Новости в Новосибирске
Главная Политика Криминал Спорт
Город на Оби Культура Здоровье МузоНН
Rambler's Top100 Пятница, 29 марта 2024г. В Новосибирске 03:57




Гоголь как предчувствие

Одна из самых красивых и стильных актрис российской сцены Марина Неелова в спектакле «Шинель» играет Башмачкина — человечка, похожего на персонаж из мультфильма Нордштрема — сутулое, хныкающее, хлюпающее, шмыгающее существо, в конце концов уничтоженное.

С той самой «Шинели», что на «Другой сцене» театра «Современник» Валерий Фокин поставил с Мариной Нееловой в роли Башмачкина, началась драматическая часть Шестого международного Рождественского фестиваля. С нею Форум Искусств получил свою мистическую составляющую.

«Шинель» заказала для себя погоду. На улице — промозглая стынь, льдистая серость. На полупрозрачном заднике сцены — снежное мельтешение, вихревое марево. Кажется, зал вместе со сценой качается и плывет, перемещаясь в потустороннюю мглу. В такую погоду человек носу из шинели не высунет. Спрячется в нее, как в норку, закутается со всех сторон. Шинель — это его дом, его крепость, шинель — это метафора погружения в себя, в свой внутренний мирок. Выйти из шинели — значит, покинуть убежище, утонуть в мороке, сгинуть.
Шинель преследует Башмачкина, обольщает, искушает, он смущенно уворачивается, шинель не отстает и готова задушить в объятиях. Она огромна, как Космос, она в этом спектакле одушевлена, она — явление метафизическое. Фокин, которого называют «магом–материалистом», продолжает исследовать мистическую природу Гоголя. Связанные с этим совпадения и знаки не могут быть случайными.
Путь Гоголя–Фокина пролегает через Рождественский фестиваль с самого его начала. Эксперименты с пространством, куда помещает невербальный театр, Фокин начал со спектакля «Номер в гостинице уездного города N» по эпизоду из «Мертвых душ», который участвовал в первом Рождественском фестивале, задал ему уровень. Затем была «Татьяна Репина» по малоизвестной пьесе Чехова, где режиссер выстроил лжецерковь, разместил в ней места для зрителей и подверг их «циничному» тесту на религиозность. А на юбилейном, Пятом фестивале состоялась мировая премьера его спектакля «Старосветская любовь» с Лией Ахеджаковой и Богданом Ступкой по гоголевским «Старосветским помещикам». Несмотря на описанное в повести продуктовое изобилие, Фокин и здесь увидел мир не вещественный и не материальный.
И вот — «Шинель, полная призраков, теней, всполохов, всхлипов, шуршаний, сатанинского смеха, неясных шумов. Сны здесь становятся реальностью, а реальность рассыпается в прах. И совсем мало слов. «Зачем вы меня обижаете?» — вопрошает Башмачкин, и в этом суть бесполого существа–недотыкомки со сморщенным личиком и редкими волосенками на темечке, каким его играет совсем другая Марина Неелова. Пристроившись на табуретке–стремянке, он взмахивает пером, как дирижерской палочкой, буквы пропевает, как ноты. Каждая буква равна отдельной эмоции, буквы — это образы, преследующие и во сне, и наяву, кирпичики, из которых слагается самое прекрасное понятие — шинель. Буквы вспархивают на полотно задника, как птицы на невидимые жердочки: ШИНЕЛЬ. Буквы опрокидываются вниз и исчезают.

И буквы попадали в дыры шинели
И алфавит растерялся, изнервлен...


Новосибирская поэтесса Майя Шереметева ничего об этом спектакле не знала, кроме того, что ей жизненно необходимо увидеть «Шинель». Присутствие Гоголя стало ощущаться здесь, рядом, будто синий прямоугольник билета стал посланием от него. Накануне приснился образ спектакля, привиделось и предвиделось что–то ускользающе–невесомое. Утром она перевела ощущения в слова. Получилось пять строф амфибрахия.

Перо обмакну я в чернильницу века
И переписчиком сутуловатым
Впишу в человеческую библиотеку
Приобретенья мои и утраты.


Стихотворение переписалось на листок и спряталось в дамскую сумочку. Казалось, оно шевелилось и шуршало на дне, когда по залу скользили блики и угасал свет, а Башмачкин умирал, не выдержав своей мечты.
После спектакля шубы в гардеробе повели себя как–то по–иному, гардеробщицы, вздрагивая, подбирались к ним с опаской. По Серебренниковской метались тени, выстукивали морзянку трамваи, и было жутко.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.