Прощай, зима сопливая!

Честная, широкая, веселая, объедуха, сырная неделя. Масленица (сырная неделя) справляется за семь недель до Пасхи и приходится на период с конца февраля до начала марта. В этом году Масленицу встречают 7 марта, а провожают 13, в Прощеное воскресенье, и начинается Великий пост, который продлится до Пасхи — в 2005 году она выпадает на 1 мая.

Как поехал к тестю зять барана доедать

Масленицу повсюду ожидали с большим нетерпением. Это самый веселый, самый разгульный и поистине всеобщий праздник. В некоторых местах о подобающей встрече и должном проведении всей масленицы заботились еще с субботы предшествующей недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала мальчика лет 8–10 «встречать масленицу»: давала ему блин, с которым он скакал верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал:

Прощай, зима сопливая!
Приходи, лето красное!


Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». В «мясное» воскресенье тесть ездил звать зятя «доедать барана».
Масленичная неделя была буквально переполнена праздничными делами: обрядовые и необрядовые действия, традиционные игры и затеи, обязанности и поступки до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на все, поскольку царила атмосфера предельной раскрепощенности, всеобщей радости и веселья.
Каждый день масленицы имел свое название, за каждым закреплены были определенные действия, правила поведения:

понедельник — «встреча»,
вторник — «заигрыш»,
среда — «лакомка»,»разгул», «перелом»,
четверг–»разгуляй–четверток», «широкий»,
пятница — «тещины вечера», «тещины вечерки»,
суббота — «золовкины посиделки», «проводы»,
воскресенье — «прощеный день».


Вся же неделя именовалась «честная, широкая, веселая, боярыня–масленица, госпожа масленица».

Блин не клин, брюха не расколет

Руководствуясь такими поговорками, на Масленицу поедали огромное количество блинов, так что многие потом расплачивались за подобное обжорство плохим самочувствием, болезнями.
Во многих семьях блины начинают печь с понедельника. «Накануне вечером, когда появятся звезды, старшая в семье женщина выходит на реку, озеро или к колодцу потихоньку от прочих и призывает месяц выглянуть в окно и подуть на опару.
Каждая хозяйка имела свой рецепт приготовления блинов и держала его в секрете от соседей. Обычно блины пеклись из гречневой или пшеничной муки, большие — во всю сковородку, или с чайное блюдце, тонкие и легкие.
На масленице — первый блин за упокой. Действительно, первый блин, испекаемый на масленой неделе кладут на слуховое окошко «для душ родительских» со словами: — Честные родители наши, вот для вашей душки блинок!
В первый день праздника дети обходили избы деревни, поздравляли с наступлением масленицы и выпрашивали блины.
Дети катались с гор во все дни масленицы, взрослые же присоединялись к ним позже, примерно со среды — четверга. Катанию с гор придавался особый смысл. В Архангельской губернии долго сохранялась традиция на масленицу скатываться с горы парам, которые поженились в этом году.
Как правило, со среды к катанью с гор и на лошадях активно подключается и неженатая молодежь. Вообще катание на тройках наперегонки, под песни и гармонь, с шутками, поцелуями и объятьями — типично русское масленичное увеселение, в котором не принимали участие только младенцы да старики, уже не выходившие из дому.

Зять на двор — пирог на стол

Самым главным событием, связанным с молодоженами и справляемым по всей Руси, было посещение тещи зятьями, для которых она пекла блины и устраивала настоящий пир (если зять был по душе, разумеется). Этому обычаю посвящено огромное количество пословиц, поговорок, песен.
Если в среду зятья гостили у своих тещ, то в пятницу зятья устраивали «тещины вечерки» — приглашали на блины. Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и было поводом к вечной вражде между ним и тещей.
С четверга, недаром называвшегося «широким», масленичный разгул развертывался во всю ширь. Всем миром, в качестве участников или активных, заинтересованных зрителей, выходили на кулачные бои, возведение и взятие снежного города, на конские бега.
Центральной фигурой все же оказывалась сама Масленица — кукла из соломы, которую наряжали в кафтан, шапку, опоясывали кушаком, ноги обували в лапти, усаживали на сани и везли в гору с песнями: встречали Масленицу.

Не всё коту масленица, будет и великий пост

В подмосковных селах в воскресенье молодежь в санях с чучелом Масленицы ездила по деревне до темноты, с песнями и шумом. А поздно вечером выезжала на озимь и здесь на приготовленном костре чучело сжигала.
Калужские девки и бабы разыгрывают целое представление — похороны Масленицы. У масленичного костра собиралось всегда много народу, было весело, звучало много песен. С Масленицей прощались и в шутку и всерьез. Подбрасывая солому в огонь, дети усердно повторяли:

Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!


Молодежь вела себя более бурно и выкрикивала: — Убирайся вон, рваная старуха, грязная! Убирайся вон, пока цела! Кидали в костер блины — «Гори, блины, гори, Масленица!»; парни, перемазанные сажей, старались и других выпачкать, в первую очередь, конечно же, девушек, а с ними и тещ — «Теща, люли, поджаривай блины!».
И в преддверии великого поста, стремясь очиститься от всего греховного, люди просили друг у друга прощения. С той же целью в Прощеное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины и поклонялись праху родных.
Подготовила Марина САЛМИНА

Подготовила Марина САЛМИНА

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.