О войне как о войне

Террористическая атака на Россию в августе–сентябре очень запросто может стать прологом для воплощения наимрачнейших предсказаний провидцев касательно апокалипсиса или самой кошмарной для человечества войны, развязанной воинами ислама.

По крайней мере, министр обороны Сергей Иванов так прямо и заявил: нам объявлена война. Четыре теракта, унесшие полтысячи жизней, совершались один за другим разнообразно–изощренно: два разыгрались в самолетах, где взрывные устройства сработали в туалетах, один — в Москве, у станции метро «Рижская», еще один — в североосетинском городе Беслане. Об «авиационных» терактах «НН» успели сообщить достаточно подробно в прошлом номере, где упоминалось и о московском взрыве. Но тут грянула бесланская трагедия, затмившая ранее случившиеся...

Кадам сауш, ирон? (Куда идешь, осетин?)

Осетины — народ воинственный, называющий своими предками аланов, а героями своих сказаний — нартов (навроде наших богатырей). Нация состоит из иронцев (основной народности), дигорцев (про Дигорское ущелье слыхали?) и кударцев (южных осетин). Во времена застоя с застольями они не слишком любили друг друга. А вместе не любили русских, называя их хохлами, как и украинцев, белорусов. При советской власти нелюбовь к «хохлам» вылилась в «варфоломеевские ночи» в столице СО АССР Орджоникидзе (ныне Владикавказ). И еще долго потом там встречались надписи типа «Вырежем всех русских!». А пацаны во дворах гоняли в футбол, делясь по принципу «нацмены против хохлов». Тем не менее русские из Осетии не бежали — здесь им нравилось жить больше, чем в других республиках Кавказа. Впрочем, не бежали и ингуши, с которыми осетины враждовали открыто и кровопролитно. Не раз во Владикавказе пахло гражданской войной, когда осетины сначала громили свои УКГБ и обком партии, а затем ингушей. Ингуши отвечали «контратаками». Последняя мини–война гасилась на уровне президентов республик с участием верховной власти федерации.
Кстати, до сих пор официально не прозвучало, насколько с теми войнами связаны теракты во Владикавказе, уже имевшие там место быть. Первый чудовищный взрыв на Центральном рынке прогремел задолго до взрывов жилых домов в столице РФ. После них атаки тоже совершались, но имели ярко выраженный чеченский след или его искусную имитацию. Так что разбираться тут в причинах, мотивах и движущих силах терроризма можно до бесконечности. Ибо Кавказ — «пороховая бочка», или «кипящий котел», или «горячая точка». Вот почему враги РФ стараются взорвать ситуацию именно здесь, где после резкого обострения отношений между грузинами и аджарцами, плюс абхазами, плюс осетинами последние потянулись к русским весьма демонстративно.
Беслан — город–спутник Владикавказа, где в 20 километрах от республиканской столицы находится главный аэропорт Северной Осетии. Раньше Беслан славился своей барахолкой, а теперь славится предприятием «Исток», завалившим всю страну любимой в народе продукцией ажиотажного спроса: водкой, шампанским, винами. А впредь будет известен миру еще и трагедией...

Кто вы, зачем и почему?

Когда прозвучали первые сообщения о захвате заложников в Беслане, подумалось, что, во–первых, город выбран как арена для злодейства благодаря наличию в нем аэропорта. А во–вторых, что все это проделки ингушей, желающих отомстить за прежние или новые обиды. Когда же в переговорный процесс с боевиками вступил бывший президент Ингушетии отставной генерал Руслан Аушев, а среди установленных боевиков мелькнула та же фамилия (другого Аушева), сомнения усугубились. У жутчайшей истории с захватом свыше тысячи детей и их родителей давние корни вражды из–за спорной земли? Официальные лица заявили: нет, не надо подводить под межконфессиональный конфликт межнациональную вражду! Мусульманские служители культа дали понять, будто и ислам здесь ни при чем — у него с извергами ничего общего. И вообще среди боевиков якобы находились и русские, и осетины.
В то же время никаких объяснений целей теракта не давалось, как будто захватившие детей и взрослых бандиты вообще не выдвигали никаких требований. Тогда как сам захват до боли напоминал драму на Дубровке. Надо заметить, в Беслане действо завершилось так же плохо, хотя могло завершиться еще хуже. А комментировать действия силовиков по спасению людей никто толком и не стал. Разве эксперт Лев Корольков прошелся насчет того, что терроризм порождает наша действительность: жизнь и власть устроены так, что его становится все больше... Да еще насчет неадекватности действий по контртеррору требованиям времени и теоретическим рассуждениям.

От реакции до деградации

Если терроризм — реакция на изъяны нашего общества, то ее (реакцию) также вряд ли можно считать адекватной. Потому что не припомнить ни одного теракта, когда бы воздалось виновным в бедах бедных, — страдают–то и без того пострадавшие от того же самого произвола, от той же несправедливости... Что связывает с жизнью чеченских смертниц, в молодые годы потерявших все — семью, кров, веру?! Для них уход от проблем в мир иной — самый легкий и логичный путь. А пояс шахида — в каком–то смысле утешение, особенно если наврать, что он открывает террористу врата в рай как мученику. Чеченцев посылают бить федералов, используя их желание мстить за свои загубленные жизни. Точно так же дурачат и арабов, не имеющих столь глубоких душевных ран, зато имеющих древнейшую историю, культуру. Много веков назад их предки среди знойных песков, без воды и древесины возводили сказочные дворцы и города, не учась геометрии или сопромату, физике или химии. Они дарили человечеству дамасскую сталь, фантастические произведения литературы и искусства. А теперь даже в числе бесланских боевиков арабы занимались наиподлейшим делом. Что это, если не деградация? О чем еще это говорит? «Террористы не имеют национальности» — не более чем красивые слова.
В обращении президента РФ к народу прозвучало не менее двух краеугольных моментов. Первый: цепь злодеяний подстроена теми, кто всеми силами добивается унижения и развала России. А кто тут подразумевался? Кто, кроме американцев, может быть причастен к развалу СССР, к напрягам в отношениях РФ чуть ли не со всеми бывшими братскими республиками? И кто, кроме них, причастен к «прокату» аналогичного сценария развала СФРЮ (Югославии)? Тогда выходит, что чеченские смертники и смертницы, арабские шахиды и наемники с их полевыми (и «пулевыми») командирами — лишь орудие в руках «дяди Сэма»? Но атака на США в сентябре 2001 года — не мираж, не сон. Или «Аль–Каида», тараня захваченными «Боингами» небоскребы Манхэттена и Пентагон, играла на руку американцам, давая им повод войти в Афганистан, Ирак?!
Второй зажигательный момент: одной из причин, упрощающих до невозможности теракты вообще и бесланский в частности, президент Путин назвал коррупцию, пронизавшую судебные и правоохранительные органы. Ему можно бы и поаплодировать, поскольку все наши беды действительно из–за коррупции, только вот откровения подобного рода не имеют ни точного адреса, ни положительных последствий. В целом и общем коррупцией как бы пронизано все, но, беря по отдельности орган за органом (чтобы уточнять, есть ли там коррупция), мы можем перебрать всю Россию–мать, но так и не найти там хотя бы одного действующего продажного законника. Разве только «оборотня» какого — их–то ловить или придумывать легче, нежели обезвреживать террористов. А генпрокурор, между тем, считает проведение масштабной операции «Чистые руки» (как в Италии) невозможным, поскольку в случае успеха за решеткой окажутся 80 процентов чиновников.

На нашей почве, на местной...

Как полагаете, в Новосибирске предпосылки для терроризма имеются? В наших органах правосудия и правоохраны коррупцией что–нибудь пронизано? Спросите об этом председателя облсуда Литвинского, облпрокурора Токарева, начальника облГУВД Соинова или начальника УФСБ Савченкова. Вероятнее всего, ответы последуют (если последуют) такие, что возникнет подозрение, не ошибается ли президент. Или вопрос, кто какой смысл в то словосочетание вкладывает...
У нас бесланскую трагедию восприняли живо. Одни принялись сообщать по телефону о заминировании школ. Другие помчались сдавать кровь. Губернатор пообещал оказать помощь пострадавшим и открыть мемориал... Вот как бы только при таких достижениях в антитерроре нам всю страну не превратить в сплошной мемориал. Интересно, что накануне обозначенных событий наши спецы из УФСБ отчитались о проведенных учениях по контртеррору (сразу после похожего отчета год назад в Осетии тоже рвануло).
Школа N№1 Беслана рухнула (и восстановлению не подлежит) после штурма ее нашими специалистами–силовиками. А они к штурму якобы не готовились (даже не думали о нем), но кинулись в школу якобы спонтанно, когда в спортзале раздался хлопок то ли взрывного устройства... А хлопок раздался тогда, когда в школу с позволения террористов вошли работники МЧС под предлогом выноса трупов. На Дубровке при идентичных обстоятельствах хотя бы террористы не успели ничего взорвать, а заложники в основном погибли от газа, коим обезвреживали первых. А тут...
Давать людям заново рекомендации, как вести себя при захвате в заложники или теракте (уже печатавшиеся в «НН»), разработанные теми специалистами, как–то даже рука не поднимается. А если говорить о предотвращении похожих безобразий — все не так сложно. Прежде всего, в бесланскую школу, как и в московский «Норд–Ост», оружие и взрывчатку завезли заранее. Завезли под видом стройматериалов, так как в школе проводился ремонт силами кавказцев. Странно, что никто из оперработников не получил об этом информации, хотя сей сюжет буквально прописан в одной из серий «Агента национальной безопасности». Похоже, у нас теперь не сюжеты «срисовываются» с жизни, а наоборот — кинофантазии служат пособием для боевиков.
Зато наши чекисты победно рапортуют о все новых победах в борьбе с наркобизнесом, о рекордных партиях зелья, изымаемых из тайников. И ненавязчиво извещают о представлении руководителей к наградам. А заодно умалчивают о тех моментах, которые следовало бы соизмерять с тезисами из обращения президента к народу. Из–за чего приходится радоваться лишь тому, что у нас пока (хвала создателю!) не рвануло нигде. Да думать, что будет, если рванет, — перейдет наконец президент от слов к делу: разгонит кого–либо из тех, кого давно следует?!.
А пока новосибирская милиция работает в усиленном режиме — этот режим вводится по любому поводу по многу раз каждый год. Наряды ППС проверяют документы у брюнетов кавказской или азиатской наружности, некоторых увозят. И в школах, бывает, дежурят сотрудники. Но не во всех — чаще там бдит своя охрана или вовсе пацаны–старшеклассники.

Виктор АНТРОПОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.