Вырастет ли из малого бизнеса средний класс?

Эта тема — малый бизнес, средний класс, а попросту — предпринимательство, что приливная волна на российских бескрайних просторах, накатывается на наши отечественные берега с постоянством заведенного механизма. Но с разной полярностью. То выжигается каленым железом с позорным клеймом «спекуляция», то (в который раз) под маркой новой экономической политики объявляется едва ли не панацеей от всех наших бед. И вот уже несчетные полчища дееспособных россиян, позабыв шум заводских цехов, тишину конструкторских бюро, выбросив из головы за ненадобностью сопромат, теории всяких функций и тому подобную чепуху, оставив сложение, умножение и на всякий случай вычитание, чартером бороздят рыночное мировое пространство, снабжая соотечественников турецким, греческим, китайским и прочим «ширпотребом», мечтая со временем превратиться в тот самый средний класс, который считается фундаментом, основой и даже каркасом современного развитого капиталистического государства.

Получается? Помогает ли государство энтузиастам рыночного процветания? Или каждый сам себе Наполеон?
Об этом мы беседуем с директором Новосибирского областного фонда поддержки малого предпринимательства Еленой Львовной Пилипенко.

Елена Пилипенко родилась в Новосибирске. Закончила Новосибирский государственный университет по специальности «Экономическая кибернетика». Будучи в Германии, работала в Дрезденском банке. Для чего, естественно, изучила немецкий язык. Читала лекции по актуальным вопросам экономики в ряде вузов. Работала начальником экономического отдела в одной из строительных организаций. В 1995 году пришла в Фонд. С 1997 года возглавляет Новосибирский областной фонд поддержки малого предпринимательства, который в прошлом году признан одним из самых эффективно работающих региональных фондов в России.

– Начну с того, что я не согласна с определением среднего класса. Предприниматели, конечно же, часть среднего класса. И еще не понятно: меньшая или большая. На мой взгляд — меньшая. Средний класс — это достаточно устойчивая часть населения. А, как это ни покажется странным на первый взгляд, малое предпринимательство российского происхождения никогда ни устойчивостью, ни, тем более, стабильностью не обладало. Да и вряд ли будет когда–либо обладать. По крайней мере, предпринимательство — это всегда риск, всегда неизвестность. При любых, даже превосходно проработанных и рассчитанных бизнес–планах и «беспроигрышных» вариантах. Помните — «Умом Россию не понять...»? Тем не менее у предпринимательства есть бесспорно положительное качество: оно, пусть и в какой–то степени, но решает проблему занятости, дает людям возможность заработать на свой кусок хлеба. Кому–то даже с маслом и, как исключение, даже с икоркой.
— Так откуда же в таком случае берется этот пресловутый средний класс?
— Опять же, на мой взгляд, основной источник — это менеджеры солидных компаний, управленцы и работники высшей квалификации. Когда к нам приходят энтузиасты либо за советом, либо за помощью, не скрывая своих намерений «выбиться в люди», я стараюсь охладить пыл соискателей. Я им сразу говорю: «А вы посмотрите хорошенько вокруг: может, где–то рядом, пусть даже и в соседнем районе, действует приличная структура, фирма, организация, где вам будет гораздо легче реализовать свои таланты, не опасаясь массы проблем, которые обязательно навалятся и которые придется–таки «разруливать»...
— Так уж и навалятся. Предприниматель — это нынче звучит гордо! Вон и Путин выкраивает часок–другой побеседовать по душам с представителями бизнеса.
— Еще как навалятся! Опыт и статистика — упрямые вещи. Примеров тому предостаточно. На моих глазах люди начинали «верное» дело, бросали, брались за другое, третье...
Несмотря на потоки замечательных речей, море слов в поддержку малого предпринимательства, — на всех уровнях, вплоть до самого–самого — изменения законодательной базы, — я могу со всей ответственностью заявить: ничего не только не изменилось в лучшую сторону — наоборот, ухудшилось.
— То есть?
— Еще раз подчеркну — в малый бизнес люди идут, чтобы реализовать свои амбиции, надежды и планы. Однако, несмотря на ежегодное пополнение армии предпринимателей, число их остается без особых изменений. Раньше регистрировалось больше так называемых юридических лиц в виде фирм, структур, компаний и тому подобного. Затем возрос поток индивидуальных предпринимателей — пэбэюлов. Одно время резко возросло число фермерских хозяйств. Сейчас наступило определенное равновесие. Есть в народном фольклоре такое емкое выражение, как «устаканилось». Вот и с малым предпринимательством положение вроде бы, если смотреть со стороны, стабилизировалось. Тем не менее, когда я слышу, что президент встречался с представителями бизнеса, и среди них «озвучиваются» такие фамилии, как Дерипаска, Потанин, Чубайс и так далее, то позвольте задать вопрос: «При чем здесь малое предпринимательство?». Так называемых олигархов и владельцев торговых точек разделяет пропасть!
— А перепрыгнуть можно?
— Думаю, что невозможно. Вспомните Ильфа и Петрова: насчет того, что все большие состояния нажиты нечестным путем. Это, разумеется, не наш случай, и я не призываю отменить итоги приватизации по Чубайсу. Что случилось, то случилось, и революций, любых, хватит. Хотя живуча другая «народная мудрость», армейская. Солдат спрашивает у старшины — можно ли стать генералом. Старшина, не задумываясь, отвечает: «Нельзя! У генерала уже есть сын». Так что Дерипаской или Чубайсом могут стать сын Дерипаски или сын Чубайса. Даже суперталантливым, но «простым» смертным заработать первоначальный капитал архисложно. А без капитала в бизнесе делать нечего!
— И что же, бедолаге, пусть даже и потенциальному Билу Гейтсу, решившему пробиться в бизнесе, не стоит и дергаться?
— Ну почему же... «Дергаться» нужно всегда. Вспомните про лягушку в сметане.
— Так ведь нужно, чтоб повезло свалиться в сметану, а не в другую какую субстанцию...
— Я бы посоветовала будущему Гейтсу непременно следовать простым, но обязательным правилам. Во–первых, изучить: есть ли спрос в окружающем пространстве на его товар, услуги или даже «ноу–хау». То есть, отыскать свою «нишу» в бизнесе. И тут без указания Владимира Ильича не обойтись. Придется основательно и постоянно «учиться, учиться и учиться!» Черпать, выуживать, поглощать, и не только в учебниках и специальной литературе, а на курсах, семинарах, тренингах и тому подобных мероприятиях весьма и весьма специфические знания. Опыт друзей, приятелей, знакомых, уже чего–то достигших в малом бизнесе, конечно же, очень важен и полезен. Но придется иметь в виду, что самыми сокровенными тонкостями и нюансами даже они спешить делиться не будут. Затем, если решение стать «бизнесменом» еще не пошатнулось, придется подумать о месте под солнцем, то есть построить или снять помещение под офис, мастерскую, студию... То есть, под ваше дело.
Про мытарства по чиновничьим кабинетам, чтобы окончательно не запугать будущих Морозовых, Ряпушинских и Третьяковых, много говорить не буду. Скажу только, что при желании и наличии того самого первоначального капитала, о котором упоминал еще экономист Маркс, преодолеть можно многое, почти все.
— Сколько же времени и средств требуется нынче Гейтсу–Морозову, чтобы хотя бы начать свое дело? И не проще ли взять кредит, а не горбатиться на чужого дядю, сколачивая первоначальный капитал?
— Если не сдаваться, быть упорным и терпеливым, то уже через месяц можно будет открыть свой малый бизнес. Для запуска потребуется тысяч пятьсот. Не стоит пугаться: не долларов — рублей!
— Рубли тоже на дороге не валяются. Сумма вполне приличная: откладывая копейки, не скоро наберешь искомые полмиллиона.
— А с меньшей суммой и делать нечего. Одно только согласование да проектные работы по подключению вашего киоска к электростолбу, даже если он в пяти метрах от «точки», обойдется не меньше, чем в сотню тысяч. И все–таки я бы не рекомендовала брать кредит. Даже если вам его дадут под какой–либо серьезный залог. Кстати, очень не рекомендую закладывать квартиру. У вас и без того риска хватит с избытком. Кредит имеет такую неприятнейшую особенность, что его нужно возвращать, и с немалыми процентами...
Словом, усилий придется затратить немало. Не случайно президент заявил, что предпринимателям впору вручать медали за их муки и «подвиги». Так что вооружайтесь заповедью: «Стучащемуся да открывают!».
— Но ведь государство могло бы и помочь предпринимателю преодолеть препоны, которые само же и расставляет. В конце концов, бизнес, даже малый,– это и налоговые отчисления в казну, из которой «питается» тот же чиновник, сквозь губу говорящий с очередным просителем.
— Увы, с каждым годом объем государственных бюджетных средств, идущих на поддержку предпринимательства, сокращается, как шагреневая кожа. Более того, структура господдержки через финансовые фонды с текущего года отсутствует. Ликвидирован федеральный фонд поддержки предпринимательства. Были попытки прикрыть региональные фонды.
— А как себя чувствует ваш фонд? Он в состоянии помочь начинающему бизнесмену?
— Да, и не только морально, но и материально. Хотя сразу скажу: не всем и не слишком много. Но за десять неполных лет нашего существования тринадцати тысячам человек и их делу мы помогли встать на ноги. Тем не менее, предпринимателю нужно еще доказать, что он нуждается в этом больше других: его заявка и предложения будут рассмотрены тщательным образом на конкурсной основе. Учитываем в первую очередь социальную значимость проекта, под реализацию которого требуются средства. Сейчас доминирует поддержка в виде компенсации части процентной кредитной ставки или лизинговых платежей. В городе действует программа микрокредитования. До ста тысяч рублей. Но это «дорогие» деньги, под значительный процент. Тем не менее, это очень востребованный ресурс. Быстрооборачиваемый.
Думается, немалая поддержка и в том, что мы оплачиваем предпринимателям, особенно начинающим, места на «Сибирской ярмарке». Стандартный стенд — четыре квадратных метра. На этой площади можно много чего показать, а если хочется развернуться пошире, — пожалуйста, но плати за дополнительные метры сам. Это дисциплинирует. Наше «ноу–хау» — проведение регулярных выставок–ярмарок в районах области, на которые приглашаем новосибирских предпринимателей со своим товаром, услугами, идеями. Проводим здесь семинары, встречи, Дни предпринимателя. Большую часть расходов берем на себя, хотя я и убеждена — «бесплатного» бизнеса не бывает, в него надо вкладывать свои деньги. Тогда и отношение к предпринимательству как важному и почетному делу будет уважительное.
А подводя итог нашему разговору, я бы хотела подчеркнуть очень уж актуальную нынче мысль: «На государство надейся, от помощи не отказывайся, ищи ее, но рассчитывай прежде всего на собственные силы». И тут помогут простые, но вечные истины : «Семь раз отмерь, один — отрежь!» и «Взялся за гуж — не говори, что не дюж!». А главное — будь уверен, что твое дело принесет людям пользу. И тогда все получится.
Наша справка. Елена Львовна Пилипенко родилась в Новосибирске. Закончила Новосибирский государственный университет по специальности «Экономическая кибернетика». Будучи в Германской Демократической Республике, работала в Дрезденском банке. Для чего, естественно, изучила немецкий язык. Читала лекции по актуальным вопросам экономики в ряде вузов Новосибирска. Работала начальником экономического отдела в одной из строительных организаций. В 1995 году пришла в фонд. С 1997 года возглавляет Новосибирский областной фонд поддержки малого предпринимательства, который в прошлом году признан одним из самых эффективно работающих региональных фондов в России.

Эта тема — малый бизнес, средний класс, а попросту — предпринимательство, что приливная волна на российских бескрайних просторах, накатывается на наши отечественные берега с постоянством заведенного механизма. Но с разной полярностью. То выжигается каленым железом с позорным клеймом «спекуляция», то (в который раз!) под маркой новой экономической политики объявляется едва ли не панацеей от всех наших бед. И вот уже несчетные полчища дееспособных россиян, позабыв шум заводских цехов, тишину конструкторских бюро, выбросив из головы за ненадобностью сопромат, теории всяких функций и тому подобную чепуху, оставив сложение, умножение и, на всякий случай, вычитание, чартером бороздят рыночное мировое пространство, снабжая соотечественников турецким, греческим, китайским и прочим «ширпотребом», мечтая со временем превратиться в тот самый средний класс, который считается фундаментом, основой и даже каркасом современного развитого капиталистического государства.

Беседовал Аркадий АНТОНОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.