Рыночная экономика не терпит дилетантов!


Те, кто знает генерального директора Инструментального завода Громова, прекрасно помнят, с чего начал новый начальник. Всем памятен 1994 год, когда вопрос о судьбе завода стоял с гамлетовской прямотой — быть ему или не быть, рассыпаться, развалиться, как многие предприятия, — когда его, главного инженера, а не прежнего руководителя коллектив избрал своим вожаком. А начал он с наведения порядка. Во всем. Прежде всего — в цехах, на рабочих местах.
...Прошло–пролетело десять лет. Миг во Вселенной. А для страны, в том числе для завода, — целая эпоха. Кто–то за это время, как уже было замечено выше, исчез–растворился с промышленного горизонта. А инструментальщики только в прошлом году завоевали столько наград и званий, что перечислить не хватит газетной страницы. На всех выставках–конкурсах продукция сибиряков удостаивалась высочайших оценок, ей присваивались золотые и даже платиновые медали.
Да и сам директор не обойден вниманием и почетом. Г.Е. Громов — «Заслуженный машиностроитель РФ», награжден медалью академика С.П. Королева за создание инструмента для космической техники, медалью «За доблестный труд», орденом Дружбы, удостоен множества почетных грамот, званий. Неоднократный лауреат награды «За успешное управление бизнесом в Сибири»...
Казалось бы, все настолько замечательно, что остается только с оптимизмом и благодушием строить планы по дальнейшему процветанию предприятия, повышению благосостояния трудового коллектива. На эту тему я и пытаюсь разговорить Геннадия Енакентьевича, беседуя с ним в его кабинете, довольно скромном, в общем–то, просторном, но кажущемся тесноватым для его колоритной, крепко скроенной фигуры.
При слове «зарплата» Громов оживляется и убежденно говорит:
— Инструментальщики достойны хорошей оплаты их нелегкого труда. И мы каждый год планируем повышение зарплаты, с учетом опережения инфляции. И на нынешний год заложен рост в 35 процентов. Но делать это с каждым годом становится все сложнее.
И вдруг произносит нечто неожиданное и совсем не радостное:
— Если правду говорить, то нашему заводу, да и не только нашему, при такой политике и налогообложении осталось жить максимум пять лет. И все, придется разбегаться — кто куда. Причина одна — нет защиты государством отечественного товаропроизводителя. Я уж не говорю о постоянном повышении цен на энергоресурсы, железнодорожные перевозки, соответственно — на металл, материалы и так далее. Одновременно государство открыло границы для импорта, и на наш рынок хлынуло китайско–тайваньско–индийское барахло. Иначе не скажешь. Качество — нижайшее. Но ведь и цена соответствующая. А покупательная способность среднего россиянина — сами знаете, какова, вот и берет он что подешевле. Я же снижать цену не могу, и так она на пределе возможного.
Чтобы в такой ситуации сохранить кадры, повысить им зарплату, мы, конечно же, максимально снижаем издержки производства, внедряем современные технологии, новую технику. Но совсем не в том объеме, что требуется. Мы брошены в «свободный» рынок и сами учимся плавать в нем, как умеем. А власть наша смотрит и «вдохновляет»: захочешь жить — выплывешь! При этом не забывает взять «свое».
Я не агитирую за старые порядки. Но даже в «застойные» времена предприятие имело право половину прибыли направлять на развитие производства и эта часть не облагалась налогом. Сейчас же в первую очередь — отдай налоги, а на оставшиеся копейки «живи и ни в чем себе не отказывай». Много чего я в нынешней экономической политике государства не понимаю. Вот скажите, Бога ради, зачем мы так рвемся в ВТО? С чего это вдруг во Всемирной торговой организации, где все рыночные ниши давным–давно поделены, нас встретят с распростертыми объятиями? Разве что, с нашим сырьем? Да и то — по их ценам? Кстати, только наши реформаторы утверждают, что цены устанавливаются и саморегулируются в результате свободной конкуренции. Да ничего подобного! Во всем мире цены регулируются с помощью квот, льгот, таможенных барьеров, других протекционистских мер, защищающих «своего» товаропроизводителя. У нас — все наоборот. Вступаем в ВТО — значит, окончательно снимаем таможенные ограничения, нараспашку открываем границы — завози иностранный «товарищ» все, что хочешь! Опять мы идем «своим» путем?
— Геннадий Енакентьевич, к сожалению, то, о чем вы говорите, и еще множество других странностей–несуразностей российского рынка, если и можно изменить, то в лучшем случае — с помощью законодательных усилий депутатов Госдумы, во что лично я мало верю. Но вы–то баллотируетесь всего лишь в горсовет. Что можно сделать «внизу», если «верхи» страшно далеки от народа и даже монетизацию, при обилии халявных нефтяных денег, по–человечески провести не в состоянии? И вообще, — зачем вам это надо? При вашей–то занятости!
— Мне не нравится выражение «всего лишь». Да, горсовет — местная власть, но она — наша власть, нашего города, в котором мы живем и работаем, который мы любим и хотим, чтобы он был еще краше, уютнее, роднее для каждого из нас. И в депутатах обязательно должны быть производственники. Кто же вместо них будет отстаивать интересы товаропроизводителя?! Это они, промышленники, дают в бюджет не меньше 60 процентов отчислений.
(В скобках замечу: далеко не все руководители предприятий отнеслись скептически к поступку Г.Е. Громова. Вот что, например, сказал генеральный директор ОАО НПО «ЭЛСИБ» Н.А. Канискин: «Громова я могу охарактеризовать только с самой лучшей стороны. Он — один из тех директоров, кто сумел не только сохранить предприятие, но и как заботливый хозяин постоянно думает о развитии социальной базы. Громов — это целеустремленная и волевая натура. И то, что он решил себя попробовать на депутатском поприще, вызывает уважение и солидарность. Человек он крепкий, со стержнем, сибирской, кержацкой закалки. Одна фамилия чего стоит — Громов! Предки его получили кличку, а затем и фамилию такую не случайно: по нему — сильному, мощному, надежному — это ясно видно. Порода! Когда я узнал, что Громов «пошел в депутаты», то сразу вспомнил другого Громова — воина–афганца, настоящего Героя, ныне губернатора Московской области. Призвание Громовых, очевидно, такое — сплачивать вокруг себя людей, быть для них опорой и защитой».)
...В книге «Заблудились в эпохе», вышедшей в свет два года назад, написанной превосходным языком, где буквально по полочкам разложены экономические законы, по которым развивается человечество и мечется, стараясь их обойти, наше Отечество, на странице 88–й есть такие слова: «Мы вошли в рынок со страшными искажениями структуры производительных сил, доставшейся в наследство от изжившей себя хозяйственной системы. За годы рыночных реформ дошли до полного развала и уничтожения даже того, что было. И мечтать о том, что рыночное ценообразование через манипуляции макроэкономическими рычагами все это восстановит — наивность и глупость. Ничего само собой не восстановится. Сами собой вырастают только сорняки на грядках. Все нужно организовывать, строить, создавать, находить ресурсы для этого строительства. Заниматься обыкновенным хозяйствованием. Очень грамотным хозяйствованием. Экономика, тем более рыночная, не терпит дилетантов».
Книга написана коллективом авторов под редакцией докторов экономических наук В.И. Белова и В.Л. Федорова, рецензент — профессор Г.И. Ханин. Среди авторов, руководителей крупнейших новосибирских предприятий, есть и директор Инструментального завода Г.Е. Громов. В приведенных выше строчках — ответ на вопрос, почему он идет в депутаты.

Аркадий АНТОНОВ. Оплачено из избирательного фонда кандидата в депутаты городского Совета г. Новосибирска Громова Г. Е.

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.