Места высокого риска заражения ВИЧ–инфекцией в Новосибирске

Эпидемическая ситуация с заболеваемостью ВИЧ–инфекцией на территории Новосибирской области продолжает ухудшаться, к счастью пока медленно, в отличие от наших ближайших соседей. В Новосибирске за 2004 год было зарегистрировано 150 новых случаев ВИЧ–инфицирования, в то время как в Иркутске — 1775, в Кемерове — 789, в Красноярске — 538, в Барнауле — 362, в Чите — 252 случая.

Общая численность ВИЧ–инфицированных в нашей области на 1 апреля 2005 года составила 943 человека. Для сравнения: в Иркутской области — 18 тыс., в Кемеровской — около 7 тыс., в Красноярском крае — более 6 тыс. Из 25 ВИЧ–инфицированных в первом квартале 2005 г. по нашей области 14 человек заразились при половых контактах, 11 — при употреблении наркотиков, что подтверждает наметившуюся с 2000 г. активизацию полового пути передачи ВИЧ–инфекции до 54% в 2004 г. Это связано с развитием рынка сексуальных платных услуг, увеличением числа случайных половых связей в молодежной среде.
Женщины в структуре ВИЧ–инфицированных составляют 23%. Показатель выявляемости инфекции среди беременных за последние шесть лет возрос более чем в 600 раз! Только в 2004 г. в России родилось 4698 детей от ВИЧ–инфицированных женщин, в том числе в нашей области — 24 ребенка. На 1 марта 2005 г. у нас зарегистрировано 65 ВИЧ–инфицированных беременных.
ВИЧ передается не потому, что люди вводят наркотики, и не потому, что они вступают в половые контакты, а потому, что они делают это небезопасным образом. Препятствовать распространению эпидемии можно (это наиболее эффективный способ) путем изменения инъекционного и полового поведения людей, сделав его менее опасным.
Для изменения поведения важно знать ситуацию в среде потребителей инъекционных наркотиков и людей, вовлеченных в коммерческий секс. Сотрудниками областного центра по профилактике и борьбе со СПИДом (главный врач В. Г. Орловский) проведено специальное исследование по выявлению мест повышенного риска заражения ВИЧ–инфекцией в Новосибирске. Для этого было проведено 3500 опросов так называемых ключевых инфораторов, то есть людей, согласившихся ответить на вопросы. Метод работы не предусматривал сбора какой–либо информации, позволяющей идентифицировать респондентов, которым были гарантированы анонимность и конфиденциальность. Все они были старше 18 лет.
На первом этапе были определены районы города, представляющие интерес для данного исследования по причине повышенной заболеваемости ИППП, употребления инъекционных наркотиков. Для выбора районов исследования была использована информация, полученная в ходе проведения бесед в так называемых фокус–группах, участниками которых были молодые люди, работники милиции, водители такси, потребители наркотиков и работники коммерческого секса. Далее следовало посещение «мест», названных ключевыми информаторами с целью определения достоверности расположения, вида и посещаемости «мест», форм и активности посетителей «мест». Ключевые информаторы назвали места, в которых, по их мнению, люди встречают новых половых партнеров, где работают коммерческие сексуальные работники, собираются потребители наркотиков и распространяются наркотики. Всего было названо 1121 «место», из них 602 «места» были упомянуты однократно, 344 названы от двух до четырех раз, 175 «мест» названы пять и более раз. Наиболее распространенным типом «мест» были улицы, ночные клубы и дискотеки, парки и скверы, бары, кафе, рестораны, а также остановки общественного транспорта.
На следующем этапе работы проводили опрос посетителей «мест». Было посещено 146 «мест», проведено 1128 интервью. Более 60 процентов респондентов сообщили, что регулирно посещают «место», более 30 процентов сказали, что приходят сюда каждый день. Далее с целью интервьюирования был проведен активный поиск на «местах» работников коммерческого секса и потребителей наркотиков. В состав опросника были включены вопросы о том, полагают ли они, что посетители приходят в данное «место» для приобретения новых половых партнеров или приема инъекционных наркотиков, встречали ли они сами в данном «месте» новых половых партнеров, приобретали или принимали здесь наркотики, а также ряд других вопросов, касающихся поведенческих рисков. Было проведено 1379 интервью в 65 «местах». Интервью проведены во всех «местах», названных ключевыми информаторами более 15 раз, а также ряд случайно выбранных «мест», названных не менее пяти раз.
Обработка результатов опроса показала, что для посетителей обследованных «мест» характерна высокая частота заведения новых половых партнеров. Используют обследованные «места» для поиска новых партнеров (в основном противоположного пола) 74 процента мужчин и 72 процента женщин. Для «мест» с организованным досугом характерен высокий уровень заведения новых половых партнеров с участием пероснала. Так, среди опрошенных людей, работающих в указанных «местах», 30 процентов приобретали там новых половых партнеров. Средний возраст таких посетителей — 25 лет для мужчин и 23 года — для женщин. Состоят в браке каждый третий мужчина и каждая пятая женщина. Большинство мужчин не трудоустроены, каждая вторая женщина — работает. Примерно каждые третий–четвертый мужчина и женщина — студенты.
65 процентов мужчин и 53 процента женщин имеют постоянных сексуальных партнеров. Используют презерватив с постоянным партнером около 20 процентов мужчин и 22 процента женщин. Использовали презерватив с последним новым партнером 38 процентов мужчин и 39 процентов женщин. Платили или получали деньги за секс в последние три месяца 16 процентов мужчин и 18 процентов женщин. В этой группе употребляли наркотики 30 процентов мужчин и 14 процентов женщин. Подавляющее большинство (80 процентов мужчин и женщин) видели или слышали информацию о ВИЧ–инфекции в последние 12 месяцев. Почти половина опрошенных мужчин и женщин прошли в последние 12 месяцев тестирование на ВИЧ. Более половины опрошенных считают, что подвержены риску заражения ВИЧ–инфекцией.
На вопрос об известных им способах снижения личного риска инфицирования ВИЧ использование презерватива назвали 90 процентов опрошенных женщин и 80 процентов мужчин. Однако 66 процентов опрошенных не использовали презерватив при последнем половом контакте со своим партнером. Основными причинами неиспользования презерватива были названы неприязнь к их использованию (35,2%), отсутствие презерватива в данный момент (21,6%), возражение партнера (14,5%) и доверие партнеру (14,5%).
Коммерческий секс является достаточно распространенным на «местах». Женщин, получающих деньги за секс, — 18,2 процента. 80 процентов опрошенных работниц коммерческого секса использовали презерватив с последним новым партнером. При этом у 18 процентов секс–работниц есть постоянный половой партнер, с которым они обычно не используют презерватив. Около одного процента жриц любви никогда не использовали презерватив.
Потребление наркотиков — также распространенное явление на «местах». Сами употребляли наркотики инъекционным способом 30 процентов мужчин и 14 процентов женщин. Большинство употребляют наркотики уже несколько лет. 40 процентов потребителей наркотиков пользовались одним шприцем с другими людьми за последний месяц. В среднем в течение месяца один потребитель «делит» шприц с тремя другими потребителями. 55 процентов потребителей встречались с наркологом, на учете в наркологическом диспансере состоят 40 процентов от общего количества опрошенных.
Таким образом, рискованное поведение (большое количество половых партнеров и нежелание использовать презервативы, употребление наркотических препаратов и пользование общими шприцами) и неадекватность оценки риска заражения являются весьма распространенными среди молодежи и свидетельствуют как о поверхностных знаниях о ВИЧ–инфекции, так и о низкой мотивации к защите своего здоровья.

Ученые выявили новый ВИЧ. Что же теперь будет?..

В США обнаружена новая разновидность вируса иммунодефицита человека (ВИЧ). Новый вирус отличается необычной агрессивностью и скоростью — клиническую картину СПИДа он вызывает уже через несколько месяцев после заражения, а не через 8–10 лет, как «нормальный» ВИЧ. Вирус выделен уже у двух человек в разных городах страны.
Откуда взялся новый вариант хорошо изученного мировой наукой вируса? Заместитель директора по науке Института молекулярной генетики РАН профессор Вячеслав ТАРАНТУЛ отвечает на вопросы обозревателя «Известий» Татьяны БАТЕНЕВОЙ.
Вячеслав Тарантул: Вирус иммунодефицита человека невероятно многолик. Хотя мы и выделяем две его «расы» — ВИЧ–1 и ВИЧ–2, три основные группы, десять подгрупп и т. п., но по сути дела на Земле нет двух абсолютно идентичных ВИЧ. В международной базе данных уже собрана информация о геномах 40 тысяч вариантов одного только ВИЧ–1. А по изменчивости он превосходит все известные науке вирусы. Поэтому нет ничего удивительного в том, что могут появляться совершенно новые разновидности.
Известия: Человечество уже затратило на изучение этого вируса огромные деньги, а стопроцентных средств профилактики и лечения так и не создано. Возникает вопрос: зачем тратиться?
В.Т.: Во–первых, создан целый ряд препаратов, которые позволяют продлить жизнь инфицированных людей и сохранить ее качество. А во–вторых, изучение этого вируса уже дало множество важных научных открытий. Правда, они мало известны обществу.
Известия: Может быть, потому, что они важны только для самих ученых?
В.Т.: Ну, это как посмотреть. К примеру, у многих ВИЧ–инфицированных развивается рак. Вместе с коллегами из Германии мы обнаружили ряд генов, которые участвуют в злокачественном перерождении клеток под воздействием ВИЧ. Один из них совершенно уникальный. Это ген– матрешка, внутри которого сидит еще один ген. И они работают по очереди — то внешний, то внутренний. Внутренний производит белок–гуманин, который является мощной защитой для нервов. Вот вам, пожалуйста, лекарство для страдающих болезнью Альцгеймера — одним из самых распространенных возрастных заболеваний. А японцы изучали сам белок, но не могли понять, откуда он берется в организме. Так с разных сторон мы подошли к одной проблеме, и сегодня уже стоит вопрос о создании реального лекарства на основе этого белка.
Известия: Не так давно выяснилось, что существуют люди с врожденной устойчивостью к ВИЧ. Чем же они отличаются от других?
В.Т.: На поверхности наших клеток есть два рецептора–замочка, через которые вирус проникает внутрь. Но оказалось, что у некоторых людей один из рецепторов «неправильный» — содержит более короткий белок. Притом он может блокироваться другим белком, вырабатывающимся в самом организме. Но если в норме его выработку кодирует ген в виде единичной копии, то у людей с устойчивостью благодаря мутации таких генов много. Поэтому белка производится много, все рецепторы заблокированы, и вирусам нет доступа в клетки. В Европе таких людей более 5%.
Известия: В своей новой книге «Имя ему СПИД» вы перечисляете наиболее перспективные виды оружия против вируса — не химические средства, а генно–инженерные конструкции.
В.Т.: Да, я уверен, что в лоб вирус не взять — слишком он хитер и изворотлив. Зато, к примеру, можно создать антисмысловые РНК, которые не дадут вирусу производить «потомство». Или короткие двунитевые ДНК, которые будут подавлять работу его генов. Еще интереснее конструкции, которые смогут убивать зараженные клетки.
Известия: Точечное бомбометание?
В.Т.: Вроде того. Ведь белки вируса торчат на поверхности клетки, как заячьи уши из куста. Можно собрать специальный белок, который сумеет опознавать торчащие уши, и пришить к нему молекулу яда. А дальше он сам найдет зараженную клетку и убьет ее. И все это уже работает на клеточных культурах — эффект потрясающий. Но как только мы переходим к организму, все уже сложнее. Нужны способы доставки лечебных генов в пораженные клетки, нужно, чтобы эти конструкции были стабильны, нужно предотвратить атаку иммунной системы на чужеродный материал... Но на этом пути все время появляются новые идеи — работа идет. Именно это позволило быстро разобраться с вирусом атипичной пневмонии — благодаря изучению ВИЧ методы так усовершенствованы, что исследования ускорились в тысячи раз. Мы готовимся к будущим вирусным атакам.
Известия: Значит, вы уверены, что новые смертоносные вирусы появятся?
В.Т.: Хотел бы быть оптимистом, но совершенно очевидно, что появятся. Недавно у жителей глухих африканских деревень нашли вирусы, которые до сих пор были науке неизвестны. Существует и другая точка зрения: не менее страшные вирусы уже есть, и мы все ими инфицированы, но не знаем об этом. Если бы ВИЧ появился лет 300 назад, когда средняя продолжительность жизни была всего 30 лет, никто бы не знал, что люди умирают от СПИДа, так ведь? Может быть, и мы заражены «вирусом старости», который многих убивает в 60–70 лет? Но чтобы его обнаружить, надо создать орудия ловли и способы охоты. Вот этим наука во всем мире и занимается

ДИЗ — зона комфорта

А тем временем в Москве на базе просветительского центра «Позитив» открылся первый клуб для ВИЧ–инфицированных — ДИЗ. В переводе с английского аббревиатура обозначает «зона комфорта». Столичный СПИД–клуб создан на деньги западных благотворительных организаций. Главная задача ДИЗа — просвещение и взаимопомощь.
По словам руководителя сервисной службы ДИЗа Ирины Деобальд, в клубе все организовано для того, чтобы «люди обретали важные для жизни знания и эмоции». Для ВИЧ–инфицированных в клубе оборудован Интернет–салон. Там можно просмотреть информацию по терапии и научные статьи, отправить свою анкету в специализированную службу знакомств и пообщаться на форуме с товарищами по несчастью. Здесь же открыта «читальня», в которой можно взять книги, пособия и журналы о СПИДе.

Е. Ф. БОЧАРОВ, д.м.н., профессор

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.