Нефть дорога, а «Сибнефть» дороже

Имитированной черной икрой нашей политкухни стало известие о сделке куп-ли–продажи 72,663% акций олигархо–губернаторской компании «Сибнефть» государственной компанией «Газпром» за 13 миллиардов долларов. Тогда как по иным прогнозам выходило, что ее владельцу Роману Абрамовичу дадут вдвое меньше...

«Газета» назвала предстоящую сделку одной из главных интриг текущего года, завершившейся «практически полной победой чукотского губернатора» Абрамовича. И тут же задалась вопросом: в чем же причина такой удачливости Абрамовича, который получит от государства «практически всю желаемую сумму» (он просил 14 миллиардов)? То есть «Газпром» приобретает акции «практически без дисконта, по рыночной стоимости» — прав оказался Владимир Путин (вообще–то работающий самым главным в стране), в июле пообещавший, «что если сделка по продаже «Сибнефти» состоится, то только на рыночных условиях». С помощью аналитиков издание находит «околонаучные» объяснения везучести олигарха и «начальника» Чукотки типа «сейчас на рынке нет активов к продаже, тем более за такую сумму», а «за последнее время все российские нефтяные компании подорожали на 15–20%». Не исключается, что «Газпром» не смог дольше тянуть время, сбивая цену, из–за вероятности покупки контрольного пакета акций «Сибнефти» «Роснефтью».
А в чем же фишка — зачем и почему «Сибнефть» так понадобилась «Газпрому»? Не для того ли, чтобы стать пятой в РФ по объемам добычи нефтяной компанией, а доходы от продажи нефти пускать на развитие газовой составляющей? Или дело не в гигантомании, а в радении за интерес государства, которое получит от сделки контроль над третью добычи нефти? И насколько с этими резонами увязываются предсказания прихода Путина к «рулю» в «Газпроме» после окончания срока президентства?
Последний нюанс, пожалуй, может иметь решающее значение не только потому, что в России принято любую проблему переводить на личности. Он связывает многие ответы на разные вопросы, долго терзавшие и обывателей, и олигархов, и журналистов. Почему, например, бывшему фавориту ельцинской семьи Абрамовичу позволяется нарушать и без того никудышние (невнятные) антикоррупционные правила, запрещающие госслужащим заниматься бизнесом, состоять в акционерах... Он ведь не просто совмещал губернаторство с нефтедобычей в статусе олигарха — он стал единственным в РФ звеном властной вертикали, руководящим своим проблемным субъектом федерации из–за границы и скупающим там и здесь разные «Челси» с «Авангардами». Более того, за все это его еще и расхваливали, ставили в пример, а теперь уговорили идти в чукотскую власть на второй срок.
Аморальность такого положения обсуж-дают даже опальные олигархи. Например, разыскиваемый генпрокуратурой за тяжкие и особо тяжкие преступления партнер осужденного Ходорковского Леонид Невзлин (тоже нефтеолигарх, кстати). «Газете» он не только дал понять, что путь в олигархи у Абрамовича был покруче, нежели у Ходорковского, а отличия от «Юкоса» в плане хода приватизации и ведения бизнеса — не в пользу «Сибнефти». Невзлин считает, что «этой сделкой Путин прикрыл своего друга Абрамовича, и легитимизировал его собственность». И что «часть средств от этой сделки поступит в распоряжение Кремля и лично Путина». И что «та несостоявшаяся сделка объединения с ЮКОСом, во время проведения которой был арестован Ходорковский, была неким отвлекающим маневром, теперь очевидно, что Абрамович с Путиным не собирались доводить ее до конца, а тем более позволить продать долю американцам». И что «по мере приближения 2008 года мы будем свидетелями еще нескольких «специальных» сделок с крупными активами».
Невзлину вторит через «Газету» и преж-ний наставник Абрамовича (такой же Абрамович, только по отчеству) Борис Березовский: «Путин и Абрамович — деловые партнеры... Путин декларировал рыночную цену, поскольку он в доле». АбрАмович (по отчеству) жжет глаголом: «Собственность, которую продает АбрамОвич, принадлежит ему только наполовину. Это приобретение заведомо краденой собственности, которая была получена АбрамОвичем путем рэкета со стороны Путина лично». И здесь Березовский идет дальше Невзлина, объявившего войну Путину. Он обещает вместе с Бадри Патаркацишвили устроить Абрамовичу в любимом им Лондоне судебное разбирательство, так как часть активов Millhouse принадлежит им. А сделка как раз–таки определяет сумму иска касаетельно «Сибнефти».
Впрочем, далеко не все эксперты, аналитики и политологи видят в сделке выгоды Абрамовича. Кто–то считает, что это он пошел на уступки власти, чтобы она за него не взялась, как за Ходорковского с компанией. Что ему потому губернаторство и поручают (словно из такого положения при умелом подходе тоже можно качать выгоды аки из скважин)... Наверное, носители сих взглядов не вполне осознают, что значит (какой это успех!) в наше нестабильное время в нашей стране продать производство по максимальной рыночной стоимости. И что такое 13 миллиардов У.Е. и сколько с них только процентов можно получить безо всяких хлопот. Если, конечно, их хранить не в российских банках. А вот куда Абрамович вложит те миллиарды — это вопрос для власти архиважный. Их–то (миллиарды) и не мешало бы слегка «привязать» к родной земле хоть чукотским губернаторством...

Виктор АНТРОПОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.