Путешествие в ореховой скорлупе

Возможно, к лидерам продаж в области детской литературы скоро присоединятся только что выпущенные компанией «Махаон» романы для детей Люка Бессона.

Длинный список книг, на которых выросли нынешние родители, разрастается, как пышный сад. Появилась литература нового времени, которая еще не успела стать классической, но способна составить конкуренцию старому поколению писателей. Немудрено, что юные книгочеи отвергают Аркадия Гайдара или Льва Кассиля с их советским антуражем и устаревшими реалиями. Реакция ребятишек на старые добрые книжки может быть весьма неожиданной для взрослого.
— Ненавижу братьев Гримм, — сердится семилетний Дима. — Они Мальчика–с–пальчика уморить решили, в лесу бросили. Мои мама с папой никогда так не сделают.
— Ну и дурак этот Малыш, — рассуждает десятилетняя Юля. — Карлсон съедал у него все варенье, устраивал погром, а Малыш все равно о нем скучал. Ему было все равно с кем дружить?
— Мама подсовывает мне книжки своего детства о пионерах, — возмущается двенадцатилетняя Таня. — А зачем мне эти пионеры? Они все делали по принуждению!
У этих детей уже сформировалась собственная шкала нравственных ценностей, с помощью которой они соотносят книжные события с реальностью. Но бесполезно объяснять, что вот эту книжку надо прочитать обязательно, а эту не стоит. Если им не интересно, никакие уговоры не помогут. Главное для ребятишек — захватывающий сюжет. Вот под него–то автор может «протащить» любую мораль, если, конечно, она не выглядит прямым назиданием. «Мораль» Люка Бессона такова: кто честен и храбр — тот и удачлив. Каждый сможет стать победителем, если устремлен к добру.
Серия из трех романов про десятилетнего мальчика Артура — дебют в детской литературе режиссера «Пятого элемента», «Голубой бездны», «Никиты». Мастер по созданию иллюзий и головоломок, на этот раз он моделирует мир фэнтези, который, как водопад, обрушивается на выдумщика Артура. Для начала любимая «бабулечка» погружает внука в архив его пропавшего дедушки, изобретателя и путешественника. Из чертежей и шифрограмм Артур узнает о существовании загадочной страны крошечных существ минипутов. И тут автор делает хитрый ход. Какой бы славной ни была «бабулечка», он удаляет ее из повествования, потому как взрослые — только помеха детям в их приключениях. Далее никто и ничто не мешает Артуру действовать так, как он мечтал. Под покровом ночи он перемещается из обычного мира в параллельный, ведь только там можно ринуться навстречу смертельной опасности, оседлать комара, путешествовать в ореховой скорлупке, воевать с коварными оматами, влюбляться в принцессу Селению и разыскивать дедушку на всех семи континентах подземной страны минипутов. Чем дальше, тем меньше остается Артуру времени для размышлений и тем динамичнее развивается сюжет. Он будто бы построен по принципу ускорения, когда всем вовлеченным в действие остановиться уже невозможно.
Невозможно остановиться и читателю. Едва заглотив первую книгу, он требует и вторую, и третью. А тут и кинопремьера подоспеет. Стиль «Артура» близок к киносценарию, и не был бы Бессон режиссером, если бы не сочинял с прицелом на экранизацию. Жаль, что социальный заказ часто сгоняет авторов с рельс качественной литературы в колею коммерческого продукта. Кто бы помог ребенку почувствовать разницу между тем и другим.

Яна КОЛЕСИНСКАЯ

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.