Вперед — туда, где начинал Ермак

221 день продолжался дальнешлюпочный переход воспитанников школы юнг Новосибирского командного речного училища имени Семена Дежнева по Основному сибирскому пути. Его протяженность составила 5444 километра. Маршрут в точности повторил исторический путь заселения Сибири, но в обратном направлении: от города Слюдянки — южной части озера Байкал — за Урал, до реки Серебрянки, откуда Ермак начал свой поход в Сибирь.

От истока до устья была пройдена Ангара, затем часть Енисея до города Енисейска. Здесь через Обь–Енисейский водораздел пришлось передвигаться волоком. Можно было пройти и водным путем через Александровский шлюз, но двинулись по болотам: именно так шли первопроходцы четыре с лишним века назад. Таким образом «перемахнули» в Верхнюю Кеть. По Кети дошли до Оби, по Оби — до устья Иртыша. По Иртышу поднялись до Тобольска. Отсюда экспедицию на машинах перекинули через Уральские горы на речку Часовую. По ней, преодолев свыше 100 километров, и добрались до конечного пункта — речки Серебрянки. Три навигационных сезона — с 2002–го по 2004 год — ушло на преодоление этого пути.
Весь маршрут был пройден на шестивесельном яле — гребном судне весом полторы тонны, 620 см длиной и 180 шириной, сходном по конструкции с теми, на которых осуществлялось освоение Сибири.
В сутки гребли по 10–12 часов без дневных остановок на отдых, делая поступенчатую замену. Рекорд без подхода к берегу составил 28 часов. Так получилось из–за разлива реки Кеть в болота. И спали за веслом, и гребли. Средняя скорость движения составила 6,6 км/час, но разгонялись и до 10.
В пути было много интересных и неожиданных встреч. В диких томских лесах трижды встречались с медведем. Однажды ночью в лагерь зашел лось. На Ангаре нашли любопытный камень. На нем было выбито следующее: «1817 — плыл Петр Антонович Вагинский». А чуть ниже — более старая надпись: «1744 — казнач...», а дальше камень сколот. Проверяли — нигде в музейных реестрах он не значится. Получилось своего рода открытие.
Этот шлюпочный переход стал 13–м за 13 лет существования школы юнг. До этого ходили по новосибирскому водохранилищу, делали переходы в Алтайский край. Последние пять лет осваивались более дальние регионы.
Школа готовит абитуриентов для поступления в высшие и средние заведения флота. Зимой ведется теоретический курс подготовки, а летом проходит вышеописанная практика. Ребята вживую видят судоходство, судоходную установку рек, знакомятся с судами. После таких переходов они точно для себя решают, будут работать на флоте или нет.
«Нам поступали предложения зарегистрировать наш рекорд, — рассказывает руководитель школы Анатолий Дмитриев. — Но мы полны творческих планов, а этим делом нужно заниматься — это во–первых. А во–вторых, нас Книга рекордов Гиннесса не привлекает. Попасть в книжку, посвященную тем, кто дальше плюнет или у кого длиннее язык, нам как–то не хочется. У нас совсем другие задачи. Все–таки это проект исторического плана».
Свои планы на следующую навигацию юнги не раскрывают. Есть много вариантов и предложений, которые продолжают поступать. Так что пока ребята и находятся в творческом поиске.

Вадим ЧИГОРЕВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.