Первый раз в первый класс

Перед школой каждый ребенок должен пройти обследование у невролога.

— Это не нами придумано, — говорит детский невролог городского неврологического центра «ДИАБОРА» Наталья Дмитриевна ШЕЛКОВНИКОВА. — Существует приказ Министерства здравоохранения РФ, согласно которому детей, в первый раз собирающихся в школу, осматривают логопед, офтальмолог, лор–врач, педиатр и детский невролог. Мы, неврологи, должны определить, насколько ребенок в неврологическом плане готов к интенсивному обучению.
Сейчас требования к школьникам повышенные, совсем не такие, какими были раньше. Дети подходят к первому классу уже подготовленными. Многие умеют считать, читать, писать и даже учат иностранные языки. Я уже не говорю о том, что большинство из них занимаются в музыкальных кружках, ходят в школу танцев, в спортивные секции. То есть они и без того загружены, а в школе эта нагрузка только увеличится. Вопрос — выдержат ли дети? Для кого–то, безусловно, школьная нагрузка будет по силам, но кто–то может и «сорваться». Чтобы этого не произошло, мы и определяем неврологический статус каждого ребенка в отдельности, подробно расспрашиваем родителей о том, как он питается, в какие кружки ходит, чем болел и так далее. Вся эта информация имеет для нас очень большое значение, благодаря ей мы можем сказать, могут у ребенка с увеличением нагрузки начаться проблемы со здоровьем или нет.
— И каково же сегодня состояние здоровья детей на взгляд детского невролога?
— К сожалению, похвастаться здоровьем детей я не могу. К школе у многих из них уже имеется два–три соматических заболевания (гастрит, дуоденит, хронических тонзиллит, аденоидит и прочие), которые параллельно оказывают неблагоприятное воздействие на нервную систему. Американцы провели исследование, которое показало, что дети, страдающие заболеваниями желудочно–кишечного тракта. более капризны. Дети с бронхиальной астмой закрыты, молчаливы, стремятся к уединению, что создает проблемы в общении со сверстниками.
У многих детей слабые моторные функции. Так, некоторые дети не умеют прыгать на одной ноге, а они должны это делать к четырем годам. Это не плохое физическое развитие, это уже нарушение, с которым необходимо бороться. Впрочем, моторное развитие ребенка может быть вполне нормальным, а вот органы чувств, мышление развиты недостаточно хорошо или даже плохо. Например, дети знают красный, желтый и зеленый цвета. Но не могут отличить коричневый цвет от синего, а фиолетовый, розовый и бордовый цвета просто не знают. Многие дети бегло считают от 1 до 10 и обратно. А на вопрос, какая цифра стоит межу тремя и пятью, ответить не могут, теряются. Недавно был случай: мальчик знает, что такое синтаксис, пунктуация, пирамида, тетраэдр и так далее. Мама его была в восторге! Да и меня он поразил своими знаниями. И одновременно насторожил. Поэтому я задала ему совсем простой вопрос: сколько пальцев у него на одной руке, и он не смог ответить. Кстати, даже ложку во время еды он держит неуверенно, что говорит о некоторой патологии, которая развилась в результате неправильного воспитания.
Я не оговорилась — именно неправильного воспитания. По статистике, среди детей, у которых мы выявляем те или иные нарушения нервной системы, только 15 процентов заболели вследствие генетической предрасположенности, внутриутробной инфекции, родовой травмы, перенесенных детских инфекций, которые отрицательно повлияли на общий неврологический статус. Остальные 85 процентов из них имеют патологию из–за неправильного воспитания.
В первый раз невролог должен осмотреть ребенка, когда ему будет 1 месяц. Второй осмотр — в год. К этому времени ребенок уже должен ходить (с поддержкой или без нее), уверенно показывать предметы, о которых ему говорят, знать части тела кукол или свои собственные. К году ребенок должен произносить несколько слов, к трем годам он обязан говорить предложениями, различать левую и правую стороны, знать верх–низ. Если врач выявит какие–то нарушения, их еще не поздно будет исправить. Но зачем вообще до них доводить? Всего этого можно было бы избежать, и ребенок к школе был бы совершенно здоровым.
— Каким образом исправляются эти нарушения?
— Назначаются лечебная физкультура, массаж, закаливающие процедуры, витаминотерапия, иногда применяются легкие седативные препараты. Используются специальные игровые тесты и упражнения, которые позволяют улучшить концентрацию внимания у рассеянных детей. Одно из таких упражнений — переливание воды (или пересыпание сыпучих продуктов) из кувшина в стакан. Ребенок берет в правую руку неполный кувшин, в левую стакан и начинает переливать воду в стакан до последней капельки. Мало того, что ребенок вообще учится это делать, но ему еще таким образом прививается навыки аккуратности, терпения, умение удерживать внимание и довести начатое дело до конца. Это упражнение и другие, похожие, нужно делать и здоровым детям, у которых нет никаких неврологических отклонений. Потому что такие приемы помогают быстрее закрепить хорошие привычки и расширить возможности дальнейшего развития ребенка.
Возможно, понадобится помощь психолога и психотерапевта. В нашем центре работает несколько психотерапевтов, специализирующихся на детских проблемах в школе, в семье, есть подростковый психотерапевт и перинатальный психолог, который оказывает психологическую помощь беременным женщинам.
— А где молодые родители могут получить исчерпывающую информацию о правильном воспитании ребенка?
— У нас, в городском неврологическом центре «Диабора». Мы все расскажем, все покажем, снабдим необходимой литературой. Я люблю, когда ко мне на прием приходят всей семьей, включая бабушку и дедушку. Такие беседы очень плодотворные, они длятся по 30–40 минут, во время которых мы совместно определяем пути решения различных проблем в воспитании детей.
— Мне кажется, что в книжных магазинах сейчас должно быть столько специальных научно–популярных книг и брошюр, что у родителей проблем с воспитанием детей вообще не должно возникать.
— И тем не менее безграмотность родителей в этом вопросе порой просто поражает! И наоборот, бросается в глаза излишняя начитанность, которая мешает правильному воспитанию. Кроме того, помимо хорошей литературы, есть много и ненужных книг, которые только вводят в заблуждение. Поэтому прежде чем покупать соответствующую литературу, на мой взгляд, не мешает все–таки проконсультироваться с врачом.
— А что бы вы предложили почитать?
— Да хотя бы журнал «Наш ребенок». В очень доступной форме медицинские специалисты рассказывают в нем о профилактике ОРЗ, других инфекционных заболеваний, диете, о развивающих игрушках (они у нас продаются в специальном отделе магазина «Буратино»), правильной физической нагрузке, правилах поведения ребенка, о том, как нужно разговаривать с детьми, какую лучше музыку им слушать, какие книги читать, какие телепередачи смотреть и даже какую одежду носить. Я сама с удовольствием читаю этот журнал и другим советую.
— Уже через месяц многие дети впервые пойдут в школу? Для родителей это время больших переживаний: как там их чада будут без них, как будут строиться их взаимоотношения с одноклассниками, учителями?.. Но ведь и дети волнуются?..
— Еще как! 1 сентября — это всегда серьезное психологическое испытание для ребенка. Не считая того, что еще целую неделю или две недели до того он находился в ожидании стресса. Ожидание стресса может вызвать ночное недержание мочи, другие неврологические нарушения. Часто родители говорят, что ребенок стал другим. Они не могут четко сказать, какие конкретно изменения произошло в его поведении, но чувствуют неладное. Вот поэтому и нужно показывать детей неврологам, чтобы своевременно разобраться в том, что с ними происходит.
— Что вы посоветуете родителям, дети которых в этом году первый раз идут в школу?
— Постарайтесь, чтобы дети меньше думали о предстоящем событии. Не напоминайте им о нем. Не спрашивайте, хотят они идти в школу или нет. Всем своим видом показывайте, что то, что произойдет в жизни вашего ребенка, происходит в жизни каждого человека, ничего страшного в этом нет, напротив, это даже интересно, но сейчас нужно думать не об этом, а нужно отдыхать! Старайтесь, чтобы дети в эти дни не были предоставлены сами себе. Почаще уезжайте с ними за город, купайтесь, «растворитесь» в природе. Активный отдых, который вы обеспечите своему ребенку, прекрасно разгрузит его нервную систему. Первый раз в первый класс он пойдет здоровым, бодрым, хорошо отдохнувшим, уверенным в своих силах.

Дмитрий КОКОУЛИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






+

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.