Ошибка доктора Д`Адамо

Не так уж давно известие об очередной чудесной диете облетело весь мир — доктор натуропатии Питер Д’Адамо заявил, что человек должен питаться в соответствии... со своей группой крови и не иначе, поскольку это ему завещано самой эволюцией.

Объясняя свою теорию, доктор Д’Адамо утверждал, что существует эволюционное соответствие пищевых предпочтений человека и групп крови. Кроме того, на организм оказывают исключительно вредное воздействие лектины, содержащиеся в растениях. Воздействие это состоит в том, что лектины — белки, в частности растительного происхождения, попадая в организм, вызывают массовую агглютинацию эритроцитов, что ведет к исключительно печальным последствиям для организма.
Ошибка доктора Д’Адамо состояла в том, что при разработке своей теории он опирался на подборку фактов, ошибочно сведенных в единую систему. А недостающие логические связи были им попросту дописаны. Как выразился руководитель Департамента организации и развития медицинской помощи населению Минздрава России Александр Смирнов, отношение этого направления к доказательной медицине примерно такое же, как отношение астрологии к астрономии. Попробуем разобраться, в чем же был неправ создатель одной из самых популярных диет?

Эволюция наоборот

Идея Д’Адамо, такая, на первый взгляд, логичная и красивая, увы, не подтверждается ни по одному из пунктов. Давно известно, что человекообразные обезьяны обладают теми же группами крови, что и человек, а резус–фактор и вовсе обнаружили сначала у макаки–резус. Состав крови человека, шимпанзе и горилл настолько схож, что ее можно было бы переливать от обезьяны к человеку, соблюдая групповую совместимость.
У других животных тоже существует деление по группам крови: у собак обнаружено не менее восьми групп крови, у кошек не меньше трех, у коров и лошадей — более десяти. Наличие групп крови обнаружено и у многих других животных и птиц: у овец, свиней, кроликов, крыс, мышей, кур, голубей. А ведь ни мыши, ни обезьяны, ни собаки, ни коровы, ни голуби не меняли образа жизни, по крайней мере, если и меняли, то уж точно не столько раз, сколько у них групп крови. Иными словами, связь между возникновением групп крови у людей и их образом жизни и питанием никак не доказана.
И вообще, все эволюционные теории о группах крови основывались на публикациях 1920–1950 гг. Однако современные теории на основе данных молекулярной генетики предполагают, что ген О представляет собой мутацию гена А, появившуюся после того, как уже сформировались три другие группы крови.

Лектины: ну, не все так плохо...

Итак, существует четыре основные группы крови. Их обозначают либо римскими цифрами — I, II, III, IV, либо буквами — О, А, В, АВ. Эти группы отличаются присутствием особых молекул — агглютиногенов на поверхности эритроцитов и агглютинов в плазме крови, и именно они отвечают за склеивание эритроцитов. У людей одной и той же группы крови склеивания не происходит. Но существуют отдельные белки, способные вызывать (инициировать) этот процесс, если их добавить, например, в пробирку с кровью. К таким белкам и относятся лектины.
Первый лектин был открыт доктором Германом Петером Штильмарком (1860–1923) в Дерптском университете (Эстония). Им оказался небезызвестный рицин — белок, полученный из токсичного экстракта семян клещевины (Ricinus communis), откуда и пошло его название. В лаборатории директора института Рудольфа Коберта (1852–1922) в это время проводились исследования влияния различных токсинов на организмы животных, их кровь и эритроциты. Г. Штильмарк обнаружил способность токсинов вызывать агглютинацию, т. е. слипание, склеивание эритроцитов. Так рицин стал первым из открытых лектинов, относящихся к группе растительных лектинов или фитогемагглютининов.
Лектины содержатся вовсе не только в растениях. Лектины некоторых микроорганизмов — стрептококков, живущих в полости рта, приводят к формированию «зубного камня», что доставляет нам массу неприятностей. А лектины микроорганизмов, обитающих в тонком кишечнике человека и животных, напротив, крайне нам необходимы. Лишившись этих белков, мы открываем доступ вредным, патогенным микроорганизмам.
Сейчас список известных лектинов очень велик. А вот сам термин «лектин» у фитогемагглютининов появился совсем недавно. Ввел его в обиход У. Бойд в 60–х годах прошлого столетия, использовав для этого латинское слово «legere» (выбирать). Этим он как бы подчеркнул способность лектинов избирательно связываться с теми или иными углеводными рецепторами клеток. Это и дает возможность некоторым лектинам растительного происхождения по–разному склеивать эритроциты человека — в зависимости от его группы крови.
По мнению Д’Адамо, лектины, содержащиеся в пище, прикрепляются к слизистой оболочке желудочно–кишечного тракта или поступают в кровь. Каждый лектин может вызывать агглютинацию клеток крови определенного типа. В зависимости от того, где лектины фиксируются, могут развиваться некоторые болезни, например цирроз печени, нефросклероз или колит.
Правда, автор теории почему–то не учитывает, что в процессе переваривания пищи белки при помощи ферментов расщепляются на отдельные свободные аминокислоты и на короткие аминокислотные цепочки, естественно, полностью меняя свои свойства. Отдельные аминокислоты с кровью разносятся по всему организму, где становятся «кирпичиками» необходимых нам белковых молекул. А не полностью расщепленные аминокислотные цепочки, в принципе, действительно неполезны для нашего организма и могут вызвать, например, аллергию. Но в норме такие обломки уничтожаются специальными клетками — макрофагами, своего рода дворниками организма.
Ну, как было сказано выше, не все лектины так уж опасны. Да и вообще, в свете мнени, Д’Адамо, проблематично объяснить, почему огромные массы населения не испытывают симптомов подобных агглютининовой болезни в результате употребления самых разных и наверняка вредных продуктов. Кроме того, доктор утверждает, но при этом не объясняет, почему агглютинация в крови является причиной увеличения массы тела. Ведь логичнее тогда предположить, что употребление продуктов, содержащих вредоносные лектины, вызывает заболевания, сопровождающиеся потерей веса.

Группа крови все же что–то значит?

Современные ученые вовсе не отрицают взаимосвязь между определенными группами крови и вероятностью ряда заболеваний. На эритроците содержится 29 антигенных систем, объединяющих около 250 антигенов. И многие из них участвуют в биохимических процессах в организме. Широко известна взаимосвязь антигенов и инфекционных заболеваний. Недавно российские ученые доказали, что связь группы крови Lewis с ишемической болезнью сердца в диагностическом отношении превышает значимость уровня холестерина. Это научные данные о взаимосвязи группы крови и заболевания, но к деятельности «астрологов от крови» они не имеют отношения.
Что касается генетики питания, то она, безусловно, существует. Есть люди, которые могут отравиться арбузом, яблоками, молоком или медом. Есть люди, не переносящие злаковых. В случае фенилкетонурии человек не может есть много мяса, иначе у него могут возникнуть разнообразные осложнения со стороны нервной, пищеварительной и других систем организма. Но причиной всего перечисленного является вовсе не группа крови, а недостаточное количество специальных ферментов, отвечающих за переработку тех или иных пищевых веществ.

Medmedia.ru

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.