту говоря, ругань. Причем ругаются и мальчики, и девочки, но девочки чаще! А ведь это будущие мамы, хранительницы семейного очага!..
Много работ было посвящено вредным привычкам. Мне понравилась одна работа, в которой школьница показала, что инициаторами употребления табака или алкоголя становятся отнюдь не сверстники. Как правило, формирование вредной привычки начинается в семье, когда дети видят каждый день курящую маму, или курящего папу, или обоих курящих родителей одновременно, видят частые застолья или просто ежедневную «рюмочку за ужином». Зависимости к курению или алкоголю у таких детей нет, но о табаке и алкоголе у них уже сформировалось положительное мнение. Поэтому, когда сверстники или — того больше! — старшие товарищи протягивают ребенку или подростку сигарету ли, рюмку ли, он их берет. Он уже готов к тому, чтобы начать курить или выпить. Он не видит в этом ничего дурного!.. В этом возрасте все дети и подростки считают, что здоровья у них хватит на сто лет, да и вообще — что с ними плохого может случиться?
Как защитить подростка от табака? Многие участники конференции, представившие работы именно по этой теме, говорят о низкой информированности детей и подростков (особенно школьников младших классов) о вреде курения и алкоголя (пива). В связи с тем, что распространенность табакокурения и употребления пива в среде подростков в последнее время только растет, необходимо больше внимания уделять не просто здоровому образу жизни, а конкретно говорить о пагубности и недопустимости вредных привычек.

Дмитрий КОКОУЛИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.