Новости в Новосибирске
Главная Политика Криминал Спорт
Город на Оби Культура Здоровье МузоНН
Rambler's Top100 Пятница, 29 марта 2024г. В Новосибирске 04:55




Телевизор смотреть — только толстеть

По данным диспансеризации детского населения России, проведенной в 2004 г., 6,6% детей имеют отклонения в физическом развитии. Примерно столько же детей с этим недостатком и в Новосибирской области. У нас 3,8% детей имеют вес ниже возрастной нормы. В то же время 1,9% детей, преимущественно девочки, имеют избыточный вес.

1,9 % — это вроде бы и немного, однако в абсолютных цифрах этот факт не может не тревожить родителей и врачей. Если гипотрофики при соответствующем питании наберут недостающий вес, то избавиться от лишнего веса совсем не просто. Сейчас хорошо известно, что избыточный вес — фактор риска многих заболеваний. Существует много причин появления избыточного веса. Если нет заболевания, то чаще всего избыточный вес — следствие образа жизни.
С появлением первых детских программ на телевидении в 50–х гг. прошлого столетия в странах Запада телевидение стало доминирующим времяпровождением детей. В США среднестатистический ребенок проводит ежедневно перед экраном телевизора 2,5 часа, что превышает почти в десять раз затраты времени на активный отдых. Фундаментальная трансформация образа жизни детей, обусловленная телевидением в последние 50 лет, привлекает внимание экспертов по психическому здоровью, особенно в отношении насилия. Позднее эффект телевидения распространился на физическое состояние детей.
Первое национальное исследование о связи просмотра телепрограмм с детским ожирением опубликовано в США в 1985 г. под заголовком: «Наши дети жиреют на стуле перед телевизором. Избыточный вес и просмотр телевидения у детей и подростков». Сейчас на эту тему имеется не менее 50 серьезных научных публикаций за рубежом. Эпидемиологический анализ показывает прямую связь между просмотром телепрограмм и ожирением. Эта ассоциация более выражена, чем связь с другими факторами риска. Другие региональные и национальные репрезентативные исследования подтверждают эту причинную связь. Уже есть сообщения о попытках ограничения времяпровождения у телеэкранов. Сидение у телевизора как причина повышения веса обусловлено тремя эффектами: снижением физической активности, уменьшением уровня метаболизма во время просмотра телепрограмм, побочными эффектами качества диеты. Считается, что самое сильное влияние связано с диетой. Ежегодно пищевая индустрия тратит огромные деньги на рекламу высококалорийной низкокачественной продукции для детей. Мультфильмы и видеоролики с рекламой пищи мелькают на экранах американского телевидения, да и не только, очень часто. Поведенческий эффект такой рекламы уже стал предметом интенсивного изучения. Установлено, что под влиянием рекламы дети начинают требовать от родителей рекламируемую продукцию. И родители приобретают ее. Употребление такой продукции приводит к получению избыточных калорий. Реклама связана также со сверхпотреблением продуктов быстрого питания, сладких газированных напитков, сладких и соленых закусок на фоне снижения потребления фруктов и овощей.
В то же время вопрос о влиянии просмотра телепрограмм детьми на здоровье взрослых пока привлек мало внимания. Интерес представляет исследование, выполненное в Новой Зеландии только что. Его авторами было прослежено около 1000 человек с момента рождения до 26 лет. Установлено, что просмотр телепрограмм в период детства был независимо связан с увеличением индекса массы тела (17%), уровнем сывороточного холестерина (15%), снижением функционального состояния сердечно–сосудистой системы (15%), курением (17%). Важно, что это влияние прослеживается и в период взросления этих детей. Очевидно, это связано с тем, что привычка питаться, как и другие поведенческие стереотипы, усвоенные в детстве под влиянием телевидения, устойчиво сохраняются во взрослой жизни. Есть и другие доказательства долгосрочного влияния увлечением телевидения в детстве.
Естественно, родители должны исправлять последствия влияния телевидения через образование и развлечение своих детей. В то же время общеизвестно, что занятость родителей на работе или другими делами, часто небезопасное соседство по месту жительства не способствуют контролю и ограничению просмотра телепрограмм и снижению влияния рекламы продуктов питания. Необходимы фундаментальные социально–экономические изменения для уменьшения влияния телевидения на популяционном уровне. Данные этого исследования усиливают доводы за запрещение рекламы продуктов питания, нацеленной на детей. Такая аргументация основана не только на данных исследования, но и на здравом смысле. Во время, когда избыточный вес (ожирение) у детей достигло кризисных пропорций, пищевая индустрия не сообщает потребителям об опасности приобретения избыточного веса при употреблении «быстрой» пищи, безалкогольных сладких напитков, высококалорийных низкокачественных закусок. Прецедент ограничения маркетинга продуктов, опасных для детей, уже есть — это сигареты.
Конечно, ожирение — сложное состояние с генетическими, окруженческими или психологическими факторами. Однако мультифакториальная природа этого явления — вовсе не повод для бездействия. Меры по ограничению времяпровождения детей у телевизора и запрещение рекламы для детей необходимы, чтобы следующее поколение не было запрограммировано на ожирение. «Избыточный вес и ожирение среди детей и подростков достигли эпидемических пропорций во всех развитых странах мира».

Е. Ф. БОЧАРОВ, профессор

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.