Королевский гамбит Гарри Каспарова

На прошлой неделе в нашем городе побывал Гарри Каспаров, который в марте нынешнего года после очередной победы на cупертурнире в испанском Линаресе неожиданно объявил о завершении своей шахматной карьеры и о намерении заняться политикой.

С его прежней профессией все ясно. Каспаров был не просто выдающимся шахматистом. Это шахматный гений в чистом виде, и таких как он в истории шахмат можно пересчитать по пальцам одной руки. Он был уникальным игроком. Сейчас Гарри — самая харизматическая личность на правом фланге, совершенно необычная фигура в российской политике. Слушая Каспарова, приходится привыкать к другой терминологии, лексике, где нынешняя власть называется не иначе как «путинский режим». Своей вдохновенной одержимостью Гарри чем–то напоминает римского сенатора Марка Порция Катона–старшего, который каждую свою речь заканчивал одними и теми же словами: «Карфаген должен быть разрушен!»

Выборы могут «закрыть»?

Первый шаг в большую политику Каспаров сделал в начале прошлого года, когда возглавил созданный «Комитет–2008: свобода выбора». О мотивах такого шага Гарри Кимович говорил и на встрече с журналистами, и студентам на крыльце первого корпуса НГТУ (поскольку в актовый зал его попросту не пустили).
— Я попытаюсь кратко рассказать о событиях последних полутора лет, которые привели меня к нынешнему положению, к решению оставить профессиональные шахматы и заняться деятельностью, которая в России называется политической, хотя ее вполне можно назвать и отстаиванием наших гражданских прав. Политическая площадка в России сегодня существует в довольно условном виде, если под политикой подразумевать свободный обмен мнениями, дискуссии и свободные выборы. «Комитет 2008» появился в январе 2004 года, и во многом это была реакция на катастрофический результат парламентских выборов. И его основателями были как раз не партийные деятели так называемого либерального фланга, а общественные деятели, журналисты, которые пытались понять, что же дальше будет происходить с Россией. И «Комитет–2008» тогда первым заявил, что России угрожает полный демонтаж выборной системы. Тогда это казалось мрачной «оруэлловской» утопией, и нас подняли на смех. Все говорили о том, что никаких оснований для столь мрачных прогнозов нет. Многие так называемые либеральные журналисты и политики верили, а некоторые и сейчас продолжают делать вид, что верят в то, что Путин по–настоящему проводит курс либеральных реформ. Но, увы, наши самые мрачные прогнозы сбываются. Сегодня мелкие идеологические проблемы отступают на второй план. Мы должны любой ценой попытаться воссоздать политическую площадку, на которой можно вести дискуссии, обсуждения и которая приведет к возрождению выборной демократии. Кто победит на этих выборах — вопрос второй. Главным является то, чтобы в 2008–м году, не дай Бог, не произошло очередной передачи власти из рук в руки.
Вопрос о том, кто должен править Россией, решается не внутри Садового кольца. Это тот вопрос, который должны решать 140 миллионов человек, даже если большинство из них, как нам кажется, к этому еще не готовы. Президентом страны в 2008 году может стать человек, взгляды которого мне не нравятся. Но важно, чтобы этот человек стал президентом страны не в результате кремлевского сговора, как это было в 2000–м году, какого–то междусобойчика за кремлевской стеной, а в результате выборов. И если 140 миллионов человек решат, что президентом страны должен быть человек, взгляды которого мне не нравятся, я приму это совершенно нормально. Если не будет нарушена Конституция, в 2008 году Путин должен уйти. Но я подозреваю, что мы столкнемся с совсем иной реальностью. Сегодня говорить о выборах — значит, игнорировать тот факт, что власть взяла курс на изменение Конституции. И это изменение произойдет в течение ближайших 12 месяцев. И оно откроет дорогу Путину к тому, чтобы сохраниться в каком–то качестве на третий, четвертый — любой срок.
У журналистов сам собой возник вопрос: «Гарри Кимович, а сами вы не собираетесь баллотироваться в президенты?»
— Я не ставлю перед собой никаких конкретных политических задач, — ответил Каспаров. — Сейчас главное — объединиться и добиться, чтобы в России прошли честные выборы. Я сильно подозреваю, что на этих выборах победит человек, чьи взгляды мне будут не очень симпатичны. Но это — второстепенно. Главное, чтобы этот победитель представлял точку зрения большего числа наших соотечественников.
Даже самые каверзные «ходы» журналистов не могли застать Каспарова врасплох:
— Гарри Кимович, складывается впечатление, что вы тоже хотите оказаться в тюрьме. Не опасаетесь ли вы делать такие заявления? Вам могут, например, просто подбросить наркотики...
— Скажите — за что? Там оказываются за нарушение законов. В чем я нарушаю закон? Почему человек должен оказаться в тюрьме, если он говорит о своем несогласии с властью? Или мы уже живем в стране, где за это сажают в тюрьму? Давайте так: я не настолько глуп, чтобы не бояться. Случиться может все, что угодно. Но если мы решим, что власть может сажать в тюрьму просто за высказывания ... А подбросить наркотики — это зависит от того, насколько мы все готовы принимать ту ложь, которой нас пичкают. Власть все–таки пытается соблюдать внешний политес. Не потому, что она такая благородная. А потому, что все–таки приходится глядеть в глаза разным людям, приезжающим в Москву на парад Победы. И не потому, что эти люди их интересуют. А потому что их деньги находятся в западных банках. И эта власть не может установить железный занавес — деньги там. Собственность — там: деньги, яхты, самолеты — все там. Дети там учатся. Власть говорит о том, что Россию надо интегрировать в мировое сообщество. Сама она уже интегрировалась. Она неразрывно связана с остальным миром и пойти на полный разрыв уже не может.

Боролись не с олигархией, а с «прозрачным» олигархом

На встрече со студентами НГТУ Каспаров ответил на множество вопросов, но в большинстве из них так или иначе звучали слова «образование», «олигархи», «Ходорковский».
— Многие люди, с которыми я встречаюсь в регионах, — продолжал Каспаров, — задают вопрос: «Как же так? Почему именно в тот момент, когда страна захлебывается от нефтедолларов, сокращаются социальные выплаты? Почему проводятся явно неподготовленные реформы, которые бьют по интересам простых людей? Почему именно в этот момент начинается совершенно жуткое высасывание денег из регионов?» Сегодня Россия столкнулась с одной из самых страшных проблем: концентрация власти и денег в одном городе. Количество денег, сконцентрированных в Москве, превышает все допустимые пределы. Посмотрите, как хорошо внутри Садового кольца! Москва — один из самых дорогих городов мира! Мы хорошо живем и вам того же желаем! Я езжу по России, и все, что я вижу, убеждает меня в том, что что–то сгнило в «королевстве датском».
За последние годы у нас в два раза увеличилось количество миллиардеров. Как это могло произойти, если боролись с олигархией? В том–то и дело, что боролись не с олигархией. Боролись с тем олигархом, который сказал: «Хватит, ребята, налоги надо платить честно. Надо вкладывать деньги в свою страну». Ходорковский вкладывал деньги в систему образования, в общественные организации. А куда вкладывает деньги Абрамович — мы все видим. Более того, сегодня схемы, которые Ходорковскому вменяются в вину и за которые он получит, наверное, десять лет, продолжают активно использоваться, причем, в гораздо более бесстыдном виде. Потому что никаких оффшоров Абрамович не создает. Он просто использует оффшор под названием «Чукотка», через который деньги благополучно уходят, минуя казну. Прокуратуре даже не надо проводить расследование, где эти деньги материализуются. Состояние Абрамовича растет, но, видимо, это является нормальным событием в шкале ценностей Путина. А Ходорковский сидит в тюрьме именно потому, что он не хотел носить деньги в Кремль в чемоданах, а хотел платить их в казну.
— Как вы считаете, можно ли честно стать миллиардером в течение пяти лет?
— Еще раз хочу повторить, что количество миллиардеров в стране растет ударными темпами. Более того, часть из них является представителями властных структур. Я верю в то, что можно украсть 100 миллионов долларов, ну пусть пятьсот. Но шесть миллиардов нельзя украсть! Ходорковский сумел создать действующий бизнес, который стал платить налоги в России. И еще надо посчитать, принесла его деятельность ущерб или пользу России. Важно другое: с какого–то момента именно «ЮКОС» стал прозрачной корпорацией, которая предложила поменять правила игры. И именно он разгромлен, а не другие компании, которые продолжают вести теневую деятельность. В этом мои главные претензии к Путину. Он не применил универсальных методов ко всем этим империям.
— У нас много миллиардеров. Не кажется ли вам, что если не будет у власти Путина, то придет другая богатая группа, которая будет защищать свои интересы?
— Да, миллиардеров много. Здесь мы занимаем второе место в мире, а Москва по их количеству, скорее всего, первый город в мире. Если верить журналу «Форбс», она обогнала даже Нью–Йорк. Безусловно, никому еще не удавалось нейтрализовать влияние денег на власть. Вопрос только в том, что все эти деньги должны подчиняться каким–то общим правилам. Сегодня может победить какая–то одна группа, но она находится под постоянным прицелом оппозиции. Например, совершенно ясно, что бюджет США прозрачен до последнего цента, потому что почти половина демократов в Конгрессе следит за тем, как он расходуется. Нам требуется всего–навсего выработать универсальные правила, чтобы ни у кого не возникало желания побыть у власти еще немного. Сейчас почему–то возникает «проблема 2008 года». А что, собственно говоря, случилось? Путину в 2008 году пора искать какую–то другую работу, и почему–то сейчас начали говорить о том, что надо искать варианты передачи власти. Нет вариантов передачи власти, кроме нормальных выборов! Все остальное — это попытка сфальсифицировать наше волеизъявление.

Подготовил Александр СКЛЯРЕНКО

Версия для печати
Отправить по e-mail
Обсудить в форуме NNEWS.ru






ab579876

технический портал :: схемы :: программы :: технический форум :: техническая библиотека

Rambler's Top100 По всем вопросам, связанным с функционированием сервера, пишите администратору
© 2001-2006, «Новости в Новосибирске», Все права защищены.