Футбол как национальное бедствие России

То, что в эти дни происходит в Португалии, оставляет равнодушным разве что мертвого. Сами понимаете, речь идет об играх чемпионата Европы–2004 по футболу. И, скорее всего, именно поэтому по утрам в редакции изо дня в день можно лицезреть заспанную физиономию главного редактора, его зама, да и, пожалуй, всех журналистов мужского пола. «О какой культуре может идти речь, когда на наших глазах унижают всю Россию!» — сказал редактор на планерке и неожиданно для всех уселся за компьютер и начал нервно долбить по клавишам. В противоположном углу не менее нервно что–то стал выстукивать на клавиатуре и ведущий журналист газеты Виктор Антропов. И тогда всем стало ясно: мужики пишут о футболе. Вот так возникли эти субъективные заметки — «Что такое футбол, и с чем его едят».

Где наши одиннадцать Иванов?

Когда у знаменитого датчанина Паульсена в 92–м году спросили: «Как же вы выиграли чемпионат Европы, практически не тренируясь?» — тот ответил примерно так: пусть тренируются те, кто не умеет играть. Напомню: тогда датчане попали на футбольный европейский форум... случайно. Буквально за несколько дней до начала чемпионата им предложили заменить воюющих и воинствующих югославов. Вот и заменили на свою голову.
В принципе, на Евро–2004 Россия тоже попала случайно. В результате стыковых матчей с крошечным Уэльсом, когда от головы Евсеева мяч влетел в ворота противника, мы оформили себе путевку в Португалию. И тогда мелькнула мысль: а что же мы будем делать там, в этой Португалии — играть–то толком еще не научились! Так оно и случилось. Два главных матча мы проиграли — и испанцам, и португальцам. При этом вообще ничего вразумительного не показав. Ни техники, ни тактики, не проявив силы духа. Покатали мяч, получили две красных карточки и уйму желтых. Вот и весь футбол. Победа над греками не в счет — кроме собственного самоудовлетворения, она нашим футболистам (да и болельщикам) ничего не принесла...
После последнего матча предвариловки у главного российского «футболиста» Колоскова спросили: «Когда же у нас появится действительно настоящая сборная?» — «В 2008 году», — ответил тот, не моргнув глазом. Интересно, откуда такая уверенность?! Неужели за последующие четыре года у нас появится свой Зидан или Недвед? А может быть, за это время мы понастроим великолепных стадионов, поднимем на невероятную высоту детский и юношеский футбол, а национальный чемпионат будет соответствовать этому высокому статусу, а не «первенству деревни»? Ох, сомневаюсь я в этом! А посему есть предложение: запретить футбол как таковой в России вообще! Сделать его нелегальным, подпольным, как это было сделано в начале восьмидесятых с каратэ. Вы же помните: запрет на данный вид единоборств, наоборот, дал толчок его дальнейшему развитию. Потренировались мужики полуподпольно, и, как это ни парадоксально, появились у нас и звезды, и чемпионы мира и Европы, и победители Олимпиад. Ну не видны на горизонте те футболисты, за которых великой России не было бы стыдно!

Почему у нас в советские времена был футбол? Потому что был действительно чемпионат высочайшего уровня со множеством великолепных клубов, причем в каждой братской республике (а Украина вообще представляла половину первенства). И тогда выиграть национальное первенство было посложнее, нежели сегодня чемпионат Италии. За время развития постсоветского футбола у нас так и не появились игроки уровня Бышовца, Кипиани, Асатиани, Беланова, Колотова, Протасова, Блохина, Малофеева, Заварова, Михайличенко... Не появились. И боюсь, что не появятся. Не появятся потому, что мы покупаем второсортных «бразильцев», «итальянцев», «аргентинцев». И тем самым не даем возможности молодым ребятам раскрыть свой талант. У нас не будет футбола и потому, что есть и позорные «договорные» матчи. У нас не будет футбола и потому, что игроки национальной сборной не знают слов Гимна России, а если и знают, то поют как–то нехотя, цедя сквозь зубы. Поневоле вспоминается, как пел гимн своей Родины на чемпионате мира Иван Самарано (он же Иван Грозный). Чилиец его не пел, так как музыкальным слухом природа великого чилийца не наделила. Он орал, орал так, что на фоне его могучего голоса пение двадцатитысячной толпы казалось писком комара. И плевать было могучему Ивану на то, кто стоит у руля его маленькой страны — Альенде или Пиночет. Он пластался за Родину, пластался так, что соперники просто панически разбегались, когда мяч был у чилийского Ивана.
Вот появятся у нас одиннадцать таких Иванов, наших, русских, тогда и будем играть в футбол. Играть не механически, а сердцем. Потому как «отступать некуда — ведь позади не только жиреющая от неимоверного количества денег Москва, но и худеющая полунищая великая Россия!»
Роль личности в футболе сравнима с ролью личности национального героя той или иной страны. Если мы говорим «Бразилия» — подразумеваем «Пеле», если мы говорим «Франция» — подразумеваем «Зидан»... И тот, и другой на футбольном поле — «десятые номера». Магическая цифра «10» на спине — это уровень мастерства, это Игрок нации. В российской сборной «десяткой» был Мостовой. Тот самый Мостовой, который с позором был изгнан из рядов национальной команды страны. Вот вам и символ нашего футбола! Вот вам и Игрок нации!
Нет, прав был датчанин, сказавший о том, что пусть тренируются те, кто в футбол играть не умеет. С каждым днем в Португалии их становится все больше и больше. Мы попали в число «неумех» первыми. Хоть здесь отличились! Но чемпионат продолжается. Остаются лучшие из лучших. Что ж, будем наслаждаться этой великой игрой. И пусть победит сильнейший!

Анатолий ПОДВАЛЕНЧУК

«Такая она, игра»

О чемпионате

Нынешний чемпионат Европы по футболу выгодно отличается от позапрошлогоднего «Мундиале», на котором было затруднительно понять, где кончается шоу и начинается спорт. Вообще, на «Евро» все всегда складывается логичнее и ожиданнее, поскольку состав групп отбирается «без дураков» — здесь нет команд– загадок из Австралии с Океа-нией, Азии и Африки, коих и всерьез вроде никто не принимает, а они... Но вот хозяев и здесь словно кто (провидение или «мировое правительство») за уши тянет. Ведь вылетят хозяева сразу — вся экономика первенства пострадать может: местные болельщики на стадионы не пойдут — что тогда?..

О хозяевах

Ну кто после первого тура думал, что португальцы выйдут из группы? Да и после победы над нашими кто отнес бы их к фаворитам? Нет, не та команда, не та... Пару лет назад она выглядела предпочтительнее: и скорости другие, и комбинации, и индивидуальное мастерство игроков. По этим показателям испанцы их нынешних просто забивали, а обернулось все вон как: везение хозяев — невезуха испанцев. А к последним Фортуна вообще поворачивается диаметрально противоположными местами: к клубам из Испании — почти всегда анфас, а к сборным — почти всегда задом.

О Фортуне

Говорят, Фортуна благоволит к сильным. К немцам, например. И фольклор типа «в футбол играют многие, а выигрывают немцы» зря опускает «крутящий момент» — все же более везучей команды найти трудно. Разве только итальянская... А вот к шведам везуха не наведывается — потомки викингов получают обычно ровно столько, сколько сами могут взять. К французам судьба непостоянна до безобразия: над великой сборной 80–х с Платини, Женгини, Жирессом она просто издевалась (и ведь ногами все тех же немцев). Сборную времен Папена она не баловала. Зато к нынешнему поколению благосклонна. Наверное, ей по вкусу, когда «Марсельезу» на зеленом поле поют ребята в сине–бело– красной форме с черными лицами — словно в масках–шапочках с прорезями для глаз. Про отношение же Фортуны к российской сборной можно говорить лишь с точки зрения диалектического материализма.

О наших

Иногда кажется, россиянам в футбол играть противопоказано. Как и автомобили делать, как и обувь шить. За СССР еще приходилось болеть, когда играли Метревели со Стрельцовым, Численко с Хусаиновым, Мунтян с Поркуяном, Колотов с Бышовцом или Гуцаев с Папаевым. Был еще всплеск сборной Бескова — она и бразильцев «сделала» на их поле, и шведов разгромила... Вот то были наши. А при Романцеве и особенно при Газзаеве они стали не совсем наши. Этим выигрывать не помогли бы и группы поддержки с киллерами и крестными отцами. Когда же сборную принял Ярцев, она заиграла в другую игру, более похожую на футбол. А стоило Ярцеву позволить себя политизировать, превратив в Георгия–победоносца с обязательным членством в «Единой России», так команда снова стала как при Газзаеве. Как будто она знает, что надо идти к воротам соперников, бить по ним, но не знает, как это сделать. Никаких наигранных комбинаций, стандартов. И индивидуально игроки «сдулись». Сычев за два года превратился почти в ничто — видимо, разменял свой талант игрока на его денежные эквиваленты при попытках выгодной продажи себя. Игра россиян в Португалии дала пищу для острот навроде пожелания: «Всего вам доброго, несмотря на футбол». Или диалога: «Вы за кого?» — «За наших» — «Ну, это понятно, а затем за кого?»

О прогнозах

По поводу российской команды иллюзии строились только в нашей безумной Отчизне. Тут все сулили нашим чуть ли не победу в чемпионате. Даже форвард Кержаков пообещал взять золото. А самый откровенный обратный прогноз прозвучал на всю страну из уст вратаря сборной 60–х Владимира Маслаченко (соперничавшего с самим Львом Яшиным). Он изрек что–то вроде: да вы что, никуда эта «дворовая» команда не выйдет. Тут же поднялась буря негодования с обвинениями оратора чуть ли не в измене Родине. Похоже, никакой другой народ не умеет так впадать в эйфорию прямо из депрессии и наоборот. Что подтвердила и победа наших над греками, которая прямо–таки напрашивалась в сложившейся ситуации. Причем именно такая (2:1), ибо выиграй россияне с разницей в два мяча, — дальше пошли бы испанцы, а Португалия разделила бы нашу горькую участь...
В большинстве же прогнозы на групповой турнир оправдались. Назло прогнозам по большому счету сыграла разве что Латвия, почти полностью состоящая из русских и украинцев. В республике с Новосибирскую область величиной нашлись воля и разум, чтобы слепить команду «из того, что было», которая чуть было не огорчила чехов, а немцев огорчила. И при этом умудрилась показать игру, каковой не ожидал никто.

Об игре

Игра англичан и французов не удивляет. Разве только вызывающее спокойствие тренера Жака Сантини и его подопечных. Тренер похож на зачарованного ребенка с огромными глазами, молча следящего за зрелищем. А команде его наставления вроде как не нужны — она невозмутимо пропускает «плюхи» и от англичан, и от хорватов, словно зная, что забьет больше, хоть на последних секундах... Такую же невозмутимость демонтрируют и шведы с датчанами, игра которых на начальной стадии — наслаждение.
Самое неприятное впечатление оставили представители древнейших цивилизаций — греки и итальянцы. Эллины слишком злоупотребляли игрой «в кость», в ноги, хватанием за руки, за майки, а итальянцы еще и начали плевать соперникам в лицо, а затем — базлать про заговор скандинавов против них. Дескать, шведы с датчанами сговорились сыграть 2:2, чтобы оставить Италию не у дел. А те так и поступили. По игре греки не кажутся достойными комплиментов, уже отпущенных в их адрес. А итальянцы на предварительных стадиях всегда прикидываются «убогими», всегда вымучивают «боевые» ничьи. Голландцы тоже много хамят, а их поражение от чехов логично: чехи хотя и блеклые (неяркие), но организованные классно.

Об игроках

Где самые классные игроки? Возможно, во Франции. Не будь там Зидана, Анри, Трезеге или Виера — видела бы их команда успех? А возможно, в Швеции — тут и Ларссон, и Ольбак, и Свенссон, и Ибрагимович, и Юнгберг. Последний играл в гандбол и хоккей на уровне сборной — мастер на все руки и ноги. Два года назад, правда, он выглядел лучше. Тогда, к слову, он покрасил волосы в красный цвет, а его тут же все стали спрашивать, не голубой ли он. Он изумился: мол, никогда не думал, что может существовать какая–то связь... И подстригся «под ноль». А в Голландии, конечно, ван Нистелрой неподражаем — из каких положений забивает!.. И в Латвии есть своя звезда. И в Чехии. И в Дании. И в Германии. Особенно отрадно, что у немцев самым техничным и подвижным (чуть ли не вездесущим) кажется юниор Швайнштайер. Еще отраднее, что молодая поросль весьма заметна и в командах Франции, Швеции, Швейцарии. «Дети» заколачивают голы на зависть «отцам» — взять хотя бы лучшего бомбардира Руни — он в сборной Англии делает то, чего ожидали от Бэкхема.

О достойных победы

От Латвии победы на чемпионате вряд ли кто ждет — эта команда итак уже прыгнула выше головы, показав шикарный пример русским соседям. Победа чехов или греков тоже могла бы восприниматься как победа футбола разрушительного над творческим. Англичанам победы желать не хочется, потому что они англичане. Если бы в чемпионате победили шведы или французы, вряд ли кто–нибудь расстроился бы насмерть — все же их шансы высоко котировались и до старта, и после. Опять же, шведы — наши учителя со времен Петра I. Страна с примерно такими же климатическими условиями, как у нас, с населением, как в одной Москве. А дают нам фору во всех видах спорта, в социальной сфере, в экономике. Их автобусы, отбегав по Европе, списанными попадают к нам и ведут себя на наших дорогах с нашими дураками лучше российских, азиатских или венгерских «аппаратов». Увидишь шведский авто, и вырывается: «Вон аргумент едет!» И сколько ни болтай про успехи под руководством правящей партии... И умение играть в футбол не подменить горлопанством с коррупционными рекордами и мафиозными связями...

Виктор АНТРОПОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.