Михаил Булгаков заглянул в кассу «Красного факела»

Разговор с директором театра «Красный факел» Александром Кулябиным происходил в не совсем привычной для всех обстановке: театр представляет собой огромную строительную площадку. Но создает ощущение живого, здорового организма, который развивается и движется вперед.

По причинам реконструкции здания Академический театр «Красный Факел» открывает сезон последним из театров города. Пока его можно сравнить с авральной строительной площадкой, где конь не валялся, что мешает репетициям, но не отменяет их. Сегодня вдвойне горячая пора: всего несколько дней осталось до первой прмьеры 86–го сезона. 3 ноября зрителей примет обновленный зал. «Красный Факел» исполнил мечту Станиславского о мольериане: вслед за спектаклем по пьесе Булгакова «Кабала святош» о великом французском комедиографе и скандале вокруг его «Тартюфа» Сибирский МХАТ поставил самого «Тартюфа». Постановку осуществляет молодой и «модный» режиссер Андрей Прикотенко из Петербурга, обладатель всевозможных призов и регалий. Можно прогнозировать, что классического (в консервативном ключе) варианта комедии мы не дождемся. Режиссер признается, что подсказку в сочинении спектакля ему дал роман «Мастер и Маргарита».

– Александр Прокопьевич, «Красный факел» начинает сезон без главного режиссера. Хотя эта проблема стоит сегодня перед многими театрами, здесь она усугубляется еще и ремонтом здания. Как вы планируете эту проблему решать?
— Моя позиция всегда была такова: без художественного лидера репертуарный театр существовать не может. Но сейчас у меня нет даже кабинета для главрежа! Это связано с ремонтом, который в театре в полном разгаре. Терпеть временные неудобства сейчас приходится всем: даже у художника нет полноценной мастерской. К тому же из–за реконструкции сезон будет неполным, а затем театр закроется на восемь месяцев. Это не значит, что мы вообще не занимаемся поиском главного режиссера. Но каждый шаг в этой работе должен быть неспешным. Кандидатуры есть, но называть их преждевременно.
— А вот зрители торопятся их назвать! По театру и за его пределами упорно ходят слухи, что вопрос с художественным руководством Вами уже решен.
— Вы имеете ввиду кандидатуру Владимира Оренова? Я на это могу четко ответить: официального предложения возглавить театр «Красный факел» я никому не делал. Ни–ко–му! Есть несколько претендентов, но вопрос о том, кто станет главным режиссером театра, решится не раньше, чем в конце нынешнего сезона. Но и не позже, чем в конце 2006 года.
— И все же постановку в «Красном факеле» Оренов осуществит?
— Сезон уже сверстан. Спектакли на нашей сцене поставят главный режиссер Норильского театра драмы Александр Зыков и главреж Алтайского театра Владимир Золотарь. Владимир Борисович предлагал постановку. Я ответил, что он может использовать малую сцену для работы со своими студентами. Но сначала мне нужно посмотреть работы курса, его программу, понять перспективы. Мы охотно предоставляем наши площадки для других коллективов. Например, у нас любит выступать Евгений Гришковец, проходят спектакли фестиваля «Сиб–Альтера». Не всегда это выгодно экономически, но в «Красном факеле» всегда должно происходить что–то интересное.
— С чем связан переход в «Красный факел» из «Старого дома» актрисы Елены Ждановой?
— Мы пригласили ее в труппу, когда сложились подходящие для этого условия, и ее решение оставить «Старый дом» оказалось менее болезненно для театра. Она останется там на разовых спектаклях. Считаю, что в «Красном факеле» должны работать лучшие артисты. Вспомните: в свое время сюда перешли из ТЮЗа Владлен Бирюков, Григорий Шустер, Игорь Белозеров, Владимир Лемешонок, Валентина Широнина...
— Каким Вы видите идеального главного режиссера?
— В моем понимании это, прежде всего, административная фигура.
Главный режиссер должен работать над единым спектаклем под названием «Театр «Красный факел». Каждая постановка должна становиться эпизодом этого спектакля. Картина первая: «Кабала святош». Картина вторая: «Тартюф». Картина третья: «Полет над гнездом кукушки». Главный режиссер — это стратег, который думает о политике театра в целом. Должен ли он быть молодым? Думаю, это не главное. Молодые могут ставить великолепные спектакли (что в «Красном факеле» сегодня и происходит), а руководить должны люди с опытом.
— В прежних экономических условиях проблема решалась проще...
— Сегодня можно говорить о том, что институт главных режиссеров пошатнулся. В Москве много молодых и талантливых. На плаву имена Кирилла Серебренникова, Нины Чусовой, Миндагауса Курбаускаса, Дмитрия Чернякова. Но ни у кого из них нет своего театра! Авторский театр связан с именами мэтров, строивших его совсем в другие времена, — Марка Захарова, Льва Додина.
Но сейчас даже их театрам приходится искать способы заработать деньги. А в провинции–то как выживать? Критики рассматривают лишь художественное начало, на землю с небес не спускаются. Они не посоветуют, где найти спонсора для того, чтобы пригласить того же Прикотенко, лауреата «Золотой маски» и «Золотого софита». Мы съездили на гастроли в Томск и Барнаул, где на спектаклях были переполненные залы. Значит, получили определенные средства для того, чтобы открывать сезон. Давайте вернемся чуть–чуть назад. Олег Рыбкин заявлял: отменяю репетиции, если не заплатите! А денег–то не было в кассе! Потому–то я и выбирал для постановки определенные пьесы.
— «Пока она умирала»?
— Я бы и сейчас начал свою деятельность в «Красном факеле» со спектакля «Пока она умирала» Птушкиной. Его любили и до сих пор любят зрители. Всем хорош спектакль Рыбкина «Жизнь победила смерть». Один был у него недостаток — полупустые залы. Зритель идет на такие имена, как Птушкина, Сигарев или Куни — это не мой выбор. Я не говорю, что репертуар должен быть только таким. Естественно, для развития театра необходима и сложная драматургия. Для экспериментальных постановок творческой лаборатории всегда существовала малая сцена. Надеюсь, ее помещение будет готово к эксплуатации в следующем году. Мы даже уже строим планы относительно постановки по Достоевскому. Его текст звучал с нашей сцены — в спектакле по Владимиру Сорокину «Достоевский–trip». Этот эпизод был самым ударным!
— А коммерческий спектакль может быть еще и высоким искусством? С другой стороны, почему так случается, что спектакль, рассчитанный на кассу, не оправдывает ожиданий и так быстро сходит со сцены?
— Вот сейчас, к примеру, ставим комедию «Только для женщин!!!». Я откровенно говорю, что ставим на кассу: за билетами уже сейчас запись. А они в два раза дороже, чем обычно. Но при этом мы все делаем для того, чтобы постановка получилась интересной в творческом отношении.
Надеюсь, этот спектакль станет локомотивом, который позволит нам еще раз пригласить, например, такого мастера, как Риккардо Сотилли, чей «Ричард III» стал определенным прорывом для нашего театра. Мы уже задумали следующий творческий проект — это будет фантастическая акция!
— Ремонту конца–края не видно — наверное, до ощущения стабильности еще далеко?
— Да, сейчас приходится дышать пылью, терпеть строительный грохот, но мы знаем, для чего. Конечно, невероятно трудно, но поезд идет. Самое важное для нас сейчас то, что творческий процесс не стоит на месте. Несмотря на строительные работы, репетируются сразу два спектакля: в репзале утром — «Только для женщин!!!», на сцене с утра и до позднего вечера — «Тартюф». Могу с уверенностью сказать: мы вышли из экономического кризиса, во время которого были вынуждены идти на определенные творческие компромиссы. Новое здание, которое будет готово к 2007 году, даст нам и новые возможности — не только экономические, а прежде всего художественные.
— Вы приняли должность директора театра «Красный факел» шесть лет назад...
— ...и с тех пор каждый год 22 октября в узком рабочем кругу отмечаю эту дату. Потому что согласиться на эту должность было для меня судьбоносным решением. Ни разу о нем не пожалел, хотя все это время не мед здесь пил. Наверное, в городе стиль такой: сначала агрессия со стороны критиков и журналистов, неприятие к новому человеку во всем. Но нельзя судить по первым шагам! Ведь директор — это стратег, который должен видеть на несколько лет вперед. Что бы про меня ни говорили, я знаю, чего хочу. Главной моей задачей с самого начала было создание для артистов условий творческого роста.
— С какого момента Вы почувствовали, что намеченное стало осуществляться?
— С год назад. Теперь я знаю наверняка: это мое, родное, вне зависимости от трудностей и неприятностей. Недавно у Олега Табакова прочитал слова, под которыми подпишусь не я один, а каждый театральный менеджер: успех или неуспех театра определить очень легко. Как предлагал Михаил Булгаков, для этого надо заглянуть в кассу. Это насквозь буржуазное предложение и есть реальный способ быть в курсе жизни театра. Ежедневная рапортичка с цифрами: сколько на спектакль пришло людей, сколько ушло в антракте, каков был сбор — вот основа, на которую дальше можно надстраивать концепцию репертуарной политики, принципы формирования труппы и так далее. За этими цифрами стоит определенный способ ведения дел, позволяющий распределить ресурсы наилучшим образом и избежать кризисных ситуаций.

Беседовала Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.