Льготы по–российски


Пустой автобус

Обычный будний вечер, конец рабочего дня. На площади Станиславского я сажусь в автобус 120–го маршрута и еду до конечной остановки «Облбольница».

В салоне старенького обшарпанного ЛиАЗа легкий запах гари и пять пассажиров с кондуктором — непривычно пусто. Широкий выбор свободных мест ставит меня в затруднение: куда сесть? Но подсаживаюсь ближе к пожилой женщине–кондуктору в потертом пальто на плечах и с добрыми глазами на приветливом лице. Та лениво сдает сдачу и билет. А куда торопиться? Разговорились.
Нина Семеновна уже давно на маршруте.
— После новогодних праздников народ всегда ездил мало. А сейчас, как отменили льготы, пассажиров совсем не осталось, — делится наболевшим женщина. — Только в часы пик автобус заполняется. А так почти весь день возим воздух, выручки нет.
— Так вам–то чего жаловаться? Ведь работать проще, наверное, стало. Раньше почти весь автобус льготники заполняли, а теперь — и народу меньше, и проезд каждый оплачивает.
— Так–то оно так. Но мы ведь тоже люди. Подходишь к парню–инвалиду без ноги, а он деньги протягивает. Знаете, как на душе кошки скребут! Ну не привыкли мы, чтобы старики и инвалиды свои последние крохи отдавали. Столько лет возили бесплатно, а теперь деньги должны требовать.
А что до выручки — ее как не было, так и нет. Денежных пассажиров больше не стало. Пенсионеры только ездить перестали. Зато нам план повысили. Но я уже вижу, что мы его не соберем. Дай бог старый план выполнить...
— Наверное, вам сейчас достается от бывших льготников?
— Конечно, люди жалуются. До Нового года только и разговоры в автобусе были по поводу отмены льгот. Но нас не задевали. Обычно говорили: «Ну вот, последние денечки бесплатно ездим, а потом на мэрскую подачку много не наездишь». Ругают Путина, правительство, депутатов, мэра, губернатора. Сейчас некоторые пенсионеры отказываются платить за проезд: говорят, что компенсацию еще не получили.
— А вы что?
— А что я?! Подойдешь, пожмешь плечами и отойдешь в сторонку. Пускай себе едет.
— Высаживать пытались?
— Нет, что вы! Я не люблю скандалов. Но ведь кондукторы тоже разные. Кто–то ругается, кто–то даже пытается вытолкать такого пассажира.
— Но может быть, это только первый месяц так, а потом все наладится, — пытаюсь я успокоить женщину.
Дай–то бог...

Новосибирские пенсионеры перекрыли улицу. Есть пострадавшие

В понедельник несколько десятков новосибирских пенсионеров перекрыли движение трамваев №№18 и 19 на пересечении улиц Связистов и Титова.

Об этом ИА Regnum сообщил прокурор Ленинского района Новосибирска Николай Калиниченко. По его словам, перекрытие заняло около 45 минут. По сообщению очевидцев, проезжавшая мимо иномарка случайно задела одну из выбежавших на дорогу активисток. Как сообщили «НН» в отделении пропаганды областного управления ГИБДД, в результате ДТП 53–летняя женщина получила перелом голени.
В целом же пикет прошел спокойно — никаких политических лозунгов не выкрикивалось, собравшиеся требовали предоставить им чиновников «для разговора». На место происшествия съехались несколько чиновников районной, городской и областной администраций, однако мэра и губернатора не было. Они уговорили собравшихся разойтись, сообщив, что буквально в тот же день мэр Владимир Городецкий подпишет распоряжение о введении льготного проездного билета для пенсионеров.

Верхи не могут

Самый восхитительный момент в реакции на монетизацию льгот как социальную реформу, начатую верховной властью, в том, что о ее никчемности говорят все. Более того, все теперь делают вид, будто ищут виновных, но не могут найти. Найдут или нет, как думаете?

Да–да–да, спикер Грызлов (по–видимому, получив деньжата от обиженных новосибирцев) с традиционно честным лицом без тени смущения или иных эмоций заявил в объектив, что намерен строго спросить с виновных. По одной версии, виновато правительство Фрадкова. По другой — региональные власти. А он сам со своей правящей партией вроде как и не при чем, вроде как его ввели в заблуждение, но он предвидел... Ему вторил и «предводитель» верхней палаты Сергей Миронов — опять (как перед избранием Путина в госглавы) чуть ли не рубаху на себе рванул: дескать, президента подставляют! Дескать, плохие парни — министры и губернаторы!
Да что там... Если уж прокуратура Новосибирской области подняла вопрос о незаконности объявленной реформы в части ухудшения положения (уровня жизни) граждан, это серьезно. Тем более, когда те же самые формулировки, но уже применительно ко всей РФ, прозвучали из уст самого Владимира Путина. Он грустно подтвердил: жизнь старикам ухудшили. Потому что недостаточно подготовили реформу, которая задумана в правильном направлении. Но кто виноват?.. Точно не он. Причем в который уже раз. Складывается ощущение, будто первое лицо государства, лично объявляющее одну реформу за другой, вообще не отвечает ни за один провал каждой из них. Но тогда напрашивается вопрос: для чего вообще нужен президент, если он не влияет ни на один процесс? Чтобы вертикали своей власти укреплять? Чтобы его иступленно любили россияне?
Так остро никто из официальных лиц вопрос не ставил. Лидер коммунистической оппозиции Геннадий Зюганов осмелился обвинить лишь грызловскую «Единую Россию». Да еще правительство, которое ругают все. Похоже, в правительстве «крайнего» и отыщут. Да еще спишут на неугодных губернаторов. Те сами виноваты — слишком преданно заглядывают в глаза Путину с Грызловым, слишком стараются проявить себя в заведомо провальных мероприятиях. А ведь можно было бы вести себя и по–мужски, как это делали отдельные депутаты городского и областного уровня. Делали, но не доделали — их мнение ничего не решило и намерений власти не изменило. А теперь об их позиции и не вспоминают. Теперь их вероятную критику реформы заранее представляют как популизм.

Виктор АНТРОПОВ

Низы не хотят

А с чего бузит электорат? По причине исключительной неблагодарности и ввиду непрофессионализма? Вот люди!.. Только о себе... Им практически вся властная верхушка почти год вдалбливала, как это классно — монетизация! Как это адресно, как мудро! А они уже тогда артачились: мол, не надо нам такой заботы, оставьте нас в покое!

Вот и теперь ту же песню затянули: мол, это не монетизация — это унижение, мол, оставьте себе свои льготы, подавитесь!.. А в чем унижение? В том, что суммы компенсаций издевательски малы, да и получать их хлопотно и противно, тем более, что пока повсюду полный кавардак (чтобы не сказать хуже). Льготные лекарства в аптеках не выдают (или выдают не всем), паря мозги всяким словоблудием. Льготные проездные попадают не к тем, кому положено. И т.д., и т.п.
А поразмыслить — слабо? Разве масштабы «льготного» ограбления слабозащищенных сограждан сопоставимы с тем, как их уже «ободрали» и как будут еще «обдирать» впредь? Ведь пенсионеры, ветераны войн и труда, инвалиды Чернобыля и прочих «горячих точек» — это как раз те, кто создавал те самые богатства (путем разработки недр или еще как), которые «прихватизировали» олигархи. Они же защищали тех олигархов, «завуалировавшихся» в понятии «Родина». И что получили за все свои подвиги? То, что называется высоким словом «льготы», а должно называться подачками или, в крайнем случае, компенсациями со стороны тех, кто их грабил, грабит и будет грабить? Кстати, а грабить свой народ и тратить затем миллиарды «честно заработанных» «личных» баксов на чужие (иностранные) клубы или прочие глупости — это не льгота?
Льготы — точно то, что получают народные избранники во власть (автомобили всякие, квартиры, дачи за госсчет), но их отменять и монетизировать никто не собирается и никогда не соберется. Тогда как и без того унизительные подачки сделать еще унизительнее (так, чтобы люди сами от них отказывались) — высший пилотаж. В этом — суперпрофессионализм власти. Но народ этого понимать не хочет, а хорошо сие или плохо? Когда не понимает — плохо. Когда протестует — хорошо. Значит, у нашего народа еще не все потеряно, значит, он способен на самоуважение по «евростандарту». А когда он поймет все или многое... Кто никогда ничего не поймет — так это «верхи». Их не научат ни уроки истории вроде революций и гражданских войн, ни зарубежный опыт, каковой они так отчаянно ездили перенимать (опять же на бюджетные средства). А пресловутая способность русских наступать по многу раз на одни грабли — не утешение.

В. А.

Наши бабушки отправили свои компенсации на транспорт Грызлову

Группа новосибирских пенсионерок отправила свои 90–рублевые компенсации за проезд на транспорте председателю Госдумы Борису Грызлову.

Как сообщил ИА REGNUM корреспондент телекомпании НТН–4 Иван Конобеев, приглашенный бабушками на эту акцию, организатора как такового не было — хорошо знакомые между собой бабушки–соседки поступили так по собственной инициативе. Компенсации по адресу «Государственная Дума, председателю Борису Грызлову» были отправлены почтовым переводом с новосибирского Главпочтамта.
Любопытно, что за пересылку 90 рублей каждая пенсионерка заплатила еще по 11 рублей. В акции приняло участие около 15 человек. По словам Конобеева, сначала администратор, получивший заполненный бланк перевода запаниковала и вызвала начальника Главпочтамта. Тот ответил «пусть шлют хоть Путину, нам–то что» и разрешил переслать деньги. «Обидно только, что Грызлов деньги себе в карман положит», — сказала одна из бабушек. По словам активисток, цель их акции — привлечь внимание депутатов к несправедливой, на взгляд бывших льготников, компенсации.

Льготники не оправдали надежд муниципальных перевозчиков

Отмена льгот в начале января не принесла муниципальным транспортным предприятиям Новосибирска роста доходов.

Первая декада января оказалась провальной, поскольку новосибирцы предпочитали проводить время за праздничным столом, нежели в салонах автобусов и троллебусов. И хотя с началом рабочих дней пассажиров стало больше, однако муниципальные перевозчики далеки от мысли, что смогут работать с прибылью. Потеряв бюджетные дотации в связи с отменой льгот (это 500 млн. рублей в 2004 году), муниципальные транспортные предприятия должны как минимум вдвое больше собирать выручки с пассажиров, чтобы работать безубыточно.

Экономические расчеты свидетельствуют, что резервы для роста есть: право на ежемесячную компенсацию из бюджета Новосибирска в размере 90 рублей получили 118 тыс. пенсионеров. Специалисты мэрии рассчитывали, что уже в январе не менее 40 % этих льготников поедут на муниципальном транспорте. Однако жизнь внесла свои коррективы: услугами муниципалов воспользовались лишь 15 % льготников. Транспортники объясняют их пассивность затянувшимися праздниками, а также неизбежным периодом адаптации к новым условиям платного проезда.
Тем не менее, уже к середине января доходы муниципальных перевозчиков начали расти. Как заявил на координационном совете мэрии начальник департамента транспорта и дорожно–благоустроительного комплекса Владимир Кривушкин, если в прошлом году доходы муниципалов составили 10 млн. рублей, то в текущем — 15 млн. рублей.
Впрочем, поработать муниципальному транспорту на полном хозрасчете не удастся, поскольку с введением специального проездного билета для льготников муниципальные транспортные предприятия могут рассчитывать на дотацию из городского бюджета. Какой будет дотация — пока никто сказать не может.

Власть идет на уступки льготникам

Попытка поймать попутный ветер — так можно охарактеризовать действие городских властей по смягчению напряжения, вызванного монетизацией льгот.

В конце минувшего года мэр Владимир Городецкий на встрече с журналистами высказался вполне определенно. Он выступил за реформу, хотя еще тогда предвидел, что льготники, активно пользующиеся городским транспортом, воспримут отмену натуральных льгот «как лишение прав». При этом успех реформы, по мнению Городецкого, во многом «будет зависеть от четкости исполнения механизма реализации». (Сейчас многие объясняют провал монетизации именно этим тезисом).
При этом мэр раскритиковал своего столичного коллегу Юрия Лужкова за то, что он сохранил натуральные льготы, прежде всего бесплатный проезд. Однако время показало, что Лужков оказался прав. Юрию Михайловичу, конечно, полегче, чем Владимиру Филлиповичу: бюджет Москвы и Новосибирска — это две большие разницы, как говорят в Одессе.
Первые меры по смягчению ситуации муниципалитет принял, сохранив, во–первых, прежнюю цену для проездного билета для граждан (300 руб.) и для студентов и учащихся (150 руб.), а, во–вторых, переведя часть коммерческих муниципальных маршрутов (с нумерацией 6**, 7**) в разряд социальных перевозок, снизив стоимость проезда на них до 6–6,5 рублей. Проездной билет в них тоже стал вроде как действителен. Правда, это распоряжение выполнили не все перевозчики, и власти пообещали наказать строптивых коммерсантов, пригрозив разорвать с ними арендные договора. Кроме того, многим пенсионерам компенсации на бесплатный проезд выдали еще в конце декабря.
Однако это не помогло. В январе между кондукторами и льготниками стали возникать конфликты. Чтобы сгладить ситуацию, работники транспорта заявили, что будут требовать от пенсионеров обязательной оплаты за проезд только с 1 февраля. «Сейчас, конечно, мы требуем оплатить проезд, но если пенсионеры отказываются, из автобусов их никто не высаживает», — заявил РИА «Новости» начальник отдела пассажирских перевозок мэрии Яков Пенер. Он уточнил, что с 1 января работники транспорта Новосибирска начали на всех маршрутах проводить разъяснительную работу, объясняя пенсионерам необходимость оплаты за проезд в связи с заменой льгот денежными компенсациями.
Пенсионеры поняли эти действия так, что весь январь, значит, еще можно ездить бесплатно. Однако власти поспешили с разъяснениями. Как сообщила РИА «Новости» руководитель пресс–центра мэрии Новосибирска Наталья Лесникова, некоторые местные СМИ некорректно интерпретировали сделанное накануне заявление представителя мэрии о том, что работники транспорта Новосибирска будут требовать от пенсионеров обязательной оплаты за проезд с 1 февраля. Как пояснила Лесникова, это не означает отмены оплаты проезда в муниципальном транспорте в январе. «В соответствии с законом о монетизации льгот, с 1 января 2005 оплату за проезд производят все категории граждан. Но учитывая то, что некоторые пенсионеры еще не получили пенсию за январь, работники муниципального транспорта чисто по–человечески понимают ситуацию и не требуют оплаты до получения денежной компенсации всеми пенсионерами», — подчеркнула руководитель пресс–центра мэрии.
Следом последовало заявление о том, что в мэрии обсуждается вопрос о введении нового льготного проездного билета для пенсионеров, а также об увеличении количества единиц подвижного состава муниципального транспорта.
17 января мэр Владимир Городецкий подписал постановление о введении с 1 февраля специального месячного проездного билета для пенсионеров. Постановление готовилось явно в спешке, чтобы не допустить социального взрыва в городе и стихийных акций протеста, каковые развернулись во многие регионах.
Специальный месячный проездной билет для льготников власти оценили в 120 рублей. Билет действителен только на муниципальном наземном транспорте. Бесплатный проезд на метро не предусмотрен.
Поскольку прежде власти «расщедрились» на компенсацию по транспорту в 90 рублей, встал вопрос: как льготникам компенсировать недостающие 30 рублей. На первых порах специалисты предложили такой порядок, который можно охарактеризовать ленинским афоризмом «по форме — правильно, а по сути — издевательство». Разницу между стоимостью проездного билета и денежной выплатой в 90 рублей решено было компенсировать ежегодной выплатой в размере 360 рублей. При этом пенсионерам предлагалось идти в районный отдел соцзащиты, писать заявление и таким образом получать недостающую на проездной сумму. Но такой порядок тоже вызвал бы волну недовольства.
Поэтому 18 января на Координационном совете депутаты и руководители мэрии дообсудили механизм финансирования компенсаций. Общими усилиями народные избранники и городские чиновники пришли к разумному решению, что любой льготник сможет купить проездной, заплатив свои 90 рублей. Остальное муниципальным перевозчикам компенсирует городской бюджет. Ходить куда–то специально, получать дополнительно 30 рублей льготникам не придется.
Также городские власти выступили против введения льготного проезда на метро. Иначе стоимость проездного могла возрасти до 180 рублей, что потребовало бы выделения серьезных дотаций метрополитену. А бюджет уже принят, все средства расписаны.
Уже сегодня, в четверг 20 января, на сессии Горсовета, депутаты должны решить, какой же у льготников будет проездной билет.

Все происходящее вокруг монетизации льгот настолько похоже на заранее подготовленное представление, что терзают опасения: не готовится ли под шумок какое–нибудь более суровое негодяйство? Или это лишь способ отвлечь россиян от ощутимо наглых повышений тарифов ЖКХ и энергетики, цен на нефтепродукты и на все остальное? В том смысле, что большинству соотечественников достойной жизни увидеть не доведется, а потому пусть видят хотя бы страстную заботу...



Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.