Бензиновая лихорадка стартовала. Финиша не видать

На минувшей неделе в Новосибирске повысились цены на бензин.

Лиха беда начало

7 апреля один из крупных операторов оптового и розничного рынка ГСМ в Новосибирске — холдинг «Трансервис» поднял розничные цены на один рубль на все марки бензина. Дизельное топливо подорожало на полтора рубля. Вслед за «Трансервисом» ценники на автозаправках дружно сменили и другие продавцы бензина.
Отныне один литр горючего в зависимости от марки стоит: Аи–98 — 17.50 рублей, Аи–95 — 16.50, Аи–92(93) — 15.50, Аи–80 — 13.00 , дизельное топливо — 14.50 рублей.
Для операторов рынка повышение розничных цен не стало неожиданностью. С начала этого года нефтяные компании уже несколько раз поднимали оптовые цены. Однако розничные продавцы имели приличные запасы бензина, которые были приобретены по старым, более низким ценам. Кроме того, с начала января произошло повышение ставок акцизов на бензин на 8%. Теперь владельцы АЗС переложили эти затраты на потребителей.
О сезонном характере повышения цен на топливо операторы рынка предпочитают не говорить. Предстоящая посевная, дачный сезон, рост потребления бензина в летний период — все это сугубо второстепенные факторы. Супердоходные мировые цены на нефть — вот корень зла российского автомобилиста.
Сегодня нефтяникам значительно выгоднее экспортировать сырую нефть за рубеж, нежели затрачивать средства на ее переработку, а затем продавать бензин по внутренним ценам. Поэтому экспорт нефти растет высокими темпами, опережая рост ее добычи. Так, за первый квартал нефтяные компании увеличили добычу нефти почти на четыре миллиона тонн — рост составил 3,5%. Но при этом экспорт сырой нефти увеличился на 12%, а объемы поставок на российские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) сократились на 2,5 млн тонн (на 4,8%).
Получается парадокс: государство и нефтяники богатеют на нефтедолларах, а российские потребители бензина вынуждены все больше выворачивать свои карманы. Причем аналитики предрекают, что если правительство не нажмет на нефтяников, то случившееся первое подорожание топлива в текущем году будет далеко не последним. Судя по всему, может повториться прошлогодняя ситуация, когда бензин в среднем подорожал на 33%, а ценовая гонка началась именно весной под влиянием внутреннего роста спроса в весенний сезон и увеличения экспорта нефти.

Продолжающийся рост цен на нефть на мировых биржах и увеличение налоговой нагрузки на нефтяников также поспособствует росту спекулятивных настроений. Какими будут цены в текущем году? На этот счет существуют разные прогнозы, но все аналитики говорят, что дальнейший рост цен неизбежен. Мировые цены на нефть будут «раскручивать» внутренний рынок. На днях они побили очередной рекорд, приблизившись к 58 долларам за баррель. А к концу года, по мнению некоторых аналитиков, баррель нефти может стоить больше ста долларов. При том спекулятивном накале, который существует на мировом рынке, такой прогноз уже не кажется фантастикой. Но что ждет нас?

Что день грядущий нам готовит?

Как заявил президент компании «Трансервис» Александр Бойко в интервью программе «Вести Новосибирск»: «Реальная цена буквально в ближайшее время по 92–му бензину будет в районе 16 рублей за литр, 80–ый, я думаю, вернется на уровень прошлого года — в районе 13 с половиной рублей. И, может быть, до 15 рублей возрастет. Самый большой подъем, я думаю, будет по дизельному топливу».
По словам директора сети АЗС «Беркут» Михаила Сенчука, уже в конце апреля следует ожидать очередного повышения розничных цен на топливо как минимум на один рубль за литр. При этом Михаил Сенчук отмечает, что в связи с увеличением экспорта нефтепродуктов все отчетливее ощущается дефицит с поставками ГСМ в наш регион. Если прежде нефтяные компании наперебой предлагали бензин розничным продавцам, то сегодня владельцы АЗС вынуждены искать каналы поставок.
Самый пессимистичный прогноз операторов рынка — к концу года цена на бензин может подскочить до 25 рублей за литр. Впрочем, в подобное развитие событий мало кто верит. А потребителям бензина остается только надеяться, что государство все–таки скажет свое слово и предпримет адекватные действия по сдерживанию цен. Получая сверхдоходы от продажи нефти за рубеж, правительство не может не учитывать, что бесконтрольный рост цен на бензин послужит источником инфляции, которая на сегодняшний день и так довольно высока. Вслед за бензином неминуемо подорожает проезд в общественном транспорте, грузоперевозки и те производства, где высока доля транспортных расходов. Далее инфляция распространится на продукты питания и товары широкого потребления. Резкий рост цен может вызвать очередной всплеск недовольства россиян и крупные акции социального протеста. Такое развитие событий вполне очевидно, учитывая неожиданно активный всплеск народного гнева в связи с реформой по отмене натуральных льгот и последующего резкого роста тарифов на жилищно–коммунальные услуги.
Опасность развития подобной ситуации особенно хорошо чувствуют власти на местах. Несколько губернаторов уже обратились в правительство с просьбой обуздать аппетиты нефтяников. В частности, как сообщает ИА REGNUM, губернаторы Кемеровской области и Красноярского края Аман Тулеев и Александр Хлопонин направили совместную телеграмму главе Правительства Российской Федерации Михаилу Фрадкову с просьбой принять дополнительные меры по стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов. Новосибирский губернатор тоже отреагировал на подорожание топлива. Глава администрации Новосибирской области Виктор Толоконский направил в Правительство РФ обращение, в котором изложил свою негативную оценку ситуации, сложившейся на российском рынке горюче–смазочных материалов. По словам Виктора Толоконского, столь существенное повышение цен на топливо по большому счету обусловлено отсутствием политики регулирования этого рынка на государственном уровне. По его мнению, при любой конъюнктуре мировых цен на нефть у государства–экспортера должны оставаться собственные рычаги влияния на ценообразование на внутреннем рынке.

Кто обуздает аппетиты нефтяников?

Кое–какие рычаги местные власти пытаются задействовать на своем региональном уровне. В частности, все тот же губернатор Красноярского края Александр Хлопонин провел переговоры с владельцами автозаправок и сумел убедить последних, что увеличение цены за литр, к примеру, бензина АИ–93 и дизельного топлива почти на полтора рубля экономически не обосновано. В итоге стоимость ГСМ была понижена.
Давление на местных поставщиков топлива оказывал пару лет назад и губернатор Новосибирской области. Впрочем, региональные власти весьма ограничены в возможностях влияния на ценовую политику нефтяных компаний. К тому же, стоит учитывать, что в регионах, как правило, работают одна–две, от силы три нефтяные компании, которые контролируют рынок бензина. Им ничего не стоит договориться между собой об уровне цен. В Новосибирской области основной объем поставок приходится на два НПЗ — Омский (НК «Сибнефть») и Ачинский (НК ЮКОС). Эти компании даже имеют общее нефтесбытовое предприятие в нашей области — «Новосибирскнефтепродукт ВНК». «Сургутнефтегаз», НК «Лукойл» и другие осуществляют поставки в Новосибирск в гораздо меньших объемах, чем традиционные поставщики. Аналитики уже не раз указывали на согласованную ценовую политику нефтекомпаний в нашем регионе. Впрочем, официальных доказательств ценового сговора нефтяных компаний надзорным органам привести пока не удалось.

Нужна политическая воля

Но если местные власти не способны умерить разгулявшиеся аппетиты нефтяников, то правительству это вполне под силу. Именно правительство обладает достаточно мощными рычагами воздействия на монополистов. Причем речь идет не только о карающей роли государства. В руках правительства есть антимонопольное ведомство, которое при желании (была бы политическая воля) способно отыскать все признаки картельного сговора. Если антимонопольная служба будет работать по полной программе, то наказать спекулянтов от нефтянки не составит особого труда. И даже прорехи законодательства, на которые любят ссылаться блюстители государственных интересов, им не помешают.
Помимо сугубо карательных органов, государство обладает весьма эффективным экономическим инструментом воздействия на политику нефтяных компаний в виде экспортных пошлин и акцизов. Повышая пошлины до уровня, когда экспорт становится мало привлекательным, и снижая акцизы на бензин, чтобы его производство стало прибыльным, можно добиться насыщения внутреннего рынка по приемлемым для потребителей ценам. Как полагают аналитики, без экономического регулирования на федеральном уровне начавшийся рост цен на бензин в России не остановить. Впрочем, это идеальный вариант для государства с развитой рыночной экономикой. У нас же регулирование цен на нефтепродукты можно осуществлять более простым, но не менее эффективным способом. А именно: когда Владимир Путин приглашает в свой рабочий кабинет пару–тройку нефтяных магнатов, и те перед телекамерами, принимая близко к сердцу чаяния избирателей и важность поставленной Президентом РФ задачи по удвоению ВВП, по собственной инициативе, заметьте, обещают попридержать цены на ГСМ. При этом президент демонстративно крепко жмет руки олигархам и благодарит их за понимание государственных интересов.
При этом даже как–то неудобно вспоминать, что в росте цен на бензин есть заслуга того же государства — ведь 70% стоимости бензина составляют налоги и акцизы. И если уронить цену нефтепродукта, то упадут и доходы в казну. А значит, неоткуда будет правительству брать деньги на очередные судьбоносные реформы в виде монетизации льгот, жилищно–коммунальной революции и прочих, столь нужных народу преобразований.

Интересно сравнить цены на бензин у нас и в Америке

Как сообщает НГС.ру, в начале апреля стоимость бензина в США тоже бьет все рекорды, и в перерасчете на наши единицы измерения составляет примерно 15 рублей за литр. Надо полагать, что мы не просто стремимся догнать мировые цены, а с упорством, достойным лучшего применения, намереваемся их обогнать. При этом что–то не слышно об усилиях правительства по увеличению доходов россиян. Если, конечно, не учитывать очередного повышения пенсий на 200 рублей.

Газовая принцесса наносит удар по бензиновым королям

Пример защиты национальных интересов продемонстрировала премьер–министр Украины Юлия Тимошенко. Она потребовала от нефтяных компаний поставлять российский бензин по украинским ценам.
В минувшую субботу Юлия Тимошенко обвинила российские нефтекомпании в том, что они собрались «подзаработать на населении Украины и аграрном комплексе», подняв цены на ГСМ накануне посевной.
Как сообщает «КоммерсантЪ», за последние две недели средняя стоимость бензина на Украине выросла на 0,05 долларов за литр и достигла 0,6 долларов. Что вполне сопоставимо с внутренними российскими ценами. Юлия Тимошенко заявила, что «сегодня у нас большинство нефтепродуктов производится на украинских заводах, собственниками которых являются российские граждане». По ее мнению, российские владельцы украинских НПЗ «собрались в один монопольный картель и договорились немного подзаработать на населении Украины и на ее аграрном комплексе». По–видимому, украинский премьер считает нарушением украинских законов то, что цены на бензин на Украине фактически сравнялись с внутрироссийскими.
Юлия Тимошенко накануне своего приезда в Москву фактически пригрозила российскому бизнесу как минимум жестким административным регулированием цен, заявив, что она не допустит превышения торговой надбавки на бензин свыше 15%.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.