Ни дня без акварели

Череду юбилейных выставок в Новосибирском художественном музее продолжил абстракционист Виктор Бухаров, в декабре отметивший 60–летие. Более ста полотен, созданных в разные годы, представляют собой своеобразный рапорт художника о проделанной работе. Непрерывность творческого процесса — его непоколебимый принцип.

Виктор Семенович не погрязает в быте, не рвется на тусовки, не посещает публичных мест, за исключением выставок своих давних друзей. Заросший длинной бородой и черными, с легкой проседью, космами, он похож на отшельника, удалившегося от суеты мирской для философских размышлений о бытие человеческом. Изредка отвлекаясь на хлопоты о своих многочисленных детях, он считает, что художник не должен отвлекаться на заботы о личном хлебе насущном, и потому сам довольствуется чаем с бутербродами. Художник, прирастив к себе известную формулу Юрия Олеши «Ни дня без строчки», также не должен простаивать в самом прямом смысле этого слова. Живет этот схимник в мастерской, где его можно застать за одним и тем же делом: писанием акварелей. Он усаживает гостя перед собой и, артикулируя понимание своей жизни в искусстве, неспеша рисует его портрет.
Выставка изобилует портретами родственников, в основном — братьев по цеху. Узнать их могут те, кто хорошо с ними знаком — по чему–то неуловимому, но емкому, по каким–то нескольким мазкам, характеризующим только данную персону. Еще больше на выставке автопортретов: если ранние из них хотя бы отдаленно передают черты внешности оригинала, то поздние, тяготеющие к большей мере условности, лишь намекают на них. Можно заподозрить, что Бухаров обращается к этому жанру за неимением другой натуры. Хотя специалисты усматривают здесь «неудовлетворенную потребность в диалоге». А еще больше работ осталось в мастерской — по свидетельству Виктора Семеновича, 25 ящиков. Среди них миниатюрные акварельные зарисовки — своеобразные дневниковые записи, которые художник делает каждый день. В картинах он любит рассказывать о себе, а с окружающими предпочитает беседовать о своих картинах, не особо заботясь, насколько внимательно его слушают, будто продолжает бесконечный внутренний монолог.
«Живопись — это разговор красок, — излагает Виктор Семенович. — Так говорил Рильке, когда смотрел на картины Сезанна. Ее нужно уметь читать. Каждое прикосновение кисти к холсту имеет значение. Вот здесь, видишь? Нет ничего случайного...». Мало кто из зрителей способен погрузиться в этот художественный мир самостоятельно. На одних он давит, других раздражает экспрессивными выплесками черного, красного и синего. Автора это не заботит. «Художник рисует не для зрителя, — повторяет он. — Художник рисует для искусства». Эстетические принципы Бухаров выбрал раз и навсегда, не собираясь в них сомневаться. «Его жизнь — опыт трагического противостояния рефлексам и ценностям массового общества», — сделает вывод искусствовед Художественного музея Владимир Назанский. А когда–то, в 1982–м, чиновники замыслили разгром персональной выставки Виктора Бухарова. Организовали ее публичное обсуждение, сродни образцово–показательным судебным процессам. Как водится, дали разнос за отступление от святых принципов социалистического реализма, за формализм и безыдейность. Но неожиданно для организаторов большинство присутствующих поддержало бунтаря. А точку в этой незапланированной дискуссии поставил художник Вадим Телешев: «Если вы хотите стричь под одну гребенку, лишать растения цветков и колючек, то получите веник. Но, может быть, вы хотите букет?»
Тем не менее, с того самого дня Бухаров не выставлялся в Новосибирске, в то время как получал приглашения в Москву и за рубеж. Более четырехсот его работ приобретены зарубежными ценителями искусства. И все же большая часть сделанного осела в мастерской. «Когда картины лежат, как на складе, им плохо становится, — объяснил он возникшую потребность в ретроспективной выставке. — Вот эта работа под колесами машины побывала, 30 лет свернутой стояла, я ее развернул, очистил, людям показал». Во время написания этого масштабного полотна художника еще не отталкивала фигуративная живопись. Но с каждым годом отходил от нее все дальше. Интуиция подсказывала более сложный, метафорический язык. «Игра красок» в полной мере для него осуществлялась в абстрактном ключе.
Юбилейная выставка показывает, как двигался Виктор Бухаров и куда. Возможно, на некоем отрезке пути забуксовал. «Мне кажется, в последние 10–15 лет Виктор застрял на какой–то фазе, а я хочу, чтобы у него произошел всплеск, скачок», — заметил на открытии выставки добрый товарищ художника, поэт и философ Анатолий Соколов, отказавшись от стандарта юбилейных здравиц. Просто он так же, как и Бухаров все эти годы, отошел от коньюктуры и злобы дня.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.