Живые и мертвые

Спектакль театра «Глобус» «Господин Кольперт» в постановке приглашенного из Москвы Романа Козака по современной пьесе немца Давида Гизельмана, премьера которого состоялась всего месяц назад, успел наделать шума. Возбудитель спокойствия оcвежил закисшую было театральную жизнь Новосибирска.

Выражение «влияние гнилого Запада» нынче приобрело несколько иной оттенок. Они там погрязли в благополучии, а до нас эхом доносится отрыжка цивилизации. Жизнь, оказывается, скучна, грязна, затягивает эта жизнь, но несколько иначе, чем доктора Астрова, который мучился, что больной умер под хлороформом. А вот Сара с Ральфом, наоборот, придушив господина Кольперта, обрели смысл жизни.
Сначала развлекаются с куриным яйцом — давят его своими лбами. Как забавно! Убить человека еще забавнее! Если гостей обычно зовут на ужин, то Сара и Ральф приглашают их на труп. В ожидании встречи с ним две сумасшедшие парочки самореализуются по полной программе. Доктор Фрейд бы порадовался, наблюдая дикую оргию с фобиями, комплексами и перверсиями под грохот «Раммштайна».
Беспрестанно мельтешащие кадры из известных фильмов вмонтированы в сознание и подсознание персонажей, как бесчисленные экраны — в стены их квартиры. Дебилизация общества посредством масскульта — факт свершившийся. Козак сообщил, что взял «тарантиновское направление в театре», осуществил «попытку проделать путешествие в мир киноштампов, показать, как они действуют на нашу подкорку». Но пошел гораздо дальше заявленной темы, исследуя проблему ущербной личности. Декорация из стекла и пластика, намекающая на операционную хирурга, совпадает с внутренним миром персонажей, у которых вырезано все живое. Реанимировать душу пытаются посредством игры с трупами. Ключом к пониманию мотивов убийства становится дерзкая и в то же время полная тоски реплика Сары: «Хотелось хоть что–нибудь ощутить, почувствовать, что мы люди».
Театр не выдает за норму отклонения от нее. Плюнуть и растереть. Чем Ральф и занимается, едва появившись на сцене. Только такого и заслуживает этот мир, который, между прочим, никто нам не навязывал, мы сами его сотворили.
Звездную пару — Ольгу Цинк и Илью Панькова — раскрыл Дмитрий Черняков, поставив с ними «Двойное непостоянство» (как и яркий дуэт Вячеслава Кимаева и Елены Ивакиной). Режиссеру не потребовалось современной пьесы, он «просто–напросто» посмотрел на старую под парадоксальным углом, превратив невинные шутки Мариво в жестокие игры нового времени. В том спектакле «дикари» Сильвия и Арлекин становились жертвами выхолощенного мира. В этом — ничтожества Сара и Ральф являются его продуктом.
В Москве уже смирились с тенденцией дегуманизации искусства, свыклись с откровениями Сары Кейн, полюбили изыски Кирилла Серебренникова. Малая сцена театра Пушкина, которым руководит Роман Козак, отдана под эксперименты. Правда, Гизельмана в Москве не познали, «Глобус» первый в России поставил его пьесу. В местном культурном контексте «Господин Кольперт» выглядит экстравагантным иностранцем. И все же не одинок. Помимо вышеупомянутого шедевра, творение Романа Козака отсылает к давнему краснофакельскому спектаклю Олега Рыбкина «Президентши» (пьеса австрийца Вернера Шваба), вызвавшему тогда культурный шок. Там тоже идет игра с киноштампами, особенно в финале, когда маргиналы вдруг преображаются на фоне сказки — черно–белые кадры старого красивого кино сопровождаются умиляющей мелодией Глена Миллера. Финал «Господина Кольперта» тоже потрясающе красив и пародийно сентиментален — облака, музыка, мечта. Но безжалостен. Очистившись убийством, две девушки и юноша, обыгрывая многоуровневую конструкцию, чуть ли не в поднебесье затевают дивный эротический танец — прекрасный и безобразный одновременно. И соскальзывают в аквариум с рыбками. С красивыми мертвыми рыбками.
В стилистике абсурдистского гротеска все пятеро актеров не просто органичны — они блистательны. Режиссеру и его команде удалось передать эстетические приметы времени, уловить его пульс. Вне этого новая драма — всего лишь аппендикс на теле русского театра. Но, очевидно, без этой пресловутой новой драмы невозможно дальнейшее развитие театрального искусства. А то ведь времена и нравы будто бы не меняются, три сестры все еще не знают, зачем они живут и страдают, несчастная падчерица продолжает верить небу в алмазах, на всякого мудреца до сих пор довольно простоты. Впору, ровно как тот жених, выскочить из окна и нестись сломя голову от версий и интерпретаций, предварительно сорвав с гардин выцветшие бабушкины шторки. «Отдохнуть бы. Отдохнуть», — как та неудавшаяся актриса, молят удавшиеся, но затертые пьесы. Может, Давид Гизельман, прошествовав аж по 17 странам циничной Европы, затем и явился к нам, чтобы Вий поднял веки? Как они устали от своего бюргерского благополучия, так и мы — от старого доброго театра, превратившегося в родную, но выцветшую шторку. Как для них актуально развлечься посредством скелета в шкафу — так для нас не помешает встряхнуться с помощью «Господина Кольперта».
В названии недавно изданной книги Марины Давыдовой «Конец театральной эпохи» многие усмотрели пессимизм. Зря. Все имеет свое начало и свой конец. Если кончается одна эпоха, значит, начинается другая. Давайте поаплодируем.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.