Немецкая белоснежка прославила сибирскую биеннале

IV Международная биеннале графики, открывшаяся в Новосибирском художественном музее в прошлую пятницу, проходит в рабочем порядке. Как обычно, это кураторские проекты и конкурсные работы в номинациях «Печатная графика», «Уникальная графика» и «Компьютерные технологии».

На площади более двух тысяч квадратных метров развернулись листы 210 художников из 34 стран, в то время как первую биеннале представляло вдвое меньшее число участников всего из 23 стран. Хотя уже тогда, шесть лет назад, биеннале заявила о себе как самый крупный проект за время существования музея. Свидетельством весомости нашего форума стало недавнее приглашение его идеолога и вдохновителя Владимира Назанского с программой «Внутренняя Азия» на XXVI Графическую биеннале в Любляне — старейшую из графических биеннале мира. В Варне, Кракове, Сан–Паулу, Лионе, Йоханнесбурге, Гаване они появились значительно позже. У нас в стране их проходит не так уж много: еще в Москве, Петербурге и Калининграде.
Новосибирская биеннале графики — единственная за Уралом. Она призвана продемонстрировать прежде всего современные художественные тенденции в области графического мышления. Трудно усмотреть их, допустим, в австрийской экспозиции, где в глаза бросается яркий «триптих» во всю стену. На прищепках величественно покачиваются огромные листы ватмана, размалеванные акриловыми каракулями: синими, красными, черными. Толковать сие можно как угодно, простор мысли необыкновенный, как и в случае с обезьяной из американского зоопарка: животному дали бумагу и кисть, а потом предлагали его мазню за бешеные бабки, выдавая за шедевры гениального постмодерниста.
Рядом с упражнениями формалистов новейшими достижениями смотрятся традиционные офорт, гравюра на меди, линография, литография и тем более игры без правил — так называемая авторская техника, рожденная будто бы в подполье алхимика. Завораживают виртуальные изыски исследователей новых технологий, прежде всего невообразимые компьютерные пиктограммы лауреата предыдущей биеннале новосибирца Владимира Мартынова. Призером нынешней — 2–е место в номинации «печатная графика» — стал петербуржец Петр Белый с гравюрой на бразильской фанере. Черно–белая дилогия о летательных аппаратах прошлого века — одна из самых заметных работ нынешней биеннале. Особенно сильный эффект присутствия внутри машины — причем, ушедшей в какой–нибудь «штопор» или «бочку» — производит косо повисший прямоугольник «Бомбардировщика». От его стремительного падения дух замирает и кружится голова, и душа не уходит, а уносится в пятки. Такое воздействие на зрителя при качественном владении материалом и имел ввиду член жюри Андрей Лепорк из Петербурга, говоря о критериях в оценке работ. А вообще, неглубокомысленно рассуждая о графике как о скучнейшем из искусств, этот острослов упредил остракизмы ее хулителей и насмешников: «Работы вашей биеннале можно показывать в любом музее! Только не в Эрмитаже — там любое искусство стоит не менее трехсот тысяч долларов. Или столько начинает стоить любое искусство, попавшее туда. Зато у вас — редкость для графической выставки: есть то, что хочется стянуть! Вот, например, глядя на одну работу, я чуть было не воскликнул: какая вещь! Я бы приобрел ее и подарил родителям на Новый год. Они подумают, что у сына проблемы, но в конце концов привыкнут».
На «одну работу» ходили смотреть всем миром. Без сомнений, от ее упоминания не удержится ни один журналист, пишущий о биеннале. Потому что духовные ценности — это одно, а гвоздь программы — это совсем другое. На фоне вечных и бесконечных «основ», «слоев», «проявлений», «изучений поверхностей», «конструкций–II» и «конструкицй–III» бьет по самые помидорчики выполненная фломастером полупорнографическая картинка немца Марена Ролоффа на тему загробной жизни Белоснежки и семи сексуально озабоченных гномов. Тут народу совсем не нужна концепция, какие–то там тонкие смыслы, вкладываемые автором в непотребство. Автор берет другим. Изобрази фаллос — и успех обеспечен. Жаль, такая картинка на нынешней биеннале всего одна, а значит, эпицентр народного внимания тоже всего один. В остальном, как показала практика, биеннале — мероприятие узкоспециализированное, форум для эстетов. Это хорошо понял австрийский художник Лукас Пуш. И пошел своим путем. Перефразируя пословицу о Магомеде, он сам понес свои творения в народ (см. ниже — и в прямом, и в переносном смысле).

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.