Они сражались не за Родину

Отрадно, что в результате триумфального шествия по стране в тройку отечественных лидеров проката — после «Ночного дозора» и «Турецкого Гамбита» — попала не калька с Голливуда, а военная эпопея Федора Бондарчука «9 рота». В России стартовало уже 120 копий.

Перед премьерой в кинотеатре Маяковского директор компании «Гемини фильм Сибирь» Тамара Козлова назвала «9 роту» лучшим фильмом нашего проката. Раскрутку у нас делать научились, но и традиции «жизненного» кино не утеряли. Им, как выяснилось, не помеха голливудские стандарты. При запредельном бюджете около 10 миллионов долларов и соответствующих спецэффектах — одну только сцену взрыва самолета снимали 17 дней, а всего было задействовано почти две с половиной сотни единиц боевой техники, — главными в этом мировоззренческом кино стали гуманистическое содержание, пристальный взгляд на отдельно взятую человеческую жизнь.
Сергей Бондарчук в 38 лет снял «Судьбу человека». В этом же возрасте с «9 ротой» в режиссуре дебютировал его сын. Его фильм называют новой вехой в отечественном военном кино. В картинах Бондарчука–старшего и близких по эстетике режиссеров советский народ сражается за Родину. Его героизм неоспорим, это абсолютная величина; гибель миллионов оправдана торжеством победы. В фильме Бондарчука–младшего нет правых и виноватых. Никого не греет гимн «За царя, за Родину, за веру»; кричать «ура!» не за кого. Солдаты — пешки в руках политиков, которых, как и бросающихся судьбами людей богов, мы не увидим, разве что приевшийся голос тогдашнего генсека услышим в приемнике.
В основу сценария Юрия Короткова легла история 9–й роты — одного из последних советских подразделений в Афганистане. При выполнении задания по удержанию самой дальней высоты солдаты отбили двенадцать атак превосходящих сил противника. Погибли шесть человек из 39. Связь была нарушена, роте не сообщили, что был дан приказ о выводе советских войск. Жертва стала бессмысленной в квадрате. В безжалостном фильме Бондарчука гибнут все, образ абсурдной войны для него важнее документальности. Ребята, характер каждого из которых талантом режиссера и актеров успел проявиться выпукло и ярко, теперь уравнены в «правах». В живых остается только Лютый. Целую вечность назад земляк–дембель вручил ему талисман, наказывая никогда не снимать, а при возвращении с войны тоже передать другому. Фатализм фильма — это фатализм самой жизни, в которой войны предопределены, в какой бы век мы ни родились. Война в Афгане закончилась, но всегда будет кому передать тот талисман. Правда, он всего один. И солдаты как погибали, так и будут погибать.
«Мой герой пошел в армию, чтобы доказать, что он мужчина», — сказал на пресс–конференции в «Маяковском» исполнитель роли Пиночета Суслан Фидаров. «Каждый решает для себя, что такое любовь, предательство, товарищество, подвиг», — предварил его высказывание Федор Бондарчук. Верность дружбе приходится доказывать на войне, хотя вся мирная жизнь состоит из поводов к тому. В какой–то момент начинает казаться, что фильм дезориентирует, убеждая: война нужна для того, чтобы мужчина доказал — он не трус и не предатель. Даже в бессмысленном и никому не нужном бою смерть может быть героической, какой видят ее создатели фильма.
Режиссер выбрал решение, размывающее трагедийное звучание картины, притупляющее накал, отчаяние и боль высказывания, ради которого она и была снята. Идеалистическое понимание «солдатами Отчизны» героизма и мужской чести, насаждаемое советской идеологией, но берущее истоки от мушкетеров, гусаров, декабристов и прочих представителей «красивых» боев, в пацифистской «9 роте» имеет место быть. Новобранцы, на своей шкуре ощутившие бессмысленную жестокость срочной службы и собиравшиеся отказаться от отправки на войну, так и не решились заявить об этом комполка. Каждый из них добровольно подал рапорт в Афганистан. Зачем? Зачем, во имя чего, ради каких идей Стас оставил жену и дочку, Ряба — больную мать, а Воробей — самую красивую девушку Олю? В картину не вошло, как оставшиеся в живых давали в морду тому, кто заикался о бессмысленности жертв. Война для них и война для нас – различные категории. Фильм заканчивается ненамеренным оправданием войны, выковавшей героев.
Сегодня, отправляя мальчишек на убой в Чечню, не спрашивают их согласия. Вслед за Афганской войной грянула еще более кровопролитная. Ценность человеческой жизни уже признали, но что с этим делать, так и не решили.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.