Художник заморозил фашиста

Художественная галерея Connection, недолгое время располагавшаяся возле станции метро «Гагаринская», переехала в пресс–центр «Эксперт–Сибирь». Открылась она выставкой живописи и графики известного новосибирского художника Сергея Меньшикова «Убегая в реальность».

Новый пресс–центр расположен в здании бизнес–центра, спроектированного по западному образцу. Строгость, функциональность, респектабельность, ничего лишнего и случайного. Образ этого пространства возникает в натюрморте, выполненном в холодных серых тонах: скупая палитра, жесткие геометрические формы немногочисленных предметов. «Мы сами себя загнали в это пространство», — прокомментировал художник. Оно — одна из реальностей, в которой существуем вынужденно, но которая кажется вполне приемлемой для повседневной жизни.
Живопись Сергея Меньшикова воплощает и иную, не «офисную», реальность. Она эмоционально насыщенна, поэтична и таинственна. Будто бы за слоем масляной краски находится еще что–то, сокрытое от посторонних и неразгаданное. Люди (и ангелы) на его картинах отрешены от житейской суеты, их взгляд устремлен в себя. Из–за этой отрешенности лица иногда кажутся неживыми.
— Ты циник, — сказал кто–то то ли в шутку, то ли серьезно.
— Циник я не здесь, — усмехнулся он и извлек из–за шторы картину, для которой на стенах не хватило места. Обычный серо–голубой зимний пейзаж был дополнен картонно–игрушечными, будто намалеванными детской рукой, фигурками лыжников, а один вверх ногами торчал из сугроба. Концептуальное полотно украсили стрелочки с поясняющими надписями, к примеру: «Это фашист пьяный замерз». Во избежание какой бы то ни было недосказанности заметное место занимало название, тоже сделанное маслом: «Лыжная прогулка». Зрители, сгруппировавшиеся вокруг странного произведения, предлагали всевозможные его толкования:
— Временное помрачение сознания.
— Шутка юмора.
— Игра.
— Нормальный, здоровый стеб.
— Если там тоска без предела, то здесь — тоска с пределом.
— Да нет никакой тоски ни там, ни здесь! — прервал художник. — Здесь — цинизм.
— По отношению к чему? — не сообразили собеседники.
— По отношению к реализму.
Реализм и реальность — для Сергея Меньшикова совсем не родственные понятия. Реальность его картин — чаще всего не то, что открывается невооруженному глазу. «Мир, увиденный, привиденный, явленный, это не мир сей, это мир некий», — написал об особенности его творчества поэт Владимир Берязев. «Убегая от реальности, попадаешь в другую реальность, — объясняет сам художник название выставки. — Засыпая, понимаешь, что прожитый день был сном. Действительность кругом. От нее не убежишь. Все, что происходит, происходит на самом деле. Здесь и теперь».
Сергей Меньшиков — из тех художников, которые не считают нужным называть картины, желая, чтобы ничего не мешало развиваться ассоциациям зрителя. А если и дает названия, то предельно простые, формальные, демонстрирующие, что они не имеют никакого отношения к сложному эмоциональному наполнению работы. Центральное полотно экспозиции «Красное на красном», — насыщенное розовым и алым, пунцовым и пурпурным, багровым и багряным, — завораживает игрой цвета, но этим не исчерпывается. Оно вызывает ощущение не столько тревоги и агрессии, связанное с восприятием этого цвета, сколько чего–то важного, решающего, пусть даже не до конца осознанного. И кажется отражением или отблеском многих и многих реальностей, перетекающих одна в другую или сменяющих друг друга, как многие настроения дня.
Натюрморты Меньшикова — это настроения дня. Дома у него висят всего две собственные работы — натюрморты, подаренные жене и дочери. «Я бы не хотел, чтобы они были проданы, — сказал художник об этих картинах. — Я бы не смог их повторить. Как–то пытался, но ничего не получилось. То время, когда их писал, ушло, я изменился, стал чувствовать иначе. Момент создания картины, которую потом не можешь повторить, — некий критический день, когда вытягиваешь из себя все ресурсы. Это как победа в спорте: произошла в считанные секунды, но ей предшествовали долгие годы. Чтобы нарисовать такую картину, нужно долго тренироваться — терпеливо готовиться к ней...»
Может быть, о том же и посвященные Сергею Меньшикову строки Владимира Берязева:

Но невозвратны
творения жесты,
Облики счастья
и сроки любви.


Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.