Мы идем в школу (три взгляда «НН» перед новым учебным годом)


Детки в клетке

Первоклассник, сияющий от счастья, — образ надуманный, навязанный советскими стандартами. Первый класс — это стрессы и перенагрузки. Причем одну из главных проблем психологи видят не в слабой подготовке ребенка к школе, а в его неумении общаться.

Компьютерные дети

Антошкин детский сад закрылся. Родители нашли единственный выход — купили ему компьютер. Он стал строителем несуществующих городов и обладателем фантастических друзей. Лишь по выходным он отрывался от чудесного ящика. И кидался к нему с жадностью, как после вынужденной разлуки.
— Я не хочу идти в школу, — заявил он маме.
— Но ты же останешься неграмотным! — изумилась она.
— А мне и так хорошо, — твердил Антошка.
В школьном дворе он затравленно озирался по сторонам. А на другой день подрался. Затеять драку было легче, чем сидеть всю перемену за настольным лото.
Выяснилось, что он косноязычен, не умеет сформулировать мысль. Пишет как курица лапой. Самым неожиданным открытием для мамы стало то, что, оказывается, не надо было покупать ему компьютер.
— Если ребенок рвется к компьютерным играм, то это может быть печальным диагнозом для семьи, — объясняет психолог Ольга Видякина. — Компьютер не только является способом развития, но может привести и к негативным последствиям. У детей слабо развита волевая сфера, поэтому нужно установить твердый запрет, ограничить время компьютерных игр. Но запрет часто может вызывать мощное протестное поведение. Выход таков: увлечь ребенка чем–то другим. Придется кардинально перестроить образ жизни. Если родители не готовы к самоотречению, то ребенок будет в компьютере.
Компьютерные дети воспринимают жизнь как игру, построенную по выбранному сценарию. Они уходят в собственный мир, из–за чего происходит перекос в психическом и интеллектуальном развитии. Не могут построить отношения с ровесниками и мучаются в коллективе. Первый класс Антошка закончил на одни тройки, а лето провел за компьютером. Родители смирились. «Зато не таскается в подворотнях», — успокоил себя отец.

Бабушкины дети

Бабушка воспитывала Катю с самого рождения. Она искренне не понимала, зачем отдавать ребенка в садик, тем более там дети болеют. На улицу Катю тоже не пускали: проблемный район. «Скучно», — ныла она. «Читай!» — приказывала бабушка и даже пыталась запирать Катю с ненавистной книжкой. Бабушка, типичный представитель прошлого поколения, запугала девочку несуществующими опасностями в школе, и первый класс та ждала как встречу с враждебным миром.
— Ирина Андреевна, моя дочь жалуется, что на перемене девочки не принимают ее в игру, — пожаловалась Катина мама.
— Что ж здесь непонятного? — ответила учительница. — Катя требует, чтобы дети подчинялись только ей, командует на повышенных тонах и совершенно не умеет слушать других.
— В дошкольном возрасте для ребенка важна не только семья, но и группа, социум, — делает вывод психолог Тамара Долгова. — Бабушкино воспитание — проблемное воспитание. Бабушки, как правило, измотаны, неврастеничны, психологически неграмотны — это представители старого поколения. Опыт поколений должен передаваться, но в разумной мере. Есть точное слово, характеризующее бабушкино воспитание: она за ребенком «смотрит». Бабушка такого навоспитывает, что ребенок вообще ничего не хочет от жизни. А потом удивляемся, почему у него проблемное поведение, почему так сложна для него адаптация в коллективе.
В первом классе у Кати так и не появились подруги. Мама решила сводить ее к психологу. Ее обнадежили: месяца три занятий могут принести желаемый результат.

Шахматные дети

Когда Дима получил грамоту за участие в городском шахматном конкурсе, мама млела от счастья. Потом он уехал с танцевальной студией на фестиваль в Екатеринбург. Вскоре педагог школы искусства предложила оформить его персональную выставку. А еще он написал стихотворение на английском языке. И все это в шестилетнем возрасте. «Чем он в школе будет заниматься?» — недоумевали мамины подруги. В первый же школьный день Димка расплакался. «Меня дразнят умником», — признался он маме.
На уроках Дима украдкой доставал солдатиков и переставлял их на парте, закрывшись учебником. Долго не удавалось ему влиться в коллектив. Его воспринимали как задаваку и выскочку, хвастающегося своими знаниями. Детям проще общаться с себе подобными. Отличий они не терпят.
Дима был вынужден испытывать повышенную нагрузку, стараясь угодить родительским запросам. Но гроссмейстером в общении он не стал. Ситуация усложнилась тем, что мальчик делал то, что ему делать рано. Всему свое время. Недоигравший ребенок обязательно к этому вернется. Пропущенный этап даст о себе знать. Природа не прощает пустоты. Дети, начинающие с быстрого старта, чаще всего выравниваются, и ничего экстранеординарного в их жизни больше не происходит.
Масса народу обращается в психологические центры с подобными проблемами. Но чаще пускают дело на самотек, загоняя чадо в клетку проблем, с которыми оно не в силах справиться самостоятельно. И первое сентября перестает быть праздником.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Одеваемся – обуваемся

В этом году нет особой разницы между стоимостью одежды на школьных базарах и в магазинах. Дело в том, что мэрия перестала давать льготы на аренду помещений для торговли школьными товарами, и цены на них выросли на 20–30%. Сегодня подготовка ребенка к школе влетит в копеечку, а точнее, обойдется минимум в 1000 рублей при самых скромных затратах.

Расценки для первоклассника:

школьная форма для мальчиков — от 450 рублей;
«свободная» одежда для мальчиков (костюм, рубашка) — от 600 рублей;
кроссовки — от 350 рублей или от 100 рублей за кеды;
ботинки — от 300 рублей.

Расценки для первоклассницы:

школьная форма для девочек — от 280 рублей;
«свободная» одежда для девочек (блузка и костюм–тройка: юбка, жилет, пиджак) — от 500 рублей;
кроссовки — от 350 рублей или от 100 рублей за кеды;
туфли — от 350 рублей.

Что должно быть в ранце

Требования к содержимому ранца первоклассника везде разные: некоторые учителя сразу же просят прикупить учебники, а другие разрешают обойтись стандартным минимумом.

Расценки:

сам ранец обойдется минимум в 150 рублей, но если вы хотите купить «правильный» ранец, от которого осанка ребенка не испортится, то придется потратиться — его стоимость не меньше 350 рублей;
пенал со всем его содержимым (ручки, цветные карандаши, ластик) — от 60 рублей;
тетради — от 80 копеек за штуку;
прописи (комплект из трех штук) — от 80 рублей;
альбом для рисования, краски, фломастеры — от 80 рублей.

Знания первоклассника

В половине всех учебных заведений первоклассникам предлагается пройти тестирование для определения уровня первоначального образования. Это делается для того, чтобы ребенок попал в группу себе подобных: если он уже умеет читать и писать, то азы этих знаний и умений ему преподавать не нужно. Но это не означает, что неграмотного ребенка могут не принять в школу, гимназию или в лицей. Просто он вместе с одноклассниками начнет грызть гранит науки с самого начала: с изучения алфавита.

Здоровье важнее всего

По статистике, сегодня лишь каждый шестой ребенок обладает хорошим здоровьем. Поэтому, если ваше чадо часто простывает, болеет или просто не может переносить тяжелую физическую нагрузку, выбирайте то учебное заведение, где кроме обычного урока физкультуры есть на выбор различные секции или хотя бы ЛФК.

Свободное время должно быть занятым!

Многие школы предлагают для первоклассников группы продленного дня: после занятий дети остаются в школе, где их кормят обедом, дают время на прогулку и отдых, помогают выполнить домашнее задание. Также при учебных заведениях существуют различные секции, где ребенок сможет найти себе занятие по интересам.

Статистика выпускников

По статистике, студенческая среда нашего города на 40% состоит из выпускников школ, на 35% — из вчерашних учеников гимназий и на 25% — из лицеистов (учитывались те учебные заведения, где обучение ведется с 1–го класса).

Куда пойти учиться

По данным городской информационной системы ДубльГИС, в нашем городе 208 школ, 17 гимназий и 21 лицей (включая профессиональные учебные заведения).

Работа за гроши

В преддверии нового учебного года во многих газетных объявлениях в разделе «Требуются» говорится о найме учителей начальных классов. Позвонив по двум–трем телефонам, я была несколько разочарована предложенной зарплатой. Для выпускника педагогического университета без опыта работы самая высокая зарплата составила 3200 рублей. Неудивительно, что молодежь не стремится идти работать учителями.

Наталия КАРПУЦИНА

Тёмная сторона света

Как известно, ученье — свет, а неученых тьма. И это при бесплатном–то образовании, каким оно у нас пока еще считается. Объявить его официально платным правящая в стране верхушка как бы стесняется (что подумает и скажет цивилизованный мир?!), как стесняется обратить в частное пользование («прихватизировать») Кремль, мавзолей или Исаакиевский собор с Петропавловской крепостью и другие симпатичные строения в центрах российских столиц.

Такую двойственность с ходу уловили власти на местах, так что при прежнем облотце «школьные» деньги (предназначенные на строительство и ремонт школ) могли запросто пускаться на строительство и евроремонт какого–нибудь элитного жилья в центре Новосибирска, которое впоследствии расходилось по родным, близким и иным лучшим людям столицы Сибири. Нашим школам пробовали помогать иностранцы методом инвалютных кредитов. Эти кредиты наши власти осваивали с поразительной быстротой и оптимизмом, для чего создавали целую надстройку из хороших людей с очень большими (ну очень!..) зарплатами. Так что на зарплаты кредит и ушел, область погрязла в долгах, а сколько школ отремонтировали и отремонтировали ли вообще хоть одну — остается загадкой. А образовывающиеся в хозяйстве черные дыры как–то само собой решилось затыкать за счет родителей учащихся.
Такую двойственность давно уловили руководители школ, лицеев и гимназий. И в выступлениях перед родителями первоклашек они не лицемерят. Мол, когда говорят, что образование у нас бесплатное, — не верьте. Мол, вы будете ежемесячно добровольно платить вот по столько. Столько — за охрану, столько — за туалетную бумагу, столько — на развитие гимназии (лицея, школы). Регулировать расходование собираемых средств будет попечительский совет, куда войдут и родители учащихся... Но собрать деньги на развитие или ремонт и пустить их на развитие и ремонт школы — вовсе не одно и то же. Другая «статья доходов» — сбор денег с состоятельных граждан, желающих отдать детишек в престижные заведения, не имея на то права. То есть приходит мэн к руководству и говорит: мы живем далеко от вашей гимназии, но хотим учиться в ней. Ему сначала рассказывают о том, насколько это трудно, так как гимназия страшно престижная. А потом намекают: все возможно, если тоже поможете гимназии (в некоторых «альма–матер» даже анкеты раздают с вопросом «Чем вы можете помочь школе?»). Тут речь заходит о десятках тысяч рублей «вступительных взносов»...
Такое положение стало известно самому президенту Путину. И он решительно выступил по всем телеканалам против поборов. Мол, с поборами следует бороться решительно, а когда деньги собираются, должно быть четко определено, за что конкретно и сколько. Сказанное можно трактовать как угодно. Руководители школ так и сделали. И повысили ставки. Цели сбора денег — самые благородные, что же касается реального их использования — тут все гораздо загадочнее. Так что утверждать, будто родительские деньги действительно затыкают те самые черные дыры от властного разворовывания (нецелевого использования), способен лишь конченый циник или совсем наивный «утопист». Куда же шуруют деньжата, образующие темные финансовые потоки, одни не знают, другие делают вид, что не знают.
Такое положение известно представителям наших доблестных правоохранительных органов, но они упорно делают вид, что не в курсе. Хотя сами, будучи родителями, аккуратно платят. Причем добровольно. Поскольку если не заплатить добровольно и своевременно, то у ребенка начнутся проблемы. Ему перед всем классом скажут, что пора платить. А в ином заведении могут и начать стыдить: дескать, у тебя родители такие бедные?! Если же кто из правоохранителей вдруг пошел бы на принцип и попытался перевернуть систему, ему бы быстро объяснили, что никаким составом преступления тут и не пахнет, поскольку деньги собираются добровольно...
Все потому, что противостоять движению темных финансовых потоков в суперкоррупционной державе не может никто. Нет, конечно, иногда стражи порядка строжатся и даже возбуждают уголовные дела в отношении директоров. То по поводу сдачи в аренду школьных площадей, то по поводу поборов (как было в Железнодорожном, Советском и других районах), но... Дела эти заканчиваются, как правило, ничем, а заводятся чаще всего, чтобы снять одного директора и поставить другого.
Такое положение словно зачаровывает всех. Хотя не совсем понятно, кто при нем выигрывает. Что не учителя — это точно. Они если и получают прибавки к жалованьям (это слово лучше всего характеризует учительские доходы), то самые мизерные. И не гимназии (лицеи, школы), поскольку на внешнем облике их зданий и внутреннем содержании финпотоки приятного следа чаще всего не оставляют. А такие примеры, как 1–я гимназия, — скорее исключение из правила.

Виктор АНТРОПОВ



Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.