Эмоциональное здоровье молодого поколения

Ни для кого не секрет, что эмоциональное здоровье человека формируется в детском возрасте, закрепляется в подростковом периоде, шлифуется во время студенчества, после чего мы со всей полнотой видим нового члена общества с его особенностями эмоциональной системы. От того, как пройдут все важные жизненные периоды, зависит, в конечном счете, будет ли счастлив человек или всю жизнь он будет не доволен собой, другими и жизнь для него будет скверной и неприятной обязанностью. Может ли мы повлиять на становление эмоционального здоровья человека и когда особенно это необходимо делать? Для того чтобы это понять, мы представим взгляды школьника, студента на свое эмоциональное здоровье и врача на способы его коррекции. Итак, взгляд изнутри проблемы.

Школьный десятилетний, а теперь уже 11–летний период, очень большой промежуток жизни человека, период критического его становления от 6 до 17 лет. Что думают о своем эмоциональном здоровье школьники?
«В наши дни эмоциональные расстройства ярко представлены в жизни школьников, они неуравновешенные, плаксивые, демонстративные, порой агрессивные, неадекватный смех и плач и т. п. Я как школьница могу уверенно сказать, что причины эмоционального нездоровья кроются как в характерах самих школьников, так и в школьной атмосфере. Существуют разные типы школьников. Например, есть ученики добросовестные, если они получили плохую оценку — они подавлены, часто плачут. В этой группе часто может формироваться снижение настроения и негативное отношение к учебе, поскольку они работают над материалом усердно, а результат не всегда соответствует их ожиданиям. Еще один тип учеников — лица с переменной учебой то они учат, то нет, в основном это связано с желанием учеников и отсутствием контроля со стороны родителей. Они — люди настроения, у них часто страдает трудовая дисциплина, в этой группе часты неудачи на уроках. Соответственно, они все время находятся в состоянии эмоционального стресса и дисбаланса. Еще одна группа школьников, которым их социальные успехи безразличны, они обычно двоечники. Однако их ничто не беспокоит, они все время веселятся на уроке, не расстраиваются из–за двоек, у них постоянно хорошее настроение. Получается, чтобы иметь крепкое эмоциональное здоровье, всегда быть в хорошей форме, нужно безразлично относиться к социальным успехам. Значит, возможное решение кризисной эмоциональной ситуации учеников — развитие такого отношения к учебе, когда и результат важен, и нет слабости нервной системы в ответ на неудачи. На мой взгляд, все проблемы школьников возникают главным образом из–за них самих, хотя нельзя исключить влияние школьной атмосферы: школьных отношений и поведения учителей. Ученики не учат предмет, их ругают учителя и пытаются повлиять на школьника двойкой, дома на бедных учеников начинают «нападать» родители. Они своими способами влияют на детей: поркой, углом, криком и т.п. В результате у ребенка может возникнуть кризисная эмоциональная ситуация. Еще одна проблема — межличностные отношения школьников, причем хорошая учеба часто не приветствуется, зачастую ценность имеют ложные представления, что также путает неокрепшую психологическую сферу ученика и часто приводит к его психологическому кризису». Итак, на ученика влияет комплекс факторов, которые «портят» неокрепшие нервы подрастающего поколения.
Следующий важный период — студенческий, возраст 17–23 года. По окончании этого срока перед нами абсолютно взрослый человек с полностью сформировавшимися взглядами и представлениями. Итак, что думает студент о своем эмоциональном здоровье.
«Прошел стрессовый период сдачи экзамены в вузы, молодые люди год за годом проходят ступени обучения в институтах, они считают себя взрослыми, принимают решения. К сожалению, не всегда радостные моменты одерживают верх, начало взрослой жизни часто привносит много отрицательных событий: тяжелая учеба, не всегда приятные романтические отношения, безденежье, желание или невозможность реальная или вымышленная быть не хуже других. Все это может приводить к снижению эмоционального настроя. Такие тезисы могут стать доминирующими: «Устал от жизни!», «Не вынесу, наверное, ее тяжести», «Надоели все!!! У меня хандра и депрессия». Трудно принять иногда слишком равнодушную реальность. Спасением от этого состояния может быть только увеличение числа дел, которые необходимо сделать ежедневно. День для того, чтобы упеть сделать хотя бы что–то: и какое счастье, если это что–то действительно важное и яркое. Иначе вновь в течение двенадцати часов суета, а вечером вместо человека — «выжатый тюбик», не способный уже чему–либо радоваться и хотеть чего–то, кроме как только выспаться. Шутка в том, что работа до изнеможения — отличная профилактика от навязчивых мыслей о смысле жизни и собственной нужности. От чего жить становится легче, но появляется другая опасность: истощиться душой. Многое вокруг становится обыденным и привычным, а в тебе самом начинают тикать механические часики, и проводишь день без души (не совсем чтобы без положительных эмоций, но чувства посещают редко). Тут спасает от превращения в нормального взрослого творчество и какие–либо новшества в жизни, общении, отдыхе...».
Итак, суровые будни студенческой жизни современного человека продолжают подрывать эмоциональное здоровье и хватит ли его, чтобы полноценно войти уже в рабочие будни по–настоящему взрослого человека.
Взгляды ученика и студента дополняют и развивают друг друга. Что можно сделать, чтобы ученик в школе испытывал меньше стрессов, а студент не пребывал в состоянии депрессии? Об этом должны думать родители и врачи. Средствами могут быть: динамическое психологическое тестирование детей, преемственность детских садов, школ, институтов, работа психолога, заинтересованность родителей в хорошем эмоциональном здоровье своих детей, при малейших признаках эмоционального нездоровья — консультации и лечение у психолога. Следует преодолеть неправильное представление населения о том, что к врачу–психиатру или психотерапевту обращаются только серьезно душевнобольные люди. Задача психотерапевта прежде всего обнаружить пограничные состояния, которые свидетельствуют об избыточном накоплении стресса, и выявить первые признаки тревоги или депрессии. В некоторых случаях, возможно и на школьном этапе, требуется проводить различные виды психотерапии, следует отметить, что на первых этапах обычно не требуется медикаментозной терапии. Возможно получить эффект только от бесед или релаксации.
Будьте внимательны к эмоциональному здоровью своих детей, тогда мы будем иметь более устойчивых к различным психологическим влияниям взрослых.

Ярослава ЖУКОВА, гимназия N№10, Ольга ЖЕМАЙТИС, НГУ, О. А. МАЛЫШЕВА, Институт Клинической иммунологии СО РАМН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.