«Разбойники»

После «великой криминальной революции» в России палитра преступных посягательств значительно изменилась: небывалый рост отметился среди тяжких и особо тяжких преступлений корыстной направленности. Среди имущественных преступлений наибольшей «популярности» достигли разбои...

Отличительные признаки

Внешне и на языке УК РФ разбой (ст. 162) схож с грабежом и вымогательством, а формулируется он как открытое хищение чужого имущества с применением насилия, опасного для жизни и здоровья, или под угрозой таковых. Грабеж — практически то же самое, только насилие здесь подразумевается не опасное, а санкции — до 12 лет лишения свободы. Третья часть ст. 163 УК РФ (вымогательство) — до 15 лет, как у разбоя, да и диспозиция — не отличишь. На практике же разбойные нападения отличаются наличием у нападавших оружия или предметов, его заменяющих, а также быстрым (без уговоров, психологической «обработки») отнятием денег или ценностей потерпевших, попавших в поле зрения.
Среди разбойников можно встретить кого угодно. Начинающие и молодежь (несовершеннолетние), а также маргиналы в основном участвуют в уличных разбоях — отбирают деньги, сотовые телефоны, одежонку и иные шмутки у прохожих. Кто хочет выйти на более высокий уровень, объединяются в группы для нападений на квартиры знакомых своих знакомых или коммерческие киоски. Высший же пилотаж — налеты на банки, ювелирные магазины, офисы и склады фирм — показывают устойчивые организованные группы с четким распределением ролей. Подавляющее большинство организованных разбоев роднит то, что совершаются они по наводке. То есть в числе злоумышленников почти всегда имеется кто–то, хорошо знающий потерпевшего...

Наводчик

Вполне типовым разбоем может считаться тот, который совершили в отношении финансового директора ОАО ПИ «Новосибгражданпроект» трое мужчин во главе с его (проектного института) водителем Алексеем Королевым. Да–да–да, из обвинительного заключения по делу о групповом «крупноразмерном» разбое следует, что именно г–н Королев, работавший водителем в названном ОАО (на «Волге» с госномером «302 ЕЕ») , в начале октября прошлого года предложил своим знакомым Сергею Черепанову и Виталию Муштакову совершить разбойное нападение с целью завладения крупной суммой денег.
Цитата: «Ранее судимые за имущественные преступления, близко и хорошо между собой знакомые по месту отбывания наказания и освободившиеся из мест лишения свободы Черепанов С.В. (в 2001 году) и Муштаков В.А. (в 2000 году) дали свое согласие на вступление в преступную группу...»
Королев имел информацию о том, что финдиректор должен получить крупную сумму денег в организации, расположенной в доме 7 по ул. Б. Хмельницкого. А потому, «действуя из корыстных побуждений в целях завладения денежными средствами, осуществляя общее руководство преступной группой», согласно распределению ролей, должен был сообщить подельникам точное время получения денег финдиректором, чтобы те могли из точно таких же побуждений и с точно такими же целями напасть на последнего.

«Вы хотите заработать миллион?» — «Да–а–а!!!»

Утром 16 октября, «действуя во исполнение разработанного совместно преступного плана, направленного на совершение разбойного нападения, Королев по телефону сообщил Черепанову и Муштакову информацию о месте и времени прибытия» финдиректора для получения денег. В 13.45 эти двое «по предварительному сговору между собой и согласно заранее отведенным им Королевым А.А. ролям», вооружившись двумя металлическими палками, прискакали к дому 7 по ул. Б. Хмельницкого. И стали ждать жертву. Ничего не подозревавшая жертва подъехала к дому 7 около 14 часов на автомашине под управлением Королева. И вошла в здание.
Королев, «обеспечивая своим сообщникам возможность безопасного совершения преступления и предупреждения их об опасности в случае ее возникновения», оставался в салоне автомобиля и наблюдал за окружающей обстановкой. Через 10 минут финдиректор вышел из здания с пакетом и направился к автомашине. В пакете лежали деньги — целый миллион (если в рублях). Знающие об этом Муштаков с Черепановым с металлическими палками внезапно подбежали к жертве сзади и напали, «применяя насилие, опасное для жизни и здоровья». То есть стали фигачить оппонента железяками прямо в жизненно важный орган, коим является голова. И нанесли «не менее двух ударов», от которых пострадавший упал на землю и закрыл голову руками. При этом пакет с деньгами он забросил под авто, так что часть денег из него вылетела.

Бить — здоровью вредить

Черепанов и Муштаков, «продолжая разбойное нападение в целях завладения из корыстных побуждений чужими денежными средствами, желая сломить возможное сопротивление», совместно нанесли жертве еще не менее двух ударов. От совокупности ударов у потерпевшего образовался легкий вред здоровью «по признаку кратковременного расстройства здоровья на срок не свыше трех недель» в волосистой части головы: тупая травма в виде сотрясения головного мозга и ран в теменной и затылочной областях. Плюс вред средней тяжести: перелом пятой пястной кости со смещением отломков и закрытый перелом средней фаланги третьего пальца левой кисти.
Образовавшиеся от воздействия твердых тупых предметов повреждения сломили сопротивление жертвы. Так что налетчики (Черепанов с Муштаковым) смогли относительно спокойно схватить пакет с невывалившимися из него 700 тысяч рублей и дать ходу (или деру), скрывшись с места происшествия. В то же время Королев, «действуя совместно с нападавшими, пользуясь беспомощным состоянием лежавшего рядом с машиной» финдиректора, «желая завладеть выпавшими из пакета денежными средствами, выскочил из машины и подбежал к нему». Видя, что израненный начальник не наблюдает за его действиями, шофер собрал разбросанные 300 тысяч рублей и спрятал. А потом, чтобы замаскировать свое участие в преступлении, половину из подобранных денег (150 тысяч) вернул потерпевшему. Другую половину, естественно, оставил себе. Еще более потом (через день) он встретился с подельниками, дабы разделить награбленное и начать его тратить на личные нужды.

Палочная система

Не рассусоливая по поводу задержания разбойников, заметим вскользь: Калининский райсуд (судья Елена Прибылова) вынес им приговор с равноценными наказаниями — по восемь лет лишения свободы каждому. Королев сей приговор обжаловал, Черепанов — нет.
Есть резон обратить внимание на еще одно более чем загадочное обстоятельство. Почему–то при уличных нападениях на «груженых» деньгами предпринимателей применять металлические палки в качестве оружия стало системой. Причем это свойственно как субъектам преступлений из соседних субъектов федерации, «пасущих» у нас своих земляков, так и разбойникам из мест весьма отдаленных. Так, например, действовал возле дома на Красном проспекте в довольно аналогичной ситуации начальник криминальной милиции одного из подразделений МВД Бурятии. В связи с чем он теперь тоже ожидает суда. А убиенный им земляк ничего не ожидает — он умер от «железных» ударов милиционера. Но главное — не орудия, а наводчики...

Виктор АНТРОПОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.