Юрий Гагарин стал плюшевым мишкой

Художник из Вены Лукас Пуш вывел Новосибирскую биеннале далеко за стены художественного музея, придав тем самым графическому форуму статус воистину всенародного. Хеппенинг «Процессия», заключавшийся в перемещении по городу его картин, разбудил внимание персон, не имеющих обыкновения захаживать в художественные галереи.

«Хеппенинг заключается в коллективном несении или катании картин, написанных битумным лаком на холсте, от художественного музея до оперного театра и обратно», — информировал в рассылке известный новосибирский адепт и практик современного искусства Константин Скотников, призвав для этого дела волонтеров–энтузиастов, как пеших, так и на роликовых коньках, велосипедах, мотоциклах и прочем транспорте.
Фотокор Михаил Довгаль прикатил на иномарке, но она не годилась для транспортировки шедевров фривольного содержания. Колеса предоставили лишь дворники Женя и Володя. Они явились с тележками и вежливо курили на корточках, ожидая пока подгребет безлошадный народ. Половину волонтеров составила пресса, которая любит освещать всякие глупости, другую половину — студенты, художники и неформалы с чувством юмора и признаками городских сумасшедших.
На тележку, установленную во главе колонны, взгромоздили ключевое полотно «Процессии» — портрет Юрия Гагарина размером 200х140 см. Он представлял собой плюшевого мишку с гениталиями половозрелого мужчины. Остальные восемь картин, также иллюстрирующие «западные» мифологемы о советской и постсоветской России, транспортировались вручную. Любая из них, будь то «День Победы» (усевшийся на передок танка русский воин победно вздымает член–дуло) или «Фонтан» (у голой тети в ушанке, выполняющей упражнение «ласточка», из всех дырок фонтанируют струи), должна была быть понятна и близка народу.
«Первыми меня оценили шофер, доставивший картины в музей, и два дежурных милиционера, — радостно поделился Лукас. — Тест на народное доверие пройден!» Но нельзя сказать, что обитатели Красного проспекта встречали «Процессию» единодушно. Представители далеко не каждой возрастной группы смогли разделить незамысловатую радость волонтеров. Плевались, крутили у виска. «Что ни пошло, то и ново! — обличил благообразный гражданин в тужурке, по которой, судя по всему, потопталась не одна такая процессия. — России уже нет, а вы все разрушаете и разрушаете!», — пригвоздил он и удалился нетвердой походкой, гневно размахивая руками и шаркая сандалетами, привязанными к ступням веревочками. Волонтеры были благодарны электорату хотя бы за то, что камень в них бросали всего лишь в переносном смысле.
Во время транспортировки Константин Скотников и Лукаш Пуш, изъясняющийся на русском с мягким приятным акцентом, поочередно выкрикивали в красный мегафон жизненную позицию. Над сибирской столицей взлетали жизнеутверждающие лозунги «Искусство — в народ!», «Да здравствует народное искусство!», «Мы — русские передвижники!». Руководители движения скомандовали обогнуть часовню, дабы не потревожить храм, не без труда преодолели проезжую часть Вокзальной магистрали и подвели «Процессию» к величественному зданию НГАТОиБ, провозгласив о долгожданной встрече высокого и низкого искусств. Нашлись горожане, пожелавшие сфотографироваться на фоне колонн и полотен. С шутками и прибаутками «Процессия» двинулась в обратный путь, без эксцессов миновала мэрию и благополучно завершила его у центрального входа в музей. Там состоялся импровизированный митинг, во время которого Лукаш Пуш не скрывал, что весьма доволен столь успешным проведением акции, для Новосибирска беспрецедентной.
Пресса допытывалась, что хотел передать художник своим творчеством — в частности, полотном «Юрий Гагарин». «Первый космонавт погиб — и что он сегодня? — печалится Лукас. — Он столько сделал для человечества, но посмотрите, что от него осталось?» Константин Скотников перевел горестные размышления художника на профессиональный язык соц–арта: «Сегодня вокруг фигуры Юрия Гагарина не сложилось мифа, которого он достоин. Для молодежи важен Клод ван Дамм, а Гагарин — всего лишь плюшевый мишка».
Остается добавить, что Лукас Пуш закончил Суриковку, занимается психологией искусства и прекрасно понимает, что народное искусство и искусство для народа — разные вещи. Первое создается в народной среде, где хранят русскую культуру и передают ее из поколения в поколение. Второе придумывается затем, чтобы эпатировать, развлекать и отвлекать обывателя. Однако эти две категории могут иметь знак равенства. Народ творит по–разному: он еще и гадит в лифтах, исследует помойки, расписывает фаллосами заборы. Такие творцы понятия не имеют, что такое биеннале графики, и даже более близкое им слово «граффити» вряд ли употребляют. «Это мой народ. Какой есть.», — мудро пишет Людмила Улицкая. Лукаш Пуш тоскливо улыбается этим словам.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.