На стороне ребенка

Наши дети приносят нам много радости, однако мы очень тяжело переживаем проблемы, которые возникают у них в процессе взаимодействия с окружающим миром. Чаще всего эти проблемы относятся к области взаимоотношений, которые по каким–либо причинам не складываются, а иногда перерастают в конфликт. Бывает и другой вариант, который заключается в том, что ребенок замыкается в себе, избрав подобное поведение в качестве способа защиты от возможных психологических травм.

Некоторые специалисты считают, что развитие способности гармоничной адаптации в обществе зависит от соотношения положительных и отрицательных эмоций, которые формируются уже с первого дня рождения ребенка. Например, в период от рождения до месяца у малыша формируются такие эмоции как жадность, испуг, активное неудовольствие, которое выражается плачем; в период от одного до двух месяцев к этим проявлениям эмоций добавляется недовольное изумление; с двух до четырех месяцев дополнительно начинают проявляться состояние благодушия, удивление, интерес. C 5–го по 8–й месяцы ребенок учится выражать такие важные эмоции как радость, спокойное состояние неудовольствия, а после восьми месяцев к нему уже приходит эмоция страха, которая способна влиять на всю последующую жизнь, в том числе и на способность устанавливать межличностные отношения.
Однако, по мнению других специалистов, дети рождаются всего с одной отрицательной эмоцией неудовольствия, а положительные эмоциональные реакции, включая улыбку, начинают проявлять уже к концу первого — началу второго месяца. В дальнейшем на основе простых эмоций формируются более сложные, такие как зависть, ревность, досада и др. Нетрудно догадаться, что изменение соотношения положительных и отрицательных эмоций зависит от родительского воспитания и психологического климата в семье. Уже на первом году жизни младенец остро реагирует на эмоциональное состояние матери и может отказаться принимать пищу, если мать находится в состоянии возбуждения. По мнению многих психологов, глубокая тревога, ведущая позднее к психосоматическим нарушениям, имеет основу в раннем взаимодействии между матерью и ребенком. Если ребенок не получает должного внимания и заботы, то у него нарастает психическое напряжение, которое перерастает в замкнутость, склонность к одиночеству, погруженность в себя. В качестве крайней формы на этом фоне может развиться ранний детский аутизм, являющийся следствием материнского отношения. Отсутствие положительного эмоционального воздействия матери на первом году жизни ребенка может также явиться толчком для развития тяжелой анаклитической депрессии, в некоторых случаях приводящей даже к смерти. Доказано, что ребенок, отторгнутый от матери, проходит через три стадии — протеста, отчаяния и, наконец, отрешенности, в процессе которых закладывается фундамент будущих психосоматических изменений, влекущих за собой не только проблемы со здоровьем, но и многочисленные психологические проблемы, включая способность устанавливать эффективные отношения с окружающими людьми.
Вместе с тем одной из причин нарушения коммуникации также является и «материнская сверхзабота», проявляющаяся в потакании или властности. Если в первом случае может развиться инфантильность и эгоцентризм с затруднением в преодолении жизненных ситуаций, то во втором у детей проявляются характерные признаки невроза, такие как застенчивость, страх, тревога, излишняя покорность, самокопание.
Кроме того, в формировании адаптационных и коммуникативных способностей огромную роль играет подражание, так как ребенок быстро начинает копировать эмоциональные реакции родителей (особенно матери), в том числе и старших детей. Поэтому нам, взрослым людям, очень важно уметь управлять собственными чувствами, чтобы не стать негативным примером для подражания, ведь нет ничего более постоянного, чем временное: сначала ребенок автоматически копирует нашу эмоциональную реакцию, затем она становится привычной и начинает составлять особенности характера.
Таким образом, если в вашей семье более устойчивыми являются отрицательные эмоции, то причиной проблемного общения вашего ребенка с окружающими, низкой успеваемости, неадекватного поведения являетесь вы сами. Переживать, конечно, можно, но от этого ничего не изменится, а только пополнится копилка негативных чувств, привнесенных вами в семью. В первую очередь необходимо обратить внимание на себя, на свои характерные реакции в той или иной ситуации, на то настроение, которое преобладает у вас в большинстве случаев. Если все же не получается изменить себя при помощи самоанализа, тогда следует переступить через ложные принципы и обратиться к психологу, иначе не стоит пенять на свое отражение, каковым является ваш ребенок, ежедневно выслушивающий нравоучения о том, каким надлежит быть дома, в школе и т. д. Лучше обратите эти нравоучения в свой адрес, быть может, в таком случае они будут более эффективными.

Татьяна ЗАЙКОВА, психолог

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.