Западно–Сибирская магистраль: курсом реформы

Вот уже год, как Западно–Сибирская железная дорога работает в условиях реформирования отрасли. 1 октября 2003 года была создана крупнейшая в стране транспортная компания — «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД»).

Реформа на железнодорожном транспорте имеет огромное значение для всех отраслей экономики — 80% грузооборота страны выполняют российские железнодорожники. «Железка» остается связующим звеном, объединяя территорию огромной страны в единый организм. Конечной целью реформы должно стать повышение эффективности и качества работы дороги.
Итоги первого года работы ОАО «РЖД» свидетельствуют, что курс реформ выбран верно. Возглавляют этот курс западно–сибирские железнодорожники.
Первый год реформ был успешным для всех российских дорог. Дорога приросла доходами, достигнув положительных финансовых и производственных показателей. Только в этом году прирост грузооборота превысил 8%, а пассажирооборота — более 3%. Значительный вклад в росте объемов грузовых перевозок на железной дороге принадлежит Западно–Сибирской магистрали, которая к уровню прошлого года увеличила грузооборот на 7,6%. Прирост объемов перевозок достигнут за счет интенсификации производства: производительность труда на ЗСЖД возросла за год на 7,5%!
Нужно понимать, что за скупыми цифрами производственных показателей скрывается напряженный труд всего коллектива ЗСЖД. С самого начала западно–сибирские железнодорожники оказались в авангарде реформы. Именно ЗСЖД стала инициатором многих пилотных проектов. Их успешная реализация позволила дороге работать лучше, эффективнее. В числе таких проектов — создание пригородных компаний по перевозке пассажиров. Предварительным итогом их работы стало значительное снижение убыточности пригородных пассажирских перевозок. А новосибирская компания «Экспресс–пригород» впервые в истории железных дорог России вышла на безубыточные показатели.
Для населения важным проектом ЗСЖД стала реализация программы по сближению городов Западно–Сибирского региона. В рамках этой программы на ЗСЖД были введены ускоренные поезда повышенной комфортности, соединившие в единую сеть крупные сибирские города: Омск, Томск, Новосибирск, Новокузнецк, Кемерово, Барнаул. Сегодня эти поезда успешно конкурируют с автомобильным транспортом и к тому же они позволяют дороге зарабатывать средства, поскольку все маршруты рентабельны. С введением поездов повышенной комфортности у пассажиров, пользующихся межобластными перевозками, появилась возможность выбора между железной дорогой и автомобильным транспортом.
ЗСЖД реализовала проект по разделению вагонных и локомотивных депо на ремонтные и эксплуатационные. Это позволило существенно повысить интенсивность использования, а также ускорить ремонт вагонного и локомотивного парка.
То, что сегодня возрос грузооборот из Кузбасса — не случайность. Это прямое следствие реформирования отрасли. Прежде всего, железнодорожники создали производителям (угольщикам, металлургам) благоприятные условия для отправки грузов, предложив им выгодные тарифы. В итоге производители Кузбасса имеют вполне конкурентоспособные цены на свою продукцию и отправляют грузы в любые концы страны и за рубеж.
Одной из важнейших задач для ЗСЖД стало выполнение решений Президиума Госсовета, состоявшегося в августе 2002 года в Междуреченске под председательством президента РФ Владимира Путина, на котором была принята программа развития и совершенствования технологии работы магистрального и промышленного железнодорожного транспорта на ближайшее десятилетие. В рамках этой программы труженики Западно–Сибирской магистрали совместно с угольщиками Кузбасса реализовали ряд крупных проектов по развитию инфраструктуры железнодорожного транспорта, что позволило существенно увеличить пропускную способность железнодорожных путей Кузбасского отделения дороги в условиях неуклонного роста грузооборота. Примечательно, что в реализации этой долгосрочной программы активно участвуют и угольные компании. Объем инвестиций в реализацию программы составляет 5,2 млрд рублей, из них 4,051 млрд — средства ОАО «РЖД», а 1,18 млрд рублей — средства угольных и металлургических предприятий. Если прежде в железнодорожный транспорт никто не хотел вкладывать деньги, то с образованием ОАО «РЖД» ситуация изменилась. Опыт работы ЗСЖД свидетельствует: в отрасль пришел частный капитал. Таким образом, в кратчайшие сроки были созданы условия для роста грузооборота на Западно–Сибирской магистрали.
Однако справиться с постоянно возрастающим потоком грузов без применения новых технологий и методов работы уже было нельзя. Год реформ на ЗСЖД был определен как год «прорывных» технологий. В зимний период 2002–2003 годов западно–сибирские железнодорожники впервые на сети дорог выполнили работы по усиленному капитальному ремонту на Среднесибирском ходу. На ЗСЖД активно применяется новейшая технология укладки путей бесстыковым способом. Высоких успехов достигли железнодорожники Кузбасса, которые в первой половине января текущего года обеспечили среднесуточную погрузку угля более 7000 вагонов. Передовой опыт Западно–Сибирской магистрали сегодня активно изучается и применяется филиалами ОАО «РЖД».
Подводя итоги, можно отметить, что первый этап реформы дорога прошла успешно, каких–либо трудностей пользователи услуг ЗСЖД — грузоотправители и пассажиры не ощутили. В своей работе «железка» четко придерживается триединого принципа — это безопасность, доступность, сервис.
В текущем году коллектив ЗСЖД вновь взял серьезные обязательства и намерен их выполнить, о чем свидетельствуют итоги восьми месяцев текущего года. На Западно–Сибирской железной дороге было погружено более 162 млн тонн грузов, что выше плана. К аналогичному периоду прошлого года рост составил около 12 млн тонн, что на 8% выше объема погрузки 2003 года.
За первое полугодие 2004 года грузооборот на дороге составил более 146 млрд ткм. К аналогичному периоду прошлого года рост грузооборота составил 7,6%. Такие производственные результаты — прямое следствие реформирования отрасли. Сегодня на ЗСЖД стабильно растут объемы перевозок, успешно выполняются все качественные показатели. При этом руководство дороги не забывает о тружениках: растет заработная плата — в текущем году она увеличена на 30% и достигла 10000 рублей, улучшаются условия труда, сохраняются социальные гарантии, условия Коллективного договора выполняются в полном объеме.
То, что реформа железнодорожной отрасли идет в правильном направлении, признают и российские, и зарубежные эксперты, которые присвоили ОАО «РЖД» один из самых высоких рейтингов инвестиционной привлекательности. Но дело не только в рейтингах — самое важное, что позитивные изменения, вызванные реформированием отрасли, почувствовали практически все потребители услуг железнодорожного транспорта — и юридические лица, и население. А производственные и финансовые успехи Западно–Сибирской магистрали служат ярким примером воплощения новых подходов и методов работы в условиях реформирования российских железных дорог.

Западно–Сибирская магистраль в цифрах

За восемь месяцев текущего года объем погрузки на дороге возрос по отношению к уровню прошлого года на 8% и составил 20,2 % от общего объема погрузки по сети.
Грузооборот с начала года увеличен на 8% к уровню прошлого года и составляет 12,4% от общесетевого.
Прирост объемов перевозок достигнут за счет интенсификации производства: производительность труда на Западно–Сибирской магистрали составила за восемь месяцев 1 млн 793,9 тысяч приведенных тонно–километров на человека, с ростом к восьми месяцам 2003 года на 7,8%.
По производительности труда в августе (233,2 тысяч приведенных тонно–километров на человека) дорога занимает первое место на сети.
Оборот вагона на дороге ускорен от задания на четыре часа, а в сравнении с прошлым годом — на пять часов.
Вес поезда вырос по отношению к уровню прошлого года на 1,4% и составил 4177 тонн.














Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.