Нас ждут дома

В субботу, 3 июля, Государственной инспекции безопасности дорожного движения исполнится 68 лет. Чтобы понять, чем сегодня живут блюстители дорожной безопасности, корреспондент «НН» Юрий Голиков отправился в ночную смену с экипажем городского полка дорожно–патрульной службы ГИБДД.

Как становятся гаишниками?

После традиционного вечернего развода, где заступающие на смену получают задания и ориентировки, мы отправились в ночной рейд с 224–м экипажем в составе младшего лейтенанта Анатолия Терентьева и прапорщика Владислава Тарасова.
Участок нашей работы — печально знаменитые Бронные переулки, империя цыганских наркобаронов. Пока добирались до Кировки, познакомились, разговорились. Экипаж молодой — ребятам чуть за тридцать, оба с отличным чувством юмора. Впрочем, я еще раньше заметил, что без него в Госавтоинспекции никак нельзя, потому как свихнуться можно от того, что творится на наших дорогах.
Путь в ГАИ для ребят не был проторен. Оба отслужили на флоте: Анатолий — на Черноморском, Владислав — на Тихоокеанском, оба женаты, имеют детей. Анатолий отучился в техникуме, работал на заводе крупнопанельного домостроения — зарабатывал на квартиру, однако завод развалился.
— А тут увидел в бегущей строке сообщение о наборе в городской полк ДПС, он только создавался. Прошел отбор, так и служу в полку с момента его основания.
У Владислава профессиональный путь связан с автотехникой. Окончил училище по специальности «слесарь по ремонту автомобилей», работал в автоколонне, затем на заводе железобетонных изделий, в коммерческой структуре — также решал квартирный вопрос. С 1993 года на милицейской службе.
— После землетрясения в Спитаке по стране стали создавать региональные спецотряды по чрезвычайным ситуациям, тогда еще в структуре МВД. Такой отряд N№6 был создан и в Новосибирской области. Я поступил на службу водителем–инструктором пожарной машины, объездил всю область и весь сибирский регион. Но началась очередная реорганизация, и друзья позвали меня в полк ДПС.
Так, за разговорами о прошлом мы подъехали к райотделу милиции сделать отметку, что работаем на закрепленном участке, а также выяснить, кто из райотдела и где работает в ночь. Это необходимо для взаимодействия экипажей.

Какой же русский не любит быстрой езды?

У ночной смены своя специфика, свой конек — экипаж специализируется по предотвращению краж и угонов автомобилей. Здесь присутствует охотничий азарт — нужно выследить преступников. С этой целью мы совершаем рейд по местам вероятного угона автотранспорта (у гаражных кооперативов, неохраняемых стоянок и т. д.), перекрываем пути вероятного отхода преступников, которые обычно перегоняют угнанный автомобиль на «отстой» в укромный уголок. Для ребят — это уже не романтика, а привычная будничная работа.
— В погонях часто участвуете?
— Да, бывает.
— А со стрельбой, активным сопротивлением?
— Бог миловал. Да и ни к чему нам это: нас дома ждут семьи. У меня был рекордный случай, когда мы 40 минут гоняли по ночному городу пьяного водителя, — делится воспоминаниями Анатолий. — У него спортивный БМВ 850–й модели, форсированный двигатель, все дела. Чуть притопит — и его уже нет, а мы пока на «Волгах» раскочегаримся... Но все равно прижали, шесть экипажей были задействованы в задержании.
— Не опасаетесь, что при погоне могут пострадать горожане?
— Меры безопасности четко прописаны в наших инструкциях, ими и руководствуемся. Если видим, что «клиент» нервничает, может совершить ДТП, то отключаем сирену и спокойно едем за ним, ждем, пока он успокоится, а затем на открытом участке догоняем и прижимаем. Либо вызываем подкрепление. То есть используем разные способы задержания в зависимости от оперативной обстановки. Здесь важна не только скорость, но и умение правильно оценивать ситуацию, принимать верные решения.
По мнению инспекторов, необходимо усилить правовую ответственность за угон автотранспорта. Сегодня многие автоугонщики вообще не несут наказания, даже те, кого поймали за руку.
— Доходит до смешного. Мы пускаемся в погоню за угнанной машиной, а когда ее прижимаем, то выясняется, что на заднем сиденье буквально на корточках сидят три, а то и пять пассажиров, а за рулем никого нет. «Водитель только что вышел!» Среди угонщиков много молодежи, зачастую недоросли 14–15 лет. Такого ловим и тут же отпускаем. А он снова за свое...

Под кайфом за рулем

Заезжаем в Бронные переулки. Огромные цыганские особняки возвышаются над серыми домиками частного сектора и своим помпезным великолепием явно диссонируют с ужасающим состоянием вдребезги разбитых дорог Кировской окраины. В отдалении на пустыре одиноко затаился белый «жигуленок».
Сворачиваем на грунтовку. В салоне легковушки, запрокинув голову, бодрствует молодой мужчина. Традиционная проверка документов. Доверенность, написанная от руки, просрочена, но это мелочь. Судя по документам, машина отца — имя–отчество совпадает.
— Что вы тут делаете?
— Решил немного отдохнуть. Сейчас поеду таксовать.
Водитель Андрей отвечает на вопрос тихо, но явно нервничает, руки трясутся. Попросили снять курточку — на руках свежие следы уколов.
— Все ясно, едем на медосвидетельствование.
— Командир, отпусти. Сколько нужно денег? Я заплачу.
Начались привычные уговоры и предложение взятки.
В салоне «Волги» мы с Владом вдвоем. Анатолий сел за руль задержанного «жигуленка».
— Наркоманов среди водителей сейчас очень много. Бывает, что уколотых задерживаем больше, чем пьяных. Вчера ребята из нашей роты остановили одного. Он выходит из салона, падает, встает, снова падает и говорит нашим: «А за что вы меня задерживаете? Ведь от меня не пахнет!»
— Что сегодня больше всего не нравится инспектору на дороге?
— Самое неприятное, что исчезло взаимоуважение у людей друг к другу. Раньше, если на дороге сломается машина, тут же три–четыре водителя остановятся, предложат помощь. Сейчас помощи можно и не дождаться. Но ведь если ты сегодня не помог, то завтра тебе не помогут. Про отношение к инспектору я уже и не говорю. Но если на дороге приходит беда, то ждут в первую очередь инспектора. Раньше угнанную машину вернешь хозяину — он приедет, столько теплых слов наговорит! Я три угона взял — и хоть бы кто из хозяев позвонил, спасибо сказал.
Очень не нравится, что наши водители не любят отвечать за свои проступки, а стремятся переложить свою вину на других.
Я вчера остановил водителя за непристегнутый ремень, а он мне заявляет: «Что вы придираетесь по пустякам, у нас тут каждый второй на красный свет проезжает!» Задержал я водителя, который под красный сигнал светофора проехал, а он мне: «Нашли тоже грубое нарушение, у вас тут под носом пьяные ездят!» Остановил я пьяного водителя. И знаете, что он мне сказал? «Я совсем чуть–чуть выпил, еду аккуратно, никого не трогаю, а у вас тут под красный все прутся». Остановишь водителя на «жигулях», а он заявляет: «Что вы к нам, трудягам, цепляетесь — вон как на джипах блатные носятся!» Остановишь водителя на джипе — и он ту же песню поет: «Что вы только нас штрафуете — посмотрите, что вытворяют водители «москвичей» и «запорожцев»!» И все в том же духе. Поэтому хочется пожелать водителям быть самокритичными и внимательными друг к другу.

Мой закон меня бережет

...Медосвидетельствование показало, что водитель находится под кайфом. Он и сам сознался, что днем принял дозу героина. Но его показания ничего не значат: все определяют результаты анализа.
Анатолий делился наболевшим: оказывается, медики не могут на месте определить степень наркотического опьянения, поскольку в медкабинете при дежурной части нет необходимого оборудования. Окончательный анализ будет готов только через неделю, а то и через месяц. Но не это главное. Показание в медкабинете не имеет юридической силы! Заведомо зная, что водитель пребывает под кайфом, инспектор, согласно нашему своеобразно гуманному законодательству, должен его отпустить вместе с автомобилем, если за ним не числится иных правонарушений. Что гуманно по отношению к «упыханному» водиле, есть преступление по отношению к окружающим. Разумеется, никто его просто так не отпускает. В нашем случае такой «зацепкой» стала просроченная доверенность, а езда без документов, как известно, влечет постановку автомобиля на штрафстоянку. Вот так и выкручиваются блюстители дорожной безопасности, чтобы и закон не нарушить, и потенциального убийцу на дорогу не выпустить.
Когда же в медкабинетах при ГИБДД появится необходимое оборудование? Эту проблему необходимо решать, и как можно скорее, поскольку наркоманов за рулем становится все больше и больше. Хотя, согласно нашему же законодательству, наркозависимые лица вообще не должны иметь допуска к управлению транспортными средствами.
О причудах законодательства инспекторы готовы разговаривать часами. С введением нового административного кодекса возрос бумагооборот, а также время на оформление документов. Сегодня суды завалены делами по пьяным водителям. Судьи зачастую не компетентны в вопросах дорожной безопасности и проявляют чрезмерный гуманизм к любителям выпить за рулем. Если прежде (по отношению к нетрезвым водителям) процент лишения прав управления превышал 90%, то сегодня едва ли треть задержанных в состоянии опьянения лишается судом прав управления. Нарушение принципа неотвратимости наказания порождает у недисциплинированных автовладельцев чувство безнаказанности и вседозволенности, что ведет к росту аварийности на дорогах.
...Ставим «жигуленок» на штрафстоянку, что напротив горГАИ. На входе в будку сторожа образовалась даже небольшая очередь: другие экипажи тоже не спят.
— Анатолий, ты испытываешь удовлетворение от своей работы?
— Конечно, особенно когда стоянка забита машинами пьяных и наркоманов. Это значит, что они стоят здесь, а не ездят по дорогам города. И на душе становится спокойней за жизнь горожан и своих детей...

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.