31 мая Всемирная организация здравоохранения объявила Днем без табачного дыма


Вместо мамы, или Разговор по душам

О вреде курения я слышала множество раз, однако всегда верила не страшным увещеваниям Минздрава, а своему внутреннему состоянию.

Сигарета была для меня не столько врагом для здоровья, сколько товарищем по несчастью. И действительно, когда мне было особенно тяжело на душе, я курила в два–три раза больше, чем обычно. Впрочем, и в минуты счастья я охотно тянулась к пачке с сигаретами, высвобождая вместе с дымом всю радость, которой иногда не хочется делиться с другими из–за страха обесценивания самого сокровенного.
Так, уже в течение 13 лет сигарета заменяет мне близкого друга, с которым я делюсь своими переживаниями и даже своим здоровьем, хотя отлично понимаю, что это неоправданная жертва. За это время я успела получить второе высшее психологическое образование и как психолог уже стала многое осознавать. Необходимость курения в моей жизни зародилась еще тогда, когда мама вскармливала меня грудью. Именно тогда произошел процесс «застревания» на оральной стадии, о котором писал Фрейд. Мамино тепло, ощущение защищенности и легко доступной сытости так и остались потребностью по жизни, которую я, будучи взрослой, научилась удовлетворять с помощью сигареты, которая где–то на глубоко подсознательном уровне воспринимается мной как отголосок того благостного времени. Отказаться от этого — значит нести ответственность за себя в одиночку, признать собственную взрослость не как факт биографии, а как личностное достояние. И как бы я сейчас ни пыталась обмануть себя, как это делают многие, объясняя пристрастие к сигаретам невинным желанием разрядиться, на самом деле речь идет об отсутствии силы признать свою зависимость и начать движение вперед от маминой груди к самостоятельности, которой от меня ждут мои клиенты.
Сила психолога заключается в том, что он, зная истинные причины своих слабостей, может изменить следствие. Если я смогу расстаться со своим «другом–сигаретой», значит придется учиться управлять собой, своими чувствами и эмоциями без поддержки извне. Смогу ли я сделать это? Честно сказать, не знаю. Ведь известно, с каким трудом дети отрываются от материнской груди: через плач, крики, страдания. По такому же сценарию происходит расставание с любой зависимостью, пусть даже самой, казалось бы, незначительной на фоне других: через «ломки» к свободе.
Каждый раз, обещая себе «бросить завтра», я поступаю так же, как и миллионы людей, которые обманывают себя, продлевая время своего затянувшегося детства и объясняя это иными, более удобоваримыми для психики причинами, которые кажутся весьма объективными. Сейчас я смотрю на своего сына, который очень негативно относится к тому, что его мама курит, и искренне надеюсь, что сигарета не станет для него единственным символом защиты от внешних перипетий жизни, от которых не спасут пролетающие сквозной пулей предупреждения Минздрава.

Татьяна Зайкова, психолог

Беременность и курение

Курение табака создает много проблем для здоровья, включая развитие рака, заболеваний легких и сердца. Когда беременная женщина курит, она подвергает риску себя и своего будущего ребенка. Плод, развивающийся в матке беременной женщины, получает кровь матери, и все продукты сгорания табака или другие соединения могут его поражать. Такое происходит как при курении самой матери, так и при вдыхании табачного дыма (так называемое пассивное курение).
Осложнения беременности, связанные с курением:
— низкий вес плода при рождении,
— внутриматочная задержка развития плода,
— преждевременнные роды,
— преждевременный разрыв плодовых оболочек, что опасно преждевременными родами или восходящей инфекцией,
— повышенный уровень мертворождений, выкидышей, эктопической (внематочной) беременности,
— осложнения во время родов.
Предупреждение отрицательного влияния курения табака:
— Не курите. Если вы курите, откажитесь от этого при планировании беременности.
— Принимайте препараты фолиевой кислоты для предупреждения дефектов центральной нервной системы плода.
— Не используйте наркотики и другие психоактивные препараты.
— Не употребляйте алкоголь до и во время беременности.
— Лечите хронические заболевания типа диабета или повышенного артериального давления. Эти заболевания могут отрицательно сказаться на здоровье ребенка.
Откажитесь от курения полностью. Уберите подальше все курительные принадлежности — зажигалку, спички, пепельницу и все прочее. Делайте больше прогулок, ведите себя активно, употребляйте больше жидкости. Проявите силу воли во имя здоровья вашего ребенка. Вы будете вознаграждены за это счастливым материнством.

Е. Ф. БОЧАРОВ, д.м.н., профессор

Курение бьет по восьми органам–мишеням

Международное Агентство исследований по раку идентифицировало курение табака как причину раковых заболеваний многих органов, гораздо более сильную, чем другие известные канцерогены. Восемь органов человека являются мишенью связанного с курением генотоксического эффекта. Эти мишени следующие : область рото–носоглотки, пищевод, зев–гортань, легкие, поджелудочная железа, миелоидные органы, мочевой пузырь–мочеточники, шейка матки. К этому списку органов взрослого человека, в которых наблюдается генотоксический эффект при курении табака, сейчас надо добавить соматические клетки плода, вынашиваемого курящей матерью.
В только что опубликованной статье в «Журнале Американской медицинской ассоциации» показано, что курение во время беременности ассоциируется с повышением нестабильности хромосом в амниоцитах (клетках одной из плодовых оболочек). Это является прямым доказательством ассоциированного с курением внутриматочного мутагенеза и является маркером немедленного или долгосрочного эффекта на здоровье детей, рожденных курящей матерью.
Авторы предполагают, что эти аномалии имеют отношение к развитию лейкемии у детей. Эти данные являются первыми в идентификации связанного с курением генотоксического повреждения эпителиальных клеток плода у курящих матерей. Это прямое и косвенное подтверждение эффекта трансплацентарного мутагена на развивающийся плод.
Непрямые доказательства наличия связанных с курением мутагенов получены еще 20 лет назад, когда было установлено, что отделяемое шейки матки курящих женщин более мутагенно на тестовой модели с использованием сальмонелл (классический тест Эймса, широко применяемый в экспериментальной генетике).
Получены также данные о непрямом эффекте курения табака на половые клетки курящих родителей с возможным эффектом на потомство. Конечно, еще многое предстоит уточнять и дополнять, однако уже сейчас ясно, что курение во время беременности опасно как для матери, так и для ребенка.

В двенадцати шагах от зависимости

Мы часто употребляем слово «зависимость» только лишь в негативном значении, имея в виду чрезмерное пристрастие человека к чему–либо, например — к алкоголю, наркотикам, компьютеру и т. д. Но можно ли прожить жизнь и остаться полностью независимым? Ответ на этот вопрос чрезвычайно прост и однозначен. Невозможно, потому что изначально мы рождаемся на свет зависимыми от материнского внимания и заботы и, в конце концов, — от таких банальных вещей, как воздух, вода и прочее. Так что же такое зависимость и стоит ли с ней бороться? Правильнее было бы сказать, что необходимо бороться именно с той формой зависимости, которая мешает вести полноценный образ жизни и влияет на качество взаимоотношений между людьми. В этот список входят как давно известные виды зависимостей: алкогольная, никотиновая, наркотическая, так и более «молодые» — игровая, компьютерная, Интернет–зависимости. Начнем по порядку со «старичков» — алкогольной и наркотической зависимостей, которые до сих пор занимают первую строчку в черном списке пагубных пристрастий.
Каких только методов лечения от этих недугов не предлагается в наше время!.. Мы же коснемся сегодня одного из самых распространенных, который зародился в США еще в начале 40–х годов и основан на формировании мировоззрения трезвости. Речь идет о программе «Двенадцать шагов», включающей принципы духовного очищения и принятия себя через переживание ответственности за собственную жизнь.
Об этой программе в нашей стране знают многие. В свое время у нас о ней активно писали как в специальной медицинской литературе, так и в средствах массовой информации. Вообще–то программа «Двенадцать шагов» изначально имела иное название — «Анонимные алкоголики», позже — «Анонимные наркоманы». Над ее созданием, кстати, трудились протестантские пасторы, поэтому эта программа — религиозная. Она основана на признании Бога и ответственности перед Ним.
С точки зрения современной психотерапии и психологии, одной из причин возникновения алкоголизма и наркомании является желание «убежать» от собственных чувств, попытка уйти от личностного роста через снятие с себя ответственности за происходящее. Делая первые шаги на пути к излечению, многие чувствуют себя очень плохо, им тяжело заново учиться выражать свои чувства, признавать ответственность за собственную жизнь, за жизнь своих близких и так далее. Однако, по всем психологическим меркам, делать это перед Богом гораздо проще, потому что Бог не отвергает своих чад, в отличие от близких людей, которые начинают с неприятием и пренебрежением относиться к попавшему в зависимость члену семьи и не понимают, что речь идет о болезни. Наученные горьким опытом, большинство людей с химической зависимостью чувствительны к критике и стремятся скрывать свои чувства от других. Подобная открытость перед Богом помогает избавиться от былых ценностей и приоритетов, познать себя и проанализировать выработанные годами способы ухода от реальности.
Каким же образом религиозная программа может помочь в реабилитации алкоголиков и наркозависимых? Что по этому поводу говорят священнослужители?
Сегодня уже не для кого не секрет, что наркомания — это болезнь души, развивающаяся в результате бездуховности, которым поражено все наше общество. Но под духовностью понимают отнюдь не хорошее воспитание, не достойное образование, не знание или осознание истинного значения культурных ценностей, не увлечение искусством, литературой и так далее. Духовность — это жизнь с Богом. Бездуховность, соответственно — безбожный образ жизни. А жизнь без Бога — это грех, который затягивает молодежь в водоворот алкоголизма и наркомании. Таким образом, создается порочный круг: бездуховность — безнравственность — алкоголизация или наркотизация — всесторонняя деградация. По мнению протестантских пасторов, работающих над программой, разорвать этот порочный круг возможно только с Божией помощью. Вот почему одними из основных постулатов программы они установили: первое — «Я пришел к убеждению, что только Сила более могучая, чем моя собственная, может вернуть мне здоровье», второе — «Я признал перед Богом, собой и каким–либо другим человеком истинную природу своих заблуждений».
Если верить сообщениям двадцатилетней давности, то эффективность программы в реабилитации наркозависимых превзошла эффективность традиционной медико–психологической помощи, применяющейся для лечения и реабилитации больных. В США создание обществ «Анонимных алкоголиков», а затем «Анонимных наркоманов» стало считаться делом чуть ли не первостепенной важности. Позже религиозную «12–шаговую» программу стали применять и в нашей стране. Благодаря этому отечественным наркологам удалось познакомиться с ней поближе, но следует сказать, что впечатлила она далеко не всех. Пока с больными работали по 12–шаговой программе, они не употребляли наркотики и алкоголь, но стоило им оторваться от общества анонимных наркоманов (алкоголиков), как болезнь вновь заявляла о себе. Конечно, в полное излечение от наркомании или алкоголизма никто из наших специалистов не верил, так как эти болезни считаются неизлечимыми. Но и решением проблемы химической зависимости программу «вышагивания» тоже нельзя было назвать. Хотя протестанты, создавая религиозную программу, имели в виду именно излечение. В чем же причина неудачи?
Один из постулатов 12–шаговой программы гласит: «Я принял решение препоручить свою волю и свою жизнь Богу, как я Его понимаю». Вот именно в этом «как я Его понимаю», по мнению специалистов, и кроется ошибка протестантских пасторов. Ведь для кого–то богом является истукан, для кого–то корова, для кого–то стихия. Бог же в понимании протестантов — Един, и «не сотвори себе кумира (будь то та же корова, стихия или Луна. — Авт.)» — строгое предостережение от тяжкого греха. Протестанты это знают. Зачем же они сделали эту «дописку»? Скорее всего, для того, чтобы расширить аудиторию, чтобы помощь могли получать и люди других вероисповеданий, в том числе язычники, а также атеисты, для которых богом, к примеру, может являться человеческий разум. Но Истина — одна, она не может раздвоиться, и путь к ней — один. Об этом и нужно было говорить, а не «заигрывать» с иноверующими. То есть хотели как лучше, а получилось как всегда. Увы!
Справедливости ради следует отметить, что эффективность этой программы за рубежом выше, чем у нас. Связано ли это с тем, что у нашего народа иное представление о Боге? На самом деле, 80 процентов россиян считают себя православными людьми. Потому что хотим мы этого или не хотим, но наше общество в традиционном смысле ориентировано на Православие. В связи с этим «12–шаговая программа» не получила в России столь широкого распространения, как в США. Но рациональное зерно в ней, безусловно, было, и воспользоваться им, конечно же, не мешало бы.
Итак, 12–шаговая программа, вернее религиозная составляющая этой программы, стала толчком для создания в России душепопечительских православных центров, работающих по своим собственным программам, ориентированным на принятие Христа в православном понимании. По словам руководителя Московского душепопечительского реабилитационного центра доктора медицинских наук профессора неврологии иеромонаха Анатолия (Берестова), если больные действительно хотят исцелиться, они должны соединиться с Личным Богом, а не с абстрактным, «как они его понимают». Только это и будет тем мощным духовным действием, которое способно изменить мышление человека, его образ жизни. Эффективность реабилитации больных в таких православных центрах (Москва, Санкт–Петербург, Магадан, Новокузнецк и др.) составляет 60 процентов (по официальной статистике, эффективность реабилитации наркозависимых в государственных наркологических лечебно–профилактических учреждениях составляет не более пяти процентов). То есть большинство больных, прошедших реабилитацию по православной программе, начинают постепенно воцерковляться и полностью перестают потреблять наркотики или злоупотреблять алкоголем. При этом происходит и социальная реабилитация. Больные возвращаются в семью, устраиваются на работу, начинают учиться, женятся или выходят замуж, рожают и воспитывают детей.
По мнению ведущих наркологов России, ознакомившихся с методами работы врачей и священников православных реабилитационных центров и изучивших поражающие воображение статистические данные за несколько лет, деятельность таких центров действительно заслуживает самого пристального внимания.

Татьяна ЗАЙКОВА, психолог
Дмитрий КОКОУЛИН




Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.