Кадры решают все

В Новосибирске проходят фотофорумы самого различного уровня и содержания. Самыми интересными за последние месяцы стали «Первополосные кадры». Передвижная выставка, открывшаяся в Новосибирском художественном музее в самом начале весны, вызвала необычайный резонанс не только среди профессионалов. Она посвящена 15–летию ИД «КоммерсантЪ» и включает эксклюзивные снимки, сделанные на переломе тысячелетий.

В фотоархиве ИД «КоммерсантЪ» хранится более 5 миллионов снимков. Организаторы экспозиции выбрали самые яркие, самые «говорящие» фотографии, слагающие историю в лицах, герои которой — известные деятели спорта, культуры и политики. «Коммерсанту» интересны не безликие народные массы, заполонившие советские газеты, но конкретная личность, ярко выраженная индивидуальность с собственным взглядом на мир и людей. Это те самые кадры, которые решают в газете всё. Они и в России решают всё. «Фото решает всё», — таково кредо шеф–редактора ИД Андрея Васильева. С ним солидарен возглавляющий фотоагентство «Коммерсанта» фотограф Эдди Опп, многократный лауреат конкурсов: «World Press Photo», «Интерфото». Снимки его и коллег настолько самодостаточны, что на второй план отходит текст или, как его называют газетчики, «подклишовка». Выставка доказывает, что даже газетный снимок может быть настоящим произведением искусства, поднявшись до ранга художественной фотографии.
Герои нашего времени, даже если их застали в официальной обстановке, предстали вне выработанного имиджа, привычных масок и клише. Черно–белые и цветные портреты раскрывают их внутренний мир, основные черты личности. Они заостряют внимание на том, что более всего характеризует конкретного человека: на искренних, «неотрепетированных» эмоциях, которые растворены в обычном течении жизни и в ее ускоренном ритме часто незаметны окружающим. Утомленный Путин, хозяин жизни Жириновский, млеющий под женской рукой Лужков оказываются беззащитными перед фотообъективом, который застает их врасплох, возможно, против их воли и желания.
Павел Смертин увидел министра соцобеспечения Александра Починка во время знакомства с продукцией тульских оружейников. Целящийся в мишень фигурант пришел в настоящий азарт. Кого он взял на мушку? Ограбленный народ? Или его благополучных «слуг»? У представителей малообеспеченных слоев населения нашелся бы однозначный ответ. Президент России выглядит предельно опустошенным. На нескольких снимках он закрывает лицо руками, пряча воспаленные глаза. «Фирменная» гримаса Бориса Ельцина — неподвижная, как маска, схваченная во время вручения Кубка Дэвиса в Париже, намекает на другое — на то, что этот человек давно уже не меняется, что его интеллектуальное развитие затормозилось.
А Илье Питалеву не понадобилось встречи с политиками. Ему оказалось достаточно плаката предвыборной компании Ахмата Кадырова, где тот запечатлен в рукопожатии с Путиным под лозунгом «Чистые намерения, сильная власть». Плакат тот висит на стене полуразрушенного дома, ставшего результатом той самой «сильной власти».
С гораздо большим пиететом фотохудожники отнеслись к тем, кто, по выражению академика Д. С. Лихачева, видит в культуре главный смысл существования человечества. Лица Владимира Спивакова и Александра Ведерникова, Игоря Моисеева и Эльдара Рязанова, Михаила Шемякина и Виктора Шендеровича светятся внутренним светом, одухотворены и красивы. Мстислав Растропович, дирижирующий Симфоническим оркестром США, на снимке Эдди Оппа запечатлен на пике душевного напряжения. Его рука сжалась в кулак, а палочку маэстро зажал в зубах — и можно представить, какой силы музыка звучит в зрительном зале.
На снимке Дмитрия Азарова, сделанного на олимпийских соревнованиях по гимнастике в Сиднее 10 сентября 2000 года, важно не столько лицо спортсмена, выполняющего трюк на кольцах, и даже не его летящая фигура, сколько руки с напряженными до предела мышцами. Он же застал прыгунью с шестом Елену Исинбаеву не во время взятия высоты, но в момент ее приземления, ставший триумфом чемпионки. От счастья она высунула язык: знай, мол, наших! — и за этим прочитывается весь ее многотрудный путь к победе, изнуряющие тренировки и их блистательный результат.
Пройдут годы, большое увидится на расстояньи, высветится истинная цена людей, делающих историю России. Художественная ценность снимков будет приумножена их историческим значением. А булгаковский профессор Персиков, в сердцах предложивший всех репортеров расстрелять, заберет свои слова назад.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.