Ах, откройте глаза газет!

Сегодня трудно представить, что имя Арнольда Каца упоминалось в прессе вскользь и часто в скобках. А тогда, почти полвека назад, никто не загадывал, что приезжий дирижер переведет выпестованный им оркестр через рубикон — через рубеж веков.

Первое упоминание об Арнольде Каце встречается в газете «Советская Сибирь» от 14 октября 1958 года. В небольшой заметке без подписи говорится, что оркестр филармонии начал сезон в непривычном для зрителей составе. Как лидирующая фигура дирижер не выводится, уникальность события не осознается, как и не разделяется то, что до этого времени музыканты города время от времени объединялись для выступлений, и то, что в Новосибирске появился дирижер, который создал постоянный коллектив и возглавил его.
Автор следующей заметки, «Концерты симфонического оркестра», от 25 октября Н. Орлов высказывается более внятно: «При Новосибирской филармонии создан симфонический оркестр. Создание этого коллектива, как и открытие в Новосибирске консерватории, — одно из мероприятий правительства, отвечающее растущим культурным потребностям такого культурного центра, как Новосибирск».
Но, конечно же, ни сам автор, ни его читатели не подозревали, в какое грандиозное явление выльется факт создания оркестра. Много воды утекло, прежде чем Арнольда Михайловича стали называть маэстро, оценили его музыкально–философское мышление, наградили всеми возможными регалиями. А тогда, естественно, и речи идти не могло о роли личности в истории. И в упомянутом материале, и во многих последующих имя дирижера упоминается лишь к середине текста и как бы между прочим. Авторам не требовалось особой отваги, чтобы спорить с оркестровыми интерпретациями молодого дирижера. Тот же Н. Орлов, анализируя исполнение первого произведения новоиспеченного оркестра — Десятой симфонии Шостаковича, рассуждает: «Можно не согласиться с чрезмерным ускорением темпа начала третьей части, придавшим несвойственную ей легковесность, пожелать большей выпуклости «монологов» духовых в первой, третьей и четвертой частях, а также большей ровности звучания медной группы».
Вообще, публикациям тех лет свойственны назидания, этакая интонация школьной учительницы. Это же рупор партии. От ее лица выступал в «Советской Сибири» 9 июня 1957 года некто
К. Васильев (голая подпись под статьей — ни регалий, ни должности, кто таков, неизвестно), взявший на себя миссию поучать музыкантов симфонического оркестра: «Важнейшим пробелом программ нужно считать ничем не объяснимую бедность советского раздела репертуара. За последние годы наша симфоническая музыка обогатилась рядом крупных и интересных сочинений. Но у нас в городе до сих пор не исполняются ставшие всемирно знаменитыми...» Дальше он перечисляет, какие шедевры должен исполнять симфонический оркестр, который знает о них «лишь понаслышке». Завершается пассаж в духе партийных директив: «Эти недостатки должны быть устранены в следующем сезоне».
Арнольд Кац не стремился устранять «недостатки». Выработанная им художественная стратегия была ему дороже, чем идеологическая дисциплина. Через много лет, на рубеже веков, в газетном интервью он расскажет:
— Установка была такова, что в репертуаре должно быть 50 процентов советской музыки. Чиновник предупреждал: если не включу в репертуар произведения композитора О., то не поеду на гастроли. Бесполезно объяснять, что поздно менять репертуар, тем более что нужно думать о профессиональном росте оркестра. Тогда я даю телеграмму в Италию, в прокоммунистическую провинцию Римини: если появится распоряжение министерства внести изменения в наш репертуар, то соглашайтесь, мы все равно сыграем то, что нужно. В Москве мы играли одно, на Западе — другое.
Дмитрий Шостакович был программным композитором для оркестра Каца. Коллектив начал творческий путь именно с его музыки. И к его 60–летию, совпавшим с первым — десятилетним — юбилеем оркестра, Кац решил исполнить Тринадцатую симфонию на стихи Евтушенко из поэмы «Бабий яр», «не рекомендованную к исполнению». Со времени московской премьеры минуло три года, но официальное отношение к этой музыке оставалось неприязненным. Инициатива многих дирижеров пресекалась или наказывалась. В местной прессе тех лет эти тревожные настроения не отразились. Упоминая о Тринадцатой симфонии, художественный руководитель Новосибирской филармонии М. Поляк в газете «Советская Сибирь» в статье «Самый молодой оркестр нашей республики» от 18 января 1966 года благосклонен: «Коллектив оркестра способен решать самые сложные современные симфонические проблемы». К середине статьи автор наконец–то вспоминает о дирижере: «Энергия, с которой он создавал оркестр, большие требования к художественному и техническому качеству исполнения во многом обеспечивают высокий уровень мастерства коллектива. А. Кац — отличный интерпретатор классической и особенно современной музыки».
Истинное положение вещей отразилось в книге С. Хентовой «Шостакович в Новосибирске»: «По–своему отреагировали на успех Тринадцатой симфонии некоторые из новосибирских чиновников. Дирижера вызвали «на ковер». Дальше автор приводит воспоминания композитора Н. Луганского: «Почему вы включили в концерт Шостаковича?» — «Потому что это — Шостакович», — ответил дирижер. «Почему именно в юбилейный концерт надо было включать именно Тринадцатую симфонию?» — грозно продолжали отчитывать дирижера. «Потому что это — Шостакович». — «Мало того, что вы включили в программу эту симфонию, но еще концерт транслировался по новосибирскому телевидению, и вы настояли на трансляции». — «Это — Шостакович, — снова сказал дирижер. — Музыку его должны знать все...»
Даром «строптивость» дирижера не прошла. Присвоение звания заслуженного работника культуры, на которое он был выдвинут как раз в тот период, надолго отодвинулось. Сегодня Арнольда Каца спрашивают, почему он решился на этот шаг, а он в своем обычном шутливом духе отвечает: «По недомыслию». И уверяет, что всего один–единственный раз полез на рожон во взаимоотношениях с властями: председатель выездной комиссии Алферов заявил, что на гастроли не поедет такой–то музыкант. «А вы на тубе играть умеете?» — спросил я его. «Нет» — «И я не умею». Возражать было опасно, но это был единственный выход отстоять музыканта.
Сегодняшняя пресса пишет об Арнольде Каце не иначе как с пиететом, и его 80–летию посвящено статей больше, чем предшествующим юбилеям, вместе взятым. А нынешние власти всем отрядом выходят поздравлять его на сцену Дворца железнодорожников: и полпред, и губернатор, и председатель облсовета, и мэр. Как обычно, Арнольд Михайлович иронично снижает и пафосность речей, и казенность обстановки. А репортажи, которые выйдут об этом событии, он так и не прочитает.



Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.