Демографический кризис России густо замешан на алкоголе и наркотиках

На прошедших в январе этого года в Москве XIII Международных Рождественских образовательных чтениях «Школа, семья, Церковь — соработничество во имя жизни» особое внимание было уделено проблеме повышенной алкоголизации и наркотизации населения страны. На эту тему прозвучали десятки докладов, наиболее яркие из которых принадлежали известному в России и далеко за ее пределами доктору медицинских наук профессору, врачу–неврологу иеромонаху Анатолию Берестову.

По словам профессора, демографический кризис в России, кроме всего прочего, обусловлен еще и масштабной алкоголизацией населения. И хотя в диагнозе, который ставится умершим в результате злоупотребления алкоголем, не упоминается слово «алкоголь» или «алкогольный», тем не менее фактически смерть этих людей наступила вследствие длительного злоупотребления спиртными напитками, опосредованно приведшего к заболеваниям сердца, печени, почек, сосудов, легких, желудка, поджелудочной железы, алкогольным психозам и так далее.
«Если принять это во внимание, то окажется, что в год от заболеваний, связанных с неумеренным потреблением алкоголя, погибает 500–700 тысяч человек, — говорит профессор Берестов, — не говоря уже об убийствах и самоубийствах, совершенных в результате опьянения. Следует четко понимать, что демографический кризис России густо замешен на алкоголе».
На 1 января 2002 года число больных с диагнозом наркологического профиля в РФ было 2,2 миллиона человек. Все эти люди состояли на диспансерном учете. А сколько больных не зарегистрировано? Многие специалисты считают, что в настоящее время в России не менее 10 миллионов алкоголиков. И еще несколько миллионов человек состоят в группе риска. Особенно это касается тех людей, у которых имеются те или иные скрытые психические нарушения (заболеваниями их можно назвать только с некоторой оговоркой), по поводу которых они не обращаются за медицинской помощью. Но в результате переживаний, волнений, духовно–психологических проблем именно эти нарушения становятся одной из причин обращения человека к алкоголю как средству ухода от реалий жизни.
Другая страшная беда — наркомания.
«В России, — подчеркивает профессор, — от наркомании ежегодно умирает более 70 тысяч молодых людей и подростков. Ежегодно суды приговаривают к лишению свободы на срок от 1 года до 15 лет более 100 тысяч молодых людей, больных наркоманией, искусственно превращенных в наркоторговцев, в то время как истинные наркоторговцы остаются на свободе и продолжают убивать наших детей».
Была отмечена также связь между курением и потреблением наркотиков. По данным исследований, проведенных Центром мониторинга вредных привычек среди детей и подростков Минздрава РФ, риск вовлечения подростков в процесс употребления наркотиков, если они не курят и не употребляют алкоголь, в сотни раз ниже, чем у курящих и употребляющих алкогольные напитки, и составляет 0,03 процента у юношей и 0,01 процента у девушек.
Ярким подтверждением этой связи является значительное снижение числа наркоманов в США после семилетней борьбы американцев с табакокурением. Как следствие этой борьбы, в стране число курящих снизилось вдвое и вдвое же (!) снизилось число наркоманов.
В России же число курящих не уменьшается, напротив, только увеличивается. От заболеваний, связанных с табакокурением, в нашей стране ежегодно погибает до 300 тысяч человек.
Казалось бы, стоит начать борьбу с курением и злоупотреблением алкоголя, как уровень наркотизации начнет снижаться. Но, по мнению участников секции по профилактике наркомании, в нашей стране создается лишь видимость этой борьбы. По сути, серьезно никто этой проблемой не занимается. Больше того, издаются постановления, которые, вместо того чтобы принести пользу, на самом деле влекут за собой вредные последствия.
«Большим отрицательным событием в определенной легализации наркорынка в России явилось недальновидное действие российского правительства, выпустившее 6 мая 2004 года Постановление ь 231, определившее средние разовые дозы наркотиков и разрешившее почти безнаказанно иметь при себе до десяти разовых доз, — говорит профессор Берестов. — Это способствует легализации употребления наркотиков, распространению наркомании, провоцирует продажу наркотических средств и в значительной степени осложняет деятельность правоохранительных органов по борьбе с нелегальными наркотиками».
Кстати, именно это Постановление, по признанию бывшего главного детского нарколога МЗ РФ Алексея Валентиновича Надеждина, стало последней каплей, переполнившей чащу его терпения. Он вынужден был подать в отставку (в настоящее время Алексей Валентинович работает в должности ведущего научного сотрудника НИИ наркологии Министерства здравоохранения и социального развития РФ).
«Постановление парализует деятельность правоохранительных органов в борьбе с незаконным оборотом наркотиков», — считает Алексей Валентинович.
Постепенно все специалисты приходят к единому мнению: истинная причина тотальной алкоголизации и наркотизации населения — не экономические или социальные катастрофы, а утеря нравственных ориентиров, бездуховность населения. По словам профессора и иеромонаха отца Анатолия Берестова, ему не раз приходилось встречаться с баптистами и протестантами, придерживающимися определенных духовных ценностей, которые говорили, что в их среде проблемы алкоголизма и наркомании не существует. То же самое можно сказать и о православных христианах.
«Я руковожу Душепопечительным Православным центром св. праведного Иоанна Кронштадтского, в котором мы — врачи, психологи — занимаемся реабилитацией наркозависимых, — рассказывает профессор Берестов. — С августа 1998 года через Центр прошло около 3,5 тысячи человек, и среди них детей из традиционно верующих семей было только пять человек. Это всего 0,013 процентов!».
Врачи, юристы, выступающие на секции по профилактике наркомании, утверждали, что нужно бояться не столько наркомании, сколько нездорового, бездуховного образа жизни. Наркомания, алкоголизм как раз и являются следствием жестокой бездуховности, которой поражено все наше общество.

Мозг наркомана: стимуляция зоны вознаграждения приводит к возмездию

Белые дорожки порошка. Шприц и ложка. Таблетки. Многих наркоманов один только вид наркотика или даже предметов, ассоциирующихся с ним, бросает в дрожь от предвкушаемого удовольствия. А после его приема наступает ни с чем не сравнимое удовольствие, все проблемы исчезают. Однако после неоднократного употребления наркотика начинает происходить нечто непонятное.

Человеку, чтобы вновь почувствовать себя окрыленным, необходимо понюхать, проглотить или вколоть препарат. Если этого не сделать, начинается депрессия, а часто и физическое недомогание — ломка. Но начальной дозы уже не хватает, и постепенно развивается зависимость, человек теряет контроль над собой и испытывает непреодолимую тягу к наркотику. Вскоре пагубное пристрастие начинает сказываться на здоровье, финансовом положении и личной жизни.
Специалистам давно известно, что эйфория, наступающая под влиянием наркотических веществ, связана с их стимулирующим действием на мозговую систему вознаграждения. Эта система представляет собой сложную сеть нервных клеток (нейронов), определяющую чувство удовольствия после еды или занятий сексом, то есть форм активности, необходимых для выживания и продолжения рода. Стимуляция системы вознаграждения доставляет наслаждение и побуждает снова и снова прибегать к тем формам активности, которые его обеспечили.
Однако последние исследования показали, что постоянный прием наркотиков вызывает структурные и функциональные изменения нейронов системы вознаграждения, сохраняющиеся недели, месяцы и даже годы после прекращения употребления наркотиков. Таким образом, с одной стороны, адаптация ослабляет положительные эмоции, возникающие при употреблении наркотиков, с другой — они усиливают болезненную тягу человека к наркотическому веществу. Понимание молекулярных и клеточных механизмов действия наркотиков может привести к разработке новых методов лечения наркомании. Это перспектива отдаленная, к сожалению.
Привыкание людей к различным наркотическим воздействиям опосредуется одними и теми же механизмами — к такому выводу пришли ученые в результате длительной экспериментальной работы, начавшейся 40 лет назад. Мыши, крысы и низшие обезьяны получали наркотические вещества, пользующиеся большой популярностью среди людей. Препараты животным вводились внутривенно. Когда наступало привыкание, их обучали нехитрой процедуре: чтобы получить инъекцию наркотика, животные должны были нажать на один рычаг, чтобы получить «неинтересную» инъекцию физиологического раствора — на другой, а корм — на третий. Через несколько дней животные с удовольствием вводили себе кокаин, героин, амфетамин и другие вещества.
Обнаружилось, что отдельные особи злоупотребляли наркотиками в ущерб жизненно важным формам активности — например, еде и сну. Некоторые даже погибали от истощения. Чтобы получить очередную дозу кокаина, грызуны были готовы сотни раз нажимать на рычаг. Кроме того, они отдавали явное предпочтение обстановке, ассоциирующейся с наркотиком: например, держались по преимуществу в той части клетки, где могли получить вожделенную дозу.
Если подача наркотика прекращалась, животное вскоре оставляло бесплодные попытки получить «химическое удовольствие». Но стоило крысе, в течение нескольких месяцев не получавшей кокаин, почуять его запах или даже оказаться в клетке, ассоциирующейся с наркотиком, она тут же начинала нажимать на заветный рычаг.
С помощью описанной методики внутривенного самовведения препаратов и некоторых других экспериментальных приемов удалось идентифицировать области головного мозга, ответственные за развитие наркотического привыкания. Ключевым звеном мозговой системы вознаграждения является сеть специальных дофаминовых нейронов, расположенных у основания мозга, связанных с другими отделами мозга. Связь осуществляется через дофамин, связывающийся с соответствующими рецепторами нейронов прилежащего ядра. С помощью магнитно–резонансной и позитронной эмиссионной томографии было установлено, что предложение понюхать кокаин вызвало у наркоманов рост нейронной активности в прилежащем ядре. Точно так же ядро отреагировало и на демонстрацию испытуемым видеоклипа, где кокаин нюхали другие люди. А у заядлых игроков эти области мозга активировались в ответ на предъявление фотографий игровых автоматов. Однако действие наркотиков не ограничивается стимуляцией выброса дофамина, вызывающего эйфорию. Чтобы приспособиться к воздействию наркотиков, система вознаграждения постепенно изменяется — так возникает привыкание, механизмы которого уже стали понятны в общих чертах.
Понимание молекулярных механизмов, стоящих за развитием наркотического привыкания, открывает перспективы для медикаментозной терапии. Злоупотребление наркотиками наносит серьезный вред физическому и психическому состоянию людей. Разработка терапевтических подходов, способных корректировать аномальные реакции на стимулы–вознаграждения (будь то кокаин, пирожные или игровой автомат), могла бы принести обществу огромную пользу.
Лечение наркомании современными методами в большинстве случаев оказывается неэффективным. Существуют лекарства, не позволяющие наркотику достичь соответствующей структуры мозга, однако они не вызывают ни нормализации мозгового биохимизма пациента, ни ослабляют его тяги к наркотику. Другие препараты имитируют эффекты наркотиков и, ослабляя тягу к ним человека, дают ему время отвыкнуть от пагубного пристрастия. Но их использование чревато тем, что пациент попросту может поменять одну привычку на другую. Хотя многим помогают немедикаментозные реабилитационные программы. Однако значительный процент их участников через какое–то время возобновляет прием наркотиков.
Если учесть все обстоятельства, вряд ли когда–либо появятся лекарства, способные обеспечить полное излечение наркомании. Однако можно надеяться, что новые терапевтические подходы позволят хотя бы ослабить ее биологическую составляющую (наркотическую зависимость) и откроют новые возможности для физической или психической реабилитации больных психосоциальными методами.
Хотелось бы предостеречь всех, кто так или иначе соприкоснулся с проблемой наркомании. Не будьте наивными при обещаниях быстрого и полного излечения разных видов наркомании со стороны разного рода целителей.

Сопливые наркоманы ни на что не годны

Мифы и факты

Миф 1. «Наркотики употребляют сильные и талантливые люди».
Правда. Если они и были такими, то очень скоро изменились, стали слабыми, ни к чему не способными. У наркомана маскообразное, застывшее лицо, нездоровая бледность кожи, необычайно широкие, отталкивающие зрачки, дрожащие руки, часто повторяющаяся зевота, чихание, постоянно сопливый нос.
Миф 2. «Наркотик делает человека свободным»
Правда. Наркоманы абсолютно свободны. Свободны от всех радостей жизни.
Миф 3. «Наркотики бывают «всерьез» и «не всерьез» — всегда можно отказаться».
Правда. Отказаться можно только один раз — первый.
Миф 4. «Я просто немного «побалуюсь», и никаких последствий для моего здоровья не будет»
Правда. У всех наркоманов наркотическая зависимость начиналась именно с баловства. С «травки» (марихуаны) начинали 93 процента наркоманов. Нередко одной единственной пробы наркотика бывает достаточно, чтобы появилась зависимость. А дальше — повышение дозировок. Оно происходит неизбежно. Думать о том, чтобы бросить потребление наркотического средства, почти невозможно. Страсть к наркотикам поглощает все помыслы.
Миф 5. «Если колоться, то «по уму», то есть не часто, не допуская передозировок, употребляя только качественные препараты. В этом случае ничего страшного не произойдет».
Правда. Зачастую первый укол, первая затяжка, первый вдох наркотика уже является деградацией. Духовной деградацией. А за ней последует и физическая. Об этом свидетельствуют сами наркоманы, которым удалось побороть в себе пагубную зависимость. К сожалению, таких — единицы. Абсолютное же большинство наркоманов погибает.
Миф 6. «Со мной никогда не произойдет того, что происходит с другими. Этого не может быть, потому что этого быть не может!»
Правда. В молодости так думают про себя все. Однако сделать химически зависимым можно кого угодно. А там уже и смерть не за горами.
Помни! Существуют профессиональные «сажатели на иглу». Они говорят о том, что наркотик безвреден, если его принимать «с умом», объясняют, как обмануть родственников, чтобы добыть денег на очередную дозу. Каждый наркоман вовлекает в процесс употребления зелья 6–12 человек. Кроме того, немало распространителей наркотика, которые сами его не употребляют. И тем и другим твоя судьба абсолютна безразлична. Их интересует только твой кошелек или кошелек твоих родителей, откуда ты можешь украсть деньги.

Только факты:
— Героин может привести к полной физической зависимости уже через пару дней.
— Эйфория от приема наркотика длится всего несколько минут, а состояние безразличия, душевной опустошенности, вялости, дремоты и бреда — несколько часов.
— Наркотическая дурь лишает интереса к жизни, часто доводит до самоубийства.
— Отсутствие наркотика в течение десяти часов приводит к состоянию нескончаемой боли, которую сами наркоманы называют «ломкой».


Дмитрий КОКОУЛИН

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.