Новости в Новосибирске
Главная Политика Криминал Спорт
Город на Оби Культура Здоровье МузоНН
Rambler's Top100 Четверг, 28 марта 2024г. В Новосибирске 17:16




Внутрибольничные инфекции. Что это значит?

Все мы хорошо помним трагедию, разыгравшуюся в Тогучинской районной больнице Новосибирской области. Умерли три новорожденных. Расследование выявило нарушения в выполнении требований санитарно–противоэпидемического режима в отделении для новорожденных, что привело к их заражению условно–патогенной микрофлорой. Это типичный пример внутрибольничного заражения. К несчастью, для нас это не редкость.

Всемирная организация здравоохранения трактует внутрибольничную инфекцию как любое инфекционное заболевание, которое поражает больного в результате его поступления в больницу или обращения в нее за лечебной помощью или сотрудников больницы вследствие их работы в данном учреждении, вне зависимости от появления симптомов заболевания во время или после пребывания в больнице.
Инфекционные заболевания, связанные с различными медицинскими вмешательствами и манипуляциями, возникли тогда, когда появились люди, занимающиеся лечением, а инфекционные заболевания в больницах — с тех пор, как стали формироваться лечебные учреждения. При этом урон от внутрибольничных инфекций всегда был колоссальным. Достаточно сослаться на слова великого русского хирурга Н. Пирогова: «Если я оглянусь на кладбища, где схоронены зараженные в госпиталях, то не знаю, чему больше удивляться: стоицизму ли хирургов, или доверию, которым продолжают пользоваться госпитали у правительства и общества».
Но и сегодня, в наше просвещенное время, проблема внутрибольничных инфекций остается в числе приоритетных для служб здравоохранения во всем мире. Присоединение внутрибольничных инфекций к основному заболеванию сводят на нет результаты операций на жизненно важных органах, перечеркивают усилия, затраченные на выхаживание новорожденных, увеличивают послеоперационную летальность и длительность пребывания больного в стационаре, порой на очень большой срок. Считается, что внутрибольничными инфекциями заражается 5–12 процентов госпитализированных больных. В стационарах лечебных учреждений США ежегодно регистрируется до 2 миллионов заболевших внутрибольничными инфекциями, в Германии — 500–700 тыс., в Венгрии — 100 тыс., что, между прочим, составляет 1 процент населения этих стран.
По далеко не полным данным официальной статистики, ежегодно в Российской Федерации регистрируется 40–50 тыс. случаев внутрибольничной инфекции. У нас очень плохо ведется учет этих инфекций, и они преимущественно скрываются. Это подтверждают проспективные исследования Центрального НИИ эпидемиологии, позволяющие предположить, что их ежегодное количество составляет не менее 2–2,5 миллиона (1–1,5 процента населения страны), а ежегодный экономический ущерб — более 5 миллиардов руб.
Рост частоты ВБИ в современных условиях порожден целым комплексом факторов. Среди них.
1. Большая плотностью пациентов, представленных преимущественно ослабленным контингентом лиц.
2. Широкое, подчас бесконтрольное применение антибиотиков, способствующее появлению лекарственной устойчивости микроорганизмов.
3. Увеличение доли пациентов, у которых состояние неспецифических защитных сил организма снижено.
4. Рост инфекционной заболеваемости широких групп населения, в том числе социально обусловленными инфекциями, такими как гепатиты В и С, ВИЧ–инфекция, туберкулез и др.
Чаще всего внутрибольничные инфекции регистрируются в родильных домах (36,5%) и хирургических стационарах (28,1%), реже — в поликлиниках и детских стационарах. Анализ заболеваемости выявил, что в последние годы в структуре всех внутрибольничных инфекций по удельному весу доминируют послеоперационные гнойно–септические инфекции, затем идут инфекции постинъекционные, острые кишечные инфекции, инфекции мочевыводящих путей.
Наряду с естественными механизмами (контактно–бытовой, фекально–оральный, воздушно–капельный) сформировался и активно действует искусственный механизм передачи внутрибольничных инфекций. Это инъекции, катетеризация, интубация, гемодиализ, искусственная вентиляция легких, пересадка органов и тканей, пункции, ингаляции, в том числе лечебные аэрозоли и др. Следует заметить, что значение искусственного механизма растет. По данным российских специалистов, около 30 процентов инвазивных вмешательств выполняются необоснованно. По сути, мы имеем дело с настоящей «агрессией» диагностических и лечебных медицинских технологий.
Есть еще одна очень актуальная для внутрибольничной инфекции проблема — руки медицинского персонала. Не в смысле откуда они растут, хотя и это немаловажно. Нас интересует в первую очередь их чистота, чтобы руки не были фактором переноса инфекции от медработника к пациенту или от пациента к пациенту. Один из старейших мире медицинских журналов «Медицинский журнал Новой Англии», издающийся в США, еще в 2004 году опубликовал статью хирурга крупнейшего госпиталя в Бостоне. Наблюдая за работой специалистов по контролю за инфекцией, он отмечает, что основную проблему для них составляют не разнообразные инфекции, с которыми им приходится сталкиваться, не страх персонала перед некоторыми из них и даже не пресса, которая может создать панику пострашнее любой биологической опасности. Самое трудное для них — остановить распространение инфекции через руки персонала.
Ни один участок кожи человека не свободен от микробов. Количество только бактерий на руках колеблется от 5000 до 5 миллионов колониеобразующих единиц на квадратный сантиметр. Только волосы, кожа ахилловых сухожилий и паха содержат большие концентрации. На руках глубокие полости в коже содержат 10–20% микрофлоры, что делает их удаление очень трудной задачей, даже при использовании различных приспособлений. Особенно много микроорганизмов под ногтями, на что необходимо обращать особое внимание.
Во всех зарубежных руководствах по контролю за инфекцией на первом месте стоит указание об обязательном мытье рук до и после любых контактов с пациентом. Наши специалисты вроде бы знают это. Но реализовать это простое и обязательное правило возможно далеко не всегда. Ведь только в операционных блоках есть краны, управляемые педалью или с помощью локтя, не говоря уже о кранах с фотоэлементом. Для нас это фантастика. Нам остаются обычные краны с ручками, с которыми мы соприкасаемся, открывая воду и потом, еще раз, закрывая воду после мытья рук даже с использованием какого–нибудь супермоющего средства. Тут же висит полотенце неизвестной степени свежести и возникает вопрос — а мыли ли мы руки вообще? Не зря ручки водопроводных кранов всегда фигурируют в списке объектов для бактериологического обследования, и всегда с положительным результатом. Другого результата и ожидать нечего.
Таким образом, активная позиция администрации лечебного учреждения по действительному предупреждению ВБИ как важному фактору повышения качества лечебного процесса, имеющему большой экономический эффект, постоянное обучение персонала — залог успеха в решении этой важной проблемы.

Е. Ф. БОЧАРОВ, д.м.н., профессор

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.