Трюк с изменением взгляда

Юбилейную выставку «Черное и белое» доцента кафедры рисунка НАРХИ Александра Беляева можно назвать в своем роде беспрецедентной. Она вызывающе не коньюктурна. Жанр рисунка не популярен ни у художников, ни у зрителей. В таком качестве автор экспозиции впервые выступает на публике.

В художественной среде обычна практика перехода художника от графики к живописи, но никак не наоборот. Александр Беляев известен как акварелист и живописец. И вдруг к 55 годам он отодвигает палитру и краски и начинает жизнь с белого листа, на котором оставляет лаконичные росчерки карандаша или угля. За два года автор создает около сотни таких листов. Понимая, что их вряд ли кто купит и мало кто поймет, Беляев сознательно идет по пути наибольшего сопротивления.
— Если творческая жизнь художника монотонна, то он начинает вязнуть в стереотипах, — терпеливо объясняет юбиляр. — Наступает момент, когда он чувствует исчерпанность внутренних резервов. Возникает потребность встряхнуться, обновиться и обогатиться. Для меня это тем более важно сейчас, когда быстро развивается офисное искусство, художники получили возможность неплохо зарабатывать. Подстраиваясь под заказчика, они вольно или невольно коверкают свою индивидуальность. Эта ситуация губительна для творческой личности.
Он рассказывает, как однажды, два года назад, беседовал, как обычно, с соседом по мастерской и старшим коллегой Анатолием Никольским. «Вот, поеду скоро в Тобольск, времени всего две недели, разве можно успеть сделать что–то стоящее», — рассуждал один. — «Правильно, когда рисуешь маслом, а времени вникать нет, то получаются просто красивые картинки, — соглашался другой. — Вся командировка может превратиться в механическое копирование видов». Так Никольский подсказал другой ракурс — не упрощенный, а наоборот, более философский. Осваивать эту технику оказалось сложнее, чем он предполагал, зато теперь специалисты признали Беляева мастером этого жанра.
«Его работы стали для меня откровением, — заметил один из самых известных новосибирских живописцев, театральный художник Владимир Фатеев. — Мне самому захотелось попробовать себя в этой технике. Мы не умеем искренне радоваться успеху коллег. Редко, когда они могут по–настоящему заразить, дать импульс к творчеству». — И процитировал высказывание Джорджа Сондерса об искусстве как спонтанном проявлении восторга.
У Александра Беляева восторг от познания мира проявляется в четко выверенных ломаных линиях, передающих пластику не только охваченного эмоцией человека, но и пульсирующего, подвижного мира. В триптихе, состоящем из трех рисунков — «У забора», «В тени забора» и «Деревня», — в обычном сюжете фигурирует ничем не примечательный забор. Но у каждого из героев этих работ сформировалось собственное отношение к нему. Прохожий, движимый любопытством, пытается заглянуть за ограждение. У быка — свой интерес: в жаркий солнечный день он укрылся в отбрасываемой забором тени. А деревенские жители озабочены надежностью штакетника, защищающего их хозяйство от вторжения.
Личностный, незамутненный взгляд отличает и автора выставки. Приехав в Тобольск с группой художников, он не бросился вслед за прочими запечатлевать с натуры достопримечательности города — полуразрушенные храмы, действующие соборы. Он увидел церковь в вечных лесах, над которыми полыхает вырвавшийся из плена, уже отреставрированный золотой купол, дающий надежду, что жизнь продолжается. Увидел объятое печалью мусульманское кладбище и мелькнувший силуэт лошади — символ печали. Религиозных убеждений в эту работу не привносил — привлекли чудесные формы, бликующий свет, переменчивые тени, что и отразила фактура листа.
Вспоминается Набоков, предлагавший «наклониться и снизу посмотреть назад между коленями — вы увидите мир в совершенно ином свете. Этот трюк с изменением взгляда, изменением угла и точки зрения можно сравнить... с новым поворотом, благодаря которому вы видите... мир обновленным». Великий экспериментатор в области стиля, читавший американским студентам лекции по литературе, имел в виду автора «Улисса» — вызывающе не коньюктурного Джойса.
Творчество Александра Беляева — это и есть «трюк с изменением взгляда». Оно включает ассоциативное мышление зрителей, требует от них серьезной интеллектуальной работы. Духовно близкие ему люди на открытии «Черного и белого», не сговариваясь, вспоминали великих. Художник–абстракционист Виктор Бухаров процитировал Лао Дзы: «Великое совершенство не похоже на совершенство». А куратор выставки Александр Клушин солидарен с Оскаром Уальдом, утверждавшим: «У меня простой вкус — я всегда выбираю самое лучшее». «Вот и я выбрал для экспозиции самое лучшее», — сказал он, втайне гордый, что явил обществу нового Беляева.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.