Машков играет сердцем

Сибирско–российско–голливудская звезда Владимир Машков совершил турне по родным городам Сибири и презентовал свою вторую режиссерскую работу в кино — фильм «Папа!». Наш прославленный земляк выступил еще и как сопродюсер и исполнитель главной роли Абрама Шварца.

Впервые фильм был показан на 26–м Московском кинофестивале. А затем автор повез его на родину. В кратких биографиях Машкова сказано, что родился он в Туле. Это неправда. «Не было никакой Тулы. Сразу же из Тулы родители увезли меня в Новокузнецк», — с гордостью пояснил он. Машков позиционирует себя как гуманист, как пропагандист вечных ценностей, как человек искренний и душевный, а главное — как патриот родного края. И поэтому общаться с ним в кайф. Он не ехидничает над идиотскими вопросами журналистов, не демонстрирует усталости от того, что приходится давать одни и те же ответы. Ведь сказано же, что истинный гений всегда прост. В чем мы и убедились на личном примере.
Народный (по сути) артист прошиб на пресс–конференции чуть ли не до слезы. Только мертвый не проникся бы тем, о чем он рассказал. Премьеру «Папы!» Владимир Машков мечтал провести непременно в родном Новокузнецке, затем в Кемерове, затем в Новосибирске, где он учился в театральном училище, и лишь потом в столице нашей Родины. Во время поездки в родные края его сопровождали невероятные чудеса. Дело в том, что его родители умерли, когда Володя учился в Москве. Любили друг друга и умерли в один день. И могила их была потеряна. И в день его приезда в Новокузнецк одноклассники отыскали могилу. Следующее чудо: губернатор Кемеровской области Аман Тулеев вручил ему, Владимиру Машкову, награду лауреата премии Кузбасса, а также медали за его родителей. И, наконец, по дороге из Новокузнецка в Новосибирск остановились покурить, вышли из машины, и над ними раскинулось звездное–презвездное небо. И в этот момент позвонил продюсер и сказал, что фильм «Папа!» на 26–м Московском фестивале получил приз зрительских симпатий. И это стало самым дорогим подарком, потому что признание зрителей важнее всего.
Еще один факт, о котором радостно вопиет душа Владимира Машкова, — удивительный курс в Новосибирском театральном училище. С ним вместе учились Коля Соловьев, Зоя Терехова и другие чудесные ребята. По «невероятной атмосфере творчества, любви и безобразий» такого курса больше не случилось никогда.
И, наконец, о главном. В 24 года на сцене «Табакерки» Владимир Машков сыграл 70–летнего Абрама Шварца в спектакле по пьесе Галича «Матросская тишина». В этой роли он выходил на сцену 400 раз. И вот уж шесть лет он эту роль не играет. Но, достигнув порога сорокалетия, сын своих родителей почувствовал, что пора переосмыслить тему. Ведь он появился на свет, когда папе как раз исполнилось сорок. И артист, достигший мировой славы, снял фильм «Папа!», который посвятил всем папам. И сыграл в нем главную роль своей жизни. Мама — это понятно, мама — это святое. А с папой отношения выстраиваются. Но папы любят своих детей ни за что. Платить за эту любовь мы не всегда умеем. Он, Владимир Машков, снимал кино сердцем, тема идет от сердца. Это главный посыл, который должны усвоить зрители. Видимо, в этом и заключается духовное просвещение масс.
Плейбой с трехдневной щетиной — таков его имидж — создал иллюзию непроизвольной речи. Эффект заключался в том, что его монологи воспринимались как сказанные впервые, рожденные здесь и сейчас. Он искренне задумывался, подыскивал слова, вспоминал, а главное — рассказывал о вещах, которые нельзя пускать в тираж. В общем, Владимир Львович играл роль актера, играющего роль Папы, и в который раз выходил на площадку (к диктофону) с заученными репликами, но идущими, как водится, от сердца. И когда пресса после интервью явилась на показ фильма, перед началом которого выступал кумир, то поняла, что на пресс–конференцию можно было и не ходить.
Впрочем, нельзя было не ходить. Все–таки это завораживает — присутствие здесь, рядом, земляка. Которого признал сам Голливуд.

В 26 лет Егор Бероев научился играть на скрипке

Бюджет картины «Папа!» составил 3,5 млн долларов.

Съемочный период картины продлился с 24 мая по 16 ноября 2003 года. Съемки проходили в Москве и Каменец–Подольском. В массовых сценах одновременно снималось до 2,5 тысячи человек. Во время съемок выступления Давида Шварца в консерватории была задействована массовка в полторы тысячи человек. На складах «Мосфильма» и киностудии им. Горького костюмеры разыскали около 500 подлинных костюмов 30–х годов.
Для Абрама Шварца было сшито несколько костюмов, стилизованных под военное время. На грим Машкова уходило ежедневно не менее двух часов: сорокалетнего артиста превращали в старика. На протяжении съемок грим менялся: действие картины развивается в течение 15 лет, и нужно было добиться ощущения, что Абрам Шварц стареет.
Под руководством прославленного скрипача Владимира Спивакова было создано драматургически значимое оформление картины. А он исполнил вокализ Рахманинова. Все партии скрипки, звучащие в исполнении маленького Давида, сыграл Андрей Розедент, он же исполнитель этой роли. А Егор Бероев, сыгравший взрослого Давида Шварца, специально для этой работы полгода учился играть на скрипке у профессоров Гнесинки.

Родительский день

Владимир Машков верен теме. О том свидетельствует его фильмография: «Американская дочь», «Мама», «Папа!». Нет только «Сына», но это дело времени.

Владимир Машков публично заявил на встрече с земляками: «У меня не было задачи поразить критиков открытием нового киноязыка». Он и не поразил. Поразил другим. С одной стороны, картина демонстрирует великие операторские возможности; с другой — остается в плену эстетики советского кино, выдавая прямолинейность и банальность за пронзительность интонации.
На сайте фильма о нем сказано: «Все, чем живет этот человек, — его талантливый сын. Скрипка в руках мальчика оживает, и заставляет людей плакать, и позволяет отцу мечтать об огромных залах, рукоплещущих сыну. Все, что может отец, — вести сына к мечте так, как он понимает этот путь, — и бережно, и настойчиво, и жестоко. Когда же повзрослевший сын становится лучшим учеником консерватории, все, что хотелось бы отцу, — посмотреть на своего мальчика в минуты его славы. Но вместо счастья и благодарности он получает от сына пощечину. Сын стыдится отца. И должны пройти годы, чтобы мальчик понял: отец простил его. Потому что родительская любовь не знает ни обид, ни смерти...»
Из вышеприведенной цитаты следует, что фильм «Папа!» (непременно с восклицательным знаком) — мелодрама, для просмотра необходимо запасаться платками.
Но можно сказать о фильме иначе. Ведь нам не дано предугадать, как наше слово отзовется. В захолустном городке подрастает мальчишка, которого отец–алкоголик заставляет часами играть на скрипке, избивает за кражу открыток из альбома и изводит пьяными истериками. Мечта отца — чтобы сын стал великим музыкантом; мечта сына — уехать из ненавистного города и навсегда забыть обо всем, что с ним связано. И стать великим музыкантом.
Психологи сказали бы примерно так: унижения, испытанные в детстве, чувство бессилия ребенка от неумения противостоять взрослым рождают глухой протест и отторжение... Непременно приплели бы Фрейда... Шварц–младший собственным трудом добивается известности как скрипач. Внезапный приезд пьяного, бестолкового, неряшливого отца его шокирует. Отец врывается в его жизнь без стука. Ему нет здесь места. За что боролись, на то и напоролись.
А вы что хотели? Высокие материи, любовь, прощение? Этого хотел Машков. Он как бы забыл, что жизнь не укладывается в схемы, начертанные в мечтах, где родительско–сыновняя любовь узаконена как явления природы. Пьеса Галича подогнана под эту схему, как сюртук великана, перешитый на карлика.
Несколько раз в кадре мелькает актриса ГДТ, однокурсница Машкова Зоя Терехова. Из окошка, откуда она выглядывает (иных мизансцен ей не предложили), вместе с ней свежим ветром врывается жизнь. Говорят, роль была значительнее, но все вырезали при монтаже. Предполагают, что Машков опасался, как бы Терехова не затмила его. Что только не болтают злые языки! Разве ж его затмишь?! Фильм сплошь состоит из крупных планов Абрама Шварца. Так и тянет на него помолиться — а как еще поступать с попавшим не в бровь, а в глаз крупным планом? Потому что сам себе режиссер. Зато становится ясно, что у Абрама Ильича, несмотря на пьянство и отсталость, глубокая, многообразная душа, а также что на грим было потрачено денег немерено.
Они же, злые языки, назвали фильм «Папа!» одной из худших картин 26–го Московского кинофестиваля. И даже заголовок к одному из обзоров был такой: «Отца, сына и мать вашу». И никакого святого духа!
Иван наш Тургенев был оригинален, когда писал роман «Отцы и дети», а сегодня тема связи, так сказать, поколений похлеще будет, чем война и мир. Витает, вероятно, что–то в воздухе. «Папа!» не одинок. Вот и 26–й Московский кинофестиваль острословы назвали «папомамино царство». Вот и первый свой фильм «Сирота казанская» режиссер Машков посвятил «нашим мамам и папам». Вот и другой наш земляк, Андрей Звя.... Стоп. Это не отсюда.
На пресс–конференции у Владимира Машкова спросили, в чем, по его мнению, причина того, что в последнее время стали один за другим появляться такие фильмы. Вот и наш земляк Андрей Звя...
Знаменитость ответила невнятно и переключилась на стеб, задорно и многозначительно переглядываясь с немногословным однокурсником Колей Соловьевым. Под всеобщий хохот и одобрение было изложено, что Звягинцев был тихушником, водку не пил, портвейн — тоже, с ними не дружил, читал много, ходил умненький, у него накопилось...
Ой, зря спросили. Не в тему.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.