Дорога длиною в жизнь

Сегодня, 7 апреля, исполняется 65 лет Александру Булгакову, гендиректору ОАО «Консорциум строителей автомобильных дорог Сибири». Друзья и коллеги поздравляют Александра Ивановича с юбилеем, желают ему здоровья, долгих лет жизни и успехов в работе.

Коренной сибиряк, Александр Булгаков хорошо известен нашим жителям — от полуторамиллионного Новосибирска до глухой деревеньки на несколько дворов. Можно долго перечислять многочисленные звания и регалии, которые заслужил Александр Иванович за свою непростую, насыщенную интересными событиями и свершениями жизнь. В недалеком прошлом Александр Иванович — государственный деятель областного масштаба и руководитель федерального значения дорожной отрасли, зрелый политик — депутат областного Совета нескольких созывов, доктор транспорта, Заслуженный строитель РФ, награжден знаками «Почетный дорожник» и «Почетный энергетик», медалями «За трудовое отличие», «За освоение целинных и залежных земель», «Ветеран труда».
Но как человек, не любящий выставлять напоказ свои заслуги, отвергающий показуху и помпезность, о себе Александр Булгаков говорит просто: «Я — дорожник–строитель». За этим скромным определением стоят большой жизненный путь и тысячи километров дорог, построенных на территории Сибири не только при непосредственном участии Александра Ивановича, но по его инициативе и под его прямым руководством.
Наглядным результатом его деятельности стали крупные дорожные объекты, такие как федеральная магистраль Омск–Новосибирск, межобластные трассы Томск–Новосибирск и Новосибирск–Новокузнецк, внутриобластные дороги Черепаново–Сузун, Черепаново–Маслянино, Каргат–Довольное, Здвинск–Довольное, Новосибирск–Ордынск–Кочки–Карасук, Купино–Баган–Чистоозерное, Колывань–Пихтовка, сотни мостов и многие другие объекты. Александр Булгаков был одним из инициаторов проекта строительства Северного обхода вокруг Новосибирска. Именно он в Москве защитил этот проект и обосновал необходимость в последующем возвести вокруг Новосибирска кольцевую дорогу (Западный и Южный обход). В этих крупных делах спрессовалась большая часть трудовой биографии дорожника–строителя Александра Булгакова. Вот лишь некоторые вехи его жизненного пути, прямого и открытого, как те дороги, что построил Александр Булгаков.

Военное детство

7 апреля 1940 года на станции Баган у Марии Андреевны и Ивана Васильевича Булгаковых родился третий ребенок. А всего в семье их было пятеро. Семья жила небогато, но была дружной и трудолюбивой. Тут грянула война, и отец ушел на фронт.
— В те трудные годы, когда отец был на фронте, нас у матери осталось четверо ребятишек. Чтобы выжить, мы занимались сбором колосков, оставшихся осенью на полях, весной ходили собирать дикий лук и чеснок, мешками заготавливали щавель, ели хлеб из лебеды. Хорошо помню, как в четыре года ездил на корове косить сено. Мать меня ставила на телегу и вилами подавала сено, а я граблями его придерживал. Конечно, мать больше смотрела на то, чтобы я не свалился с телеги. Так мы и выживали — благодаря корове и подсобному хозяйству.
Булгаковым, можно сказать, повезло: отец пришел с войны целым, без единого ранения, хотя контужен был не раз. Шутка ли — шесть месяцев Иван Васильевич удерживал Мамаев курган, бил оттуда фашистов — помогла армейская выучка, полученная в довоенный период.
Но война закончилась, жизнь постепенно налаживалась, нужно было в тех непростых условиях получить образование. После деревенской семилетки молодой Александр поехал в Новосибирск поступать в машиностроительный техникум. Попытка не удалась, и по набору Александр поступил в Первое ремесленное училище при заводе «Сибсельмаш» — то, что до войны закончил наш прославленный земляк, маршал авиации Александр Покрышкин.
Жалеть о выборе профессии не приходилось. В училище давали форму, трехразовое питание, что, конечно же, было большим подспорьем для деревенского паренька. К учебе Александр Булгаков относился всегда серьезно, по окончании училища он получил 5 разряд слесаря по ремонту промышленного оборудования — по тем временам это был самый высокий разряд для выпускника. Затем были работа на «Сибсельмаше» и одновременно учеба в вечерней школе. Школа была тут же, в первом цехе на участке по производству сельхозмашин. Помимо работы и учебы, общительный и энергичный Булгаков принимал активное участие в общественной работе, занимался спортом, а потому его избрали на должность комсомольского секретаря в родном училище. Комсоргу достался, пожалуй, самый трудный участок работы: контроль за дисциплиной, пресечение хулиганства и организация досуга ребят. Время было голодное, контингент не самый простой — 500 ребят, одетых в черные шинели, поэтому проблем хватало.

Пути–дороги

После службы в армии в 1964 году Александр Булгаков поступил в НЭТИ — самый престижный тогда технический вуз Новосибирска. После трех лет учебы перевелся на заочное отделение, так как на стипендию прожить было невозможно, а просить помощи у родителей даже в голову не приходило. Годы учебы Булгакова совпали с зарождением студенческих стройотрядов. Проявив хорошие организаторские способности и завоевав авторитет у товарищей, Александр Булгаков был избран командиром областного строительного отряда — занимались электрификацией отдаленных сибирских деревень. Если первый отряд был сформирован из 600 человек, то в начале 1970–х годов общая численность студотрядовцев достигала 12 тысяч человек. Студенты ездили по всей стране на крупные стройки. С окончанием вуза Александр Булгаков сразу же возглавил механизированную колонну по сельской электрификации — тянул линии в деревни, куда еще не дошла цивилизация. Со своей колонной объехал все Кулундинские степи, работал в Алтайском крае.
Сильного производственника не могли не заметить наверху — Александра Булгакова пригласили на партийную работу. Пять лет он в Новосибирском обкоме партии курировал крупнейшие стройки области, которые были на контроле у Совмина и ЦК партии. Новый уровень и новые масштабы работы позволили расширить кругозор молодого управленца, однако Александр Булгаков быстро соскучился по живому делу.
— Я понял, что аппаратная работа — не моя стезя, что на производстве принесу больше пользы. Ведь партработа — это контроль, координация, а живой деятельностью непосредственно не занимаешься. Мне было необходимо сознавать, что этот объект, эту дорогу построили лично я, моя мехколонна, мои люди.
В 1981 году Александр Булгаков перешел в управление «Новосибирскавтодора» — эта организация занималась строительством, ремонтом и содержанием всех автомобильных дорог Новосибирской области. С тех пор и по сей день судьба Александра Ивановича тесно связана с дорожным строительством.
— Когда я работал в обкоме, считал, что отстал от производства, потерял навыки. Там ведь масштаб работы другой. Но когда я вернулся на производство в «Новосибирскавтодор», то понял, что мы курировали самые передовые стройки и методы строительства, чего в данной организации не было. Но трудностей хватало, пришлось переучиваться заново.
С приходом Булгакова на должность начальника объединения «Новосибирскавтодор» объемы строительства дорог в области возросли втрое — начиная в 1985 году со 100 км, ввод автодорог в 1992 году был доведен до 320 км. Появились крупные проекты федерального уровня. Причем дороги стали строиться с асфальтобетонным покрытием, с применением новых технологий и материалов.
С каждой дорогой у Александра Ивановича связана своя история. В памяти хорошо сохранились все трудности, переживания и победы, которые сопровождали строительство. Взять хотя бы неприметную дорогу Колывань–Пихтовка. Проезжая по ней, даже не скажешь, что тут могли быть какие–то проблемы.
— Трасса сплошняком шла по болоту. Помню, как выйдешь из машины — комары висят в воздухе плотной завесой. Машешь руками и чувствуешь, как рагребаешь рой ладонями, словно лопатой. А какой там был тяжелый грунт!
К нам приехали украинские коллеги–ученые и предложили применить метод отсыпки земельного полотна с помощью направленного взрыва. Заложили заряд и взорвали. Результат получился нулевой. А уж каких трудов стоило провести реконструкцию путепровода под Бердском?! И дело не только в технических проблемах — дорожникам пришлось расширить проезд под путепроводом с 7 до 53 метров, не останавливая движение поездов, а также перенести коммуникации.
— Порой мы сталкивались с такими трудностями, которые считали непреодолимыми, но благодаря усилиям участников строительства, пониманию руководства области мы быстро находили выходы из самых проблемных ситуаций.
Главным дорожным объектом в жизни Александра Булгакова стала федеральная трасса Омск–Новосибирск протяженностью 460 км. Это была самая трудная, самая тяжелая дорога, которую Александр Иванович строил десять лет. Но и результат превзошел все ожидания — в Новосибирской области появилась первая трасса европейского уровня.
— Это дорога второй категории: ширина покрытия — 9 м, толщина бетонного покрытия — 24 см, причем бетона марки 400. А в целом дорожное покрытие — 70 см, ширина обочины — 3,5 м. Трасса Новосибирск–Омск отличается тем, что ее дорожное покрытие не уступает европейским дорогам. Здесь впервые за Уралом были применены три западногерманских бетоноукладочных комплекса «Виргент». Мы увеличили количество сдаваемых километров до 60–ти в год. Когда стали стыковаться с Омской областью, то наша дорога оказалась на 1,5 м выше, чем омская дорога. Пришлось омичам исправлять свои ошибки.

«Какие наши годы — доживем...»

— Как–то, уже в конце 80–х годов, мы едем с Александром Павловичем Филатовым (I–й секретарь обкома партии) и Владимиром Анатольевичем Боковым (председатель облисполкома) на осмотр строящихся объектов, и я им рассказываю, что вот эту дорогу мы введем тогда–то, а эту тогда–то. Они все слушают и слушают меня. А потом Александр Павлович и говорит: «Жаль, в эту пору прекрасную жить не придется ни мне, ни тебе».
А я и отвечаю: «Да какие наши годы, доживем — тут осталось–то всего 5–7 лет. Трудно, конечно, но построим».
Жалеет Александр Булгаков, что перестройка с последующим развалом государства рано началась. Не успел достроить несколько областных дорог — на Северное, Кыштовку, Венгерово. Опоздал со строительством Северного обхода, с реконструкцией дороги Новосибирск–Чулым (относящейся к III категории вместо I); не довелось приложить силы и в реконструкции дороги Новосибирск–Барнаул, и моста через Бердь. Но Александр Иванович не из тех, кто ищет утешение в прошлых делах.
Как руководитель с большим жизненным опытом, специалист с аналитическим складом ума он понимал, что в условиях раздробленности и слабости дорожных организаций в одиночку не выжить. Поэтому он начал с объединения отдельных «родственных» организаций — песчаного карьера, Завода дорожных машин, дорожных строителей, мостостроителей и с определения общей стратегии развития предприятий дорожной отрасли области. Таким образом был образован консорциум по строительству автомобильных дорог ОАО «КСАДОС».
И по сей день дорожники под управлением Александра Булгакова занимаются развитием транспортной сети области. Так пожелаем же Александру Ивановичу Булгакову и дальше двигаться по пути созидания, чтобы в его жизни было много километров новых дорог.

Юрий ГОЛИКОВ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.